Акты Президента РФ

Глава Российского государства выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей тер­ритории РФ. Указанные акты появились вместе с институтом Президента — в июле 1991 г.

Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не долж­ны противоречить Конституции РФ и федераль­ным законам (ст. 83 Конституции). Они подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент эти акты издает самостоятельно.

Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава госу­дарства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Указы подразделяются на нормативные и индивидуальные. По­следние издаются по таким ?ам, как гражданство, предоставле­ние политического убежища, кадровые назначения, награждение госу­дарственными наградами и др.

В современный период сфера правового регулирования, охватыва­емая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. указано, что практика издания указов, восполняю­щих пробелы в правовом регулировании по ?ам, требующим за­конодательного решения, конституционна, если, во-первых, они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам и, во-вторых, их действие ограничивается принятием соответствующих законов. Широкое распространение «указное нормотворчество» получило в 1994—1998гг. В современный период роль и область применения указа несколько сократилась.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) право­вые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного ха­рактера.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Консти­туционность актов главы государства может быть проверена Конститу­ционным Судом РФ.

Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию представляет собой официальный документ большой политической значимости, но не содержит норм права и поэтому не носит норматив­ного характера.