Анализ факторов повлиявших на измерение уровня затрат на 1р. товарной продукции
Показателем сравнимой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой (разнородной) товарной продукции – затраты на 1 руб. товарной продукции.
Анализ показателя затрат на 1 руб. продукции направлен на то, чтобы раскрыть издержки на производство и реализацию разнородной продукции. Этот показатель определяется следующим соотношением:
З 1р тп = S / N = ∑ qc / ∑ qz,
где З 1р тп – затраты на 1 руб. товарной продукции; q – количество, объем выпуска в натуральном выражении, с – себестоимость единицы;
Z –цена единицы.
Показатель затрат на 1 руб. продукции применяется для контроля за динамикой себестоимости. Используя данный обобщающий показатель можно провести межхозяйственные сравнения.
Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми затратами на 1 руб. товарной продукции.Затраты на 1 руб. товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных расходов. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию. В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:
* изменение объема и структуры продукции;
* изменения себестоимости продукции;
* изменения цен на продукцию.
При изменении объема и структуры продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на 1 руб. товарной продукции против плана снизится , и наоборот. Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению затрат на 1 руб. товарной продукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на 1 руб. товарной продукции, и наоборот. Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величину затрат на 1 руб. товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на 1 руб. товарной продукции растут, и наоборот.