Амбулаторный прием

Внутри кабинета логопед оказывает населению своего района, прежде всего детям, консультативно-диагностическую и лечебно-педагогическую помощь. К первой мы относим работу логопеда на первичном приеме пациентов и их родителей. Когда логопед после сбора анамнестических сведений и обследо­вания пациента устанавливает диагноз речевого на­рушения, решает вопрос о необходимых условиях или методах его устранения, соответственно информиру­ет родных о предстоящих мерах предупреждения и устранения речевой неполноценности и проч. Ко второй части амбулаторной работы логопеда относятся регулярные занятия с логопатами. Эти занятия проводятся индивидуально или в группе, в зависи­мости от речевого нарушения, особенностей пациен­та или этапа логопедической работы с ним. Так, на­пример, постановка звуков у детей с фонетическими нарушениями обычно требует индивидуальной рабо­ты. Но уже их автоматизация и дифференциация проводятся в группах.

Задачей каждого логопеда является возможно бо­лее скорый переход от индивидуальной работы с од­ним логопатом к групповым занятиям, т. к. групповые занятия позволяют использовать ряд благоприятных факторов логопедического воздействия в виде подра­жания положительным примерам, элементов соревно­вания, шефства сильных над слабыми, разнообразия форм логопедических занятий и многое другое.

Учитывая специфику работы с заикающимися, логопеды много времени уделяют воспитанию у заика­ющихся умения переносить в жизнь навыки, приобре­таемые в результате занятий в логопедическом каби­нете. Воспитание в условиях кабинета правильного поведения и речи у заикающихся детей, подростков и даже взрослых является делом сравнительно неслож­ным, так как они быстро свыкаются с обстановкой, с коллективом и чувствуют себя в кабинете спокойно и уверенно. Гораздо сложнее, как известно, научить за­икающихся пользоваться правильными навыками в отсутствие логопеда, в незнакомой обстановке, в обще­ственных местах, в минуты возбуждения и т. д. С этой целью логопедами организуются специальные выступ­ления заикающихся в общественных местах, экскур­сии в магазины, поездки по городу и проч., в процессе чего они под наблюдением логопеда продолжают за­крепительную работу по воспитанию у себя правиль­ных речевых навыков и поведения.