Типология стилей научного мышления в истории науки: натуралистический, механический и современный стили научного мышления.

Развитие современной методологии научного познания, исследующей главным образом способы общенаучного, а не индивидуального познания, привело к широкому употреблению понятия стиля мышления также и в его логико-эпистемологическом значении. Стиль научного мышления есть исторически сложившаяся, устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху. Стиль научного мышления функционирует в науке как динамическая система методологических принципов, идеалов и норм, детерминирующих структуру научного знания, его конкретно-историческую форму. Стиль мышления тесно связан с научной картиной мира, задающей представления о структуре и закономерностях действительности в рамках определенного типа мировоззрения и научно-практических познавательных процедур. Используются понятия механистического, вероятностного, системно-структурного или кибернетического и других стилей мышления, обсуждается сама проблема их классификации. Например, И.Т.Дорофеева считает, что в физике ХVII–XVIII вв. ведущим был механистический стиль мышления, со второй половины XIX в. – электродинамический, а с 20‑х годов ХХ в. преобладает квантово-механический стиль. У М.Ф.Веденова и Ю.В.Сачкова также выделяются «три основных этапа в истории развития физико-математического естествознания: жестко детерминированный, вероятностный и условно кибернетический» – и соответственно им три стиля научного мышления. Все они «функционируют не изолированно от других стилей мышления, не в отрыве от них, а в органической связи с ними, образуя диалектический синтез соответствующих стилей мышления». В философской литературе широкое распространение получила мысль о том, что стиль научного мышления «формируется на базе определенной фундаментальной теории».

В своих зародышевых формах физическая картина мира содержала (особенно в предгалилеевский период) множество натурфилософских наслоений. В качестве характерного примера такого взаимодействия картины мира и опыта в эпоху становления естествознания можно указать на эксперименты В.Гильберта, в которых исследовались особенности электричества и магнетизма. Гипотезы Гильберта не выходили за рамки натурфилософских построений, но они послужили импульсом к постановке экспериментов, обнаруживших реальные факты. Например, представления об «электрических телах» как воплощении «стихии воды» породили гипотезу о том, что все электрические явления - результат истечения «флюидов» из наэлектризованных тел. Отсюда Гильберт предположил, что электрические истечения должны задерживаться преградами из бумаги и ткани и что огонь должен уничтожать электрические действия, поскольку он испаряет истечение.

У истоков механистической картины мира стоял Ньютон, он считал, что «было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы». Основное содержание механической картины мира, созданной Ньютоном, сводится к следующим моментам: Весь мир, вся Вселенная (от атомов до человека), понимался как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенно передающимися от тела к телу через пустоту. Согласно этому принципу любые события жестко предопределены законами классической механики. Естествознание рассматриваемого этапа было механистическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Стремление расчленить природу на отдельные «участки» и подвергать их анализу каждый по отдельности постепенно превращалось в привычку представлять природу состоящей из неизменных вещей, лишенных развития и взаимной связи.

Сегодня формируется новый стиль мышления, широко представленный во многих областях знания, начиная с 60-х годов XX в. - это системно-структурный подход, рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем, наконец, становление синергетического видения действительности.