РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ

 

Понедельник 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
    2. Счет.
    3. Строительная игра.
Вторник 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
    2. Дидактическая игра.
    3. Музыкальное занятие.
Среда 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
    2. Ручной труд.
    3. Дидактическая игра.
Четверг 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
    2. Рисование.
    3. Ручной труд.
Пятница 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
    2. Аппликация.
    3. Сюжетно-ролевая игра или игра-драматизация (утром).
Суббота 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
    2. Музыкальное занятие.
    3. Конструирование.
Воскресенье 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
    2. Настольные игры или игры с любимой игрушкой.
    3. Ручной труд (утром). Показ диафильмов или просмотр телевизионной передачи (вечером).

Последовательность комплексной медико-педагогической работы с детьми-логопатами. Весь комплекс медико-педагогических мероприятий в специализиро­ванном стационаре применяется в зависимости от формы речевого нарушения и времени пребывания ребенка в санатории. Естественно, что такая работа с детьми не может быть стабильной на протяжении все-310 го курса их лечения. Она может изменяться в зависимости от результатов преодоления речевого наруше­ния на разных ее этапах.

Все многообразие вышеназванного комплекса мо­жет рассматриваться в основном как совокупность щадящих и Тренирующих моментов и средств. Такое разделение соответствует видам индивидуального ре­жима, общепринятого в учреждениях санаторного типа (Д.Г. Оппенгейм, Л.Н. Канавец, Н.М. Дмитриева и В.А. Лебедева, А.С. Крапин).

Щадящий режим ограждает психику ребенка от влияния отрицательных факторов внешней среды и создает условия, благоприятно воздействующие на организм. Сюда относится устранение отрицательно действующих раздражителей: слуховых, обонятельных, зрительных и т. д., продление физиологического сна, устранение моментов, стесняющих или тревожащих ребенка, установление взаимного доверия между ним и обслуживающим персоналом. Важно придать пребы­ванию ребенка в стационаре положительную эмоцио­нальную окраску, создать бодрое, жизнерадостное настроение, отвлечь от тревожных дум о своем недо­статке.

Этот режим характеризуется определенными ог­раничениями в отношении количества и интенсивнос­ти специальных занятий с ребенком, назначаемых процедур, медикаментозных средств и пр. «Щадящий режим предусматривает мобилизацию охранительных механизмов организма путем удлиненного сна и пас­сивного отдыха, ограничения движений... Этот режим направлен на усиление внутреннего торможения, на ограничение расходования энергетических ресурсов организма, на активацию процессов ассимиляции».

Щадящий режим особенно полное свое выраже­ние находит в первые дни пребывания ребенка-лого­пата в стационаре. Так, первые 2 — 3 дня дети большую часть дня находятся в постелях, соблюдая так называ­емый режим молчания. Этот момент важен для того, чтобы дать максимальный отдых ребенку, чтобы он быстрее привык к особенностям лечебной обстановки, быстрее настроился на лечение.

В это же время детей знакомят с условиями, в которых им предстоит теперь жить: с сотрудниками, режимом, помещением, территорией. Каждому ребен­ку указывают его место для одежды, сна, питания и пр. Воспитатели знакомят детей друг с другом, рассказы­вая о каждом из них: откуда приехал, сколько лет, чем любит заниматься (отмечаются только положительные стороны). Проводятся, таким образом, первые шаги по организации детского коллектива. Для этой же цели сразу намечаются ответственные за аквариум, цветы, клетку с птицами, игрушки, игры и т. д.

С первого дня пребывания в стационаре ребенок подвергается тщательному изучению и обследованию. Врачи проводят клинические исследования. Выявляют­ся дети физически ослабленные, с повышенной нерв­ной возбудимостью, отмечаются сопутствующие забо­левания. Исследуется кровь (общий анализ), измеряется кровяное давление, отмечается характер дыхания, пульса, состояние функций печени, выделительных органов (почек). Уточняется анатомо-физиологический механизм речевого расстройства. Логопеды в это вре­мя глубже изучают проявления нарушенной речи. Проводят первичную магнитофонную запись. Обсле­дуется сила, подвижность и координированность об­щих речевых движений ребенка. Совместно с воспи­тателями выявляются его интересы, наклонности, спо­собности, знания, навыки, привычки.

После всестороннего обследования детей им на­значается прежде всего необходимое лечение сопут­ствующих заболеваний, с тем чтобы повысить защит­ные и компенсаторные свойства организма и напра­вить их на преодоление основного недуга. В это же время начинают проводиться общеукрепляющая и успокаивающая терапия. Если в анамнезе у ребенка есть указания на органическое нарушение централь­ной нервной системы, травмы головного мозга, прово­дится курс дегидратационной терапии в виде внутри­венных вливаний магнезии и глюкозы по схеме или в виде лечения фонуритом. С первых же дней лечения ребенку помогают справиться с различными болезнен­ными наслоениями, мешающими ему активно вклю­чаться в занятия. Сюда относится, например, борьба с обильным слюнотечением в случаях псевдобульбарной дизартрии, с гиперкинезами, повышенным тонусом или дискоординацией мышц артикуляционного аппарата, психогенными наслоениями и пр.

Речевые занятия в период щадящего режима вы­ражены в основном подготовительными упражнения­ми на развитие слухового внимания и фонематическо­го слуха, артикуляции, дыхания, голоса, темпа и ритма речи. При заикании используется шепотная, сопряжен­ная и отраженная формы речи. Проводятся психоте­рапевтические беседы, помогающие выработать пра­вильное отношение ребенка к своему месту в коллек­тиве, стимулирующие к активной работе над собой и своей речью. Дети знакомятся с элементами правиль­ной речи, слушают записи речи своих предшественни­ков до и после их лечения и пр.

Тренировочный режим (в отличие от щадящего) представляет собой систематическое и активное меди­ко-педагогическое воздействие на больного ребенка. В условиях специализированного стационара он харак­теризуется активизацией речевых занятий, постоянной практикой правильной речи во все режимные момен­ты, интенсивным применением лечебных препаратов и процедур и пр. Тренировочный режим предусматри­вает также активное применение разнообразных фи­зических нагрузок, оказывающих стимулирующее вли­яние на центральную нервную систему.

В системе речевых упражнений предусматривает­ся активная тренировка правильного звукопроизношения, накопление словарного запаса, формирование правильной фразы, темпа и ритма речи и пр. Совер­шенствуется самоконтроль детей за своей речью и поведением. Используются обучающие и сравнитель­ные микрофонные занятия. Правильная речь трени­руется на специальных занятиях, а также во все ре­жимные моменты. Проводится ее закрепление и в публичных выступлениях детей перед сверстниками и взрослыми.

Воспитательная работа с детьми в это время на­правлена на активное накопление ими полезных и общеобразовательных навыков. В процессе этой рабо­ты дети постоянно тренируют и закрепляют навыки правильной речи и поведения.

Лечебная работа в виде медикаментозного, физио-климатолечения предусматривает в этот период так­же наиболее активное воздействие на ребенка. Обще­укрепляющая терапия, стимулирующая, рассасываю­щая, противосудорожная и пр. — все это в совокуп­ности с другими мерами активно направляется на устранение у ребенка расстройства речи и связанных с ним нарушений и сопутствующих заболеваний.

Таким образом, тренировочный режим представ­ляет собой всю сумму активного медико-педагогичес­кого воздействия на ребенка.

Необходимо учитывать, что между щадящим и тре­нировочным режимами нет резкой грани, они очень динамичны и практически переходят один в другой, от менее к более активному. Оба вида режима имеют одну целевую установку, они не противопоставляются друг другу, а сочетаются и применяются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а также дина­мики восстановительных процессов организма и речи. Для более плавного перехода от щадящего режима к тренировочному в условиях специализированного учреждения оказывается полезным предусмотреть промежуточный период. Он характеризуется равно­значным и одновременным использованием меропри­ятий и средств двух видов режима.

Необходимо иметь также в виду, что после курса лечения ребенок-логопат обычно нуждается определен­ное время в сохранении медико-педагогического воз­действия в домашних условиях: закреплении навыков правильной речи и поведения, общеукрепляющем или стимулирующем лечении, соблюдении определенного ритма жизни и пр.

Поэтому в специализированном стационаре пре­дусматривается еще один период — заключительный, предназначенный, с одной стороны, для отдыха ребенка после активной терапии, а с другой — для активно го самостоятельного использования полученных навы­ков правильной речи и поведения. В этот период про­водится работа с ребенком и его родителями.

Таким образом, в условиях специального стацио­нара можно выделить несколько обязательных и по­следовательно сменяющихся периодов в лечебно-пе­дагогической работе с детьми-логопатами:

1) Начальный период (максимальное использование щадящего режима);

2) Промежуточный период, характеризующийся по­степенным включением ребенка-логопата в актив­ный медико-педагогический процесс;

3) Основной период (максимальное использование активного тренировочного режима);

4) Заключительный период, характеризующийся от­носительным отдыхом ребенка от лечения и подго­товкой перехода его к обычному образу жизни.

В зависимости от формы речевого нарушения и сроков пребывания ребенка на лечении время этих названных периодов будет, естественно, изменяться. В зависимости от этого будут в разной степени изме­няться формы и направленность всех компонентов комплексной медико-педагогической работы с детьми. Таким образом, твердая система этапного воздействия на детей позволяет объединить и целенаправить все стороны и моменты медико-педагогического воздей­ствия на детей-логопатов в условиях специального учреждения.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова.

М., 1968. С. 8-29.