Основные направления исследования социального благополучия в социальном знании

Более двух тысячелетий проблемы благополучия человека и общества находятся в центре внимания представителей разных областей социального знания. К их осмыслению и исследованию обращаются в своих работах многие известные философы, политологи, экономисты, психологи, экологи, культурологи, медики, религиозные деятели.

Как было выявлено в ходе диссертационного исследования, в процессе развития социального знания представления о сущности и содержании благополучия, постоянно дополняясь и корректируясь, претерпели значительные изменения. В науке сложилось несколько традиций толкования благополучия, на основании которых диссертантом было выделено семь направлений его исследования: этико-философское, социально-политическое, экономическое, психологическое, медицинское, экологическое, социологическое.

Этико-фшософское направление рассматривает благополучие с точки зрения духовного бытия человека. В рамках данного направления благополучие трактуется как состояние духовной гармонии, нравственной целостности, душевного спокойствия, счастья, блаженства. Осмысление благополучия в контексте этико-философского знания осуществляется посредством обращения к понятиям «благо» и «добродетель». При этом благо рассматривается как основной источник, главная причина благополучия и связывается с добром. Добродетель трактуется как совокупность положительных нравственных качеств личности, способствующих достижению благополучия.

Этико-философское направление оформилось в период античности. В учениях философов Древней Греции используется понятие «эвдемония», которое по своему смыслу практически тождественно русским словам «благополучие», «блаженство», «счастье», и трактовалось древними мыслителями как достижение всех благ, к которым стремиться человек, наиважнейшая цель человеческой жизни, наивысшее благо [10; 11]. В ходе диссертационного исследования было выяснено, что понимание содержания эвдемонии и способов ее достижения в разных античных философских школах существенно различалось. Так, представители киренской школы считали, что эвдемония - это состояние постоянного удовольствия, даруемого наслаждением и слагающееся из отдельных мгновенных удовольствий. Благом они называли все то, что приятно, что доставляет удовольствие. В качестве важнейшего условия благополучия и главной добродетели человека у киренаиков выступало умение наслаждаться моментом в сочетании с мудростью и самообладанием [22; 123; 205].

У эпикурейцев эвдемония - это состояние «атараксии» - полного спокойствия духа. Благо определялось ими как преодоление страданий и утоление мучительных потребностей. Главной добродетелью, по мнению эпикурейцев, является мудрость, от которой происходят все другие добродетели: мужество, умеренность, справедливость. Чтобы достичь эвдемонии, необходимо избавиться от страхов и забот, осознано избегать тревог, опасностей, общественных и государственных дел, упростить жизнь и отречься от суеты [22; 270].

Представители философской школы киников отождествляли эвдемонию с духовной свободой. В качестве высшего блага ими провозглашалась полная независимость человека от внешнего мира. Путь к эвдемонии киники связывали с разрывом патриархальных и социальных связей, игнорированием законов общества и культурных навыков, презрением материальных ценностей. Главной добродетелью последователи кинизма считали способность воздерживаться от страстей и сохранять безразличие к внешнему миру [13; 123].

Представители философской школы стоицизма связывали эвдемонию с состоянием «апатии», которое характеризуется бесстрастным спокойствием души. Благо для стоиков - это внутренняя целостность позитивных моральных качеств, основанная на разуме. Стоический путь к достижению эвдемонии состоит в преодолении страстей, подчинении внутренней жизни и сознания воле, спокойном принятии любых испытаний и лишений [123; 257].

Весомый вклад в развитие этико-философского направления исследования благополучия внесли античные философы Платон и Аристотель. Платон считал высшим благом идеал справедливости, который может обеспечить абсолютное совершенство общественной жизни. Однако поскольку в реальном мире воплощение высшей справедливости невозможно, благополучие принимает у Платона трансцендентный характер загробного блаженства. Основой благополучия человека в земной жизни Платон считал подчинение таким добродетелям как мудрость, мужество и самообладание [199]. Аристотель также связывал благополучие с добро детелью. Он создал наиболее совершенную для античности теорию эвдемонии, в которой описал множество добродетелей, необходимых для достижения благополучия, в том числе мудрость, рассудительность, мужество, самообладание, остроумие, дружелюбие и др. Главное условие достижения благополучия, по мнению Аристотеля, - это обладание благом, которое определяет цели, интересы, мотивы поведения людей, трактуется как средство к жизни и благосостоянию [18; 19; 266].

Существенные изменения в понимании сущности и содержания благополучия происходят в период средневековья. Представители патристики и средневековой схоластики (А. Аврелий, Ф. Аквинский, Бонавентура, Дунс-Скот, А. Миланский, Томазин де Цирклариа) утверждали, что высшее благо - это Бог. Именно он является источником всех благ и конечной целью человеческих устремлений. Истинное благополучие человека средневековые мыслители видели в соединении с Богом, в даруемой им благодати, достичь которой могут только избранные в отдаленном Царстве Божьем - царстве бесконечной блаженной жизни. Путь к благополучию связан с приготовлением себя и своих ближних к иной жизни через крещение, праведность, абсолютную гармонию с волей Бога, подчинение личной воли принципам божественного миропорядка, самоуглубление, самоуничижение, самоотречение и искреннюю молитву. Вера, смирение, надежда в спасение, служение Богу и ближним, главным мотивом которого является любовь, - основные христианские добродетели, ведущие человека к благополучию [1; 2; 8; 15; 39; 207; 234; 265].

Переломным этапом в осмыслении благополучия являлась эпоха Возрождения. Определяющую роль в данном случае сыграли идеи гуманизма, наиболее яркими создателями и выразителями которых были Дж. Бруно, Л. Вала, Данте, Ма-нетти, Ф. Петрарко, Э. Ротердамский, Салютати и др. Ученые эпохи гуманизма понимали под благом все то, что служит удовлетворению потребностей человека и его разностороннему развитию. Они считали, что благополучие как состояние, связанное с достижением всех благ, к которым стремится человек, может быть достигнуто только при наличии условий, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей и развитие положительных свойств личности. Признавая одной из важнейших потребностей человека стремление к знанию, гуманисты называют высшим благом - знание, а науку отождествляют с добродетелью [14; 43; 48; 89; 130; 154; 193]. Философия Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза и др.) и эпохи Просвещения (И. Бентам, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Э.К. Шефтсбери и др.) характеризуется активным развитием идей антропоцентризма, что способствовало формированию новых версий смысла благополучия в этико-философском знании. Благополучие человека стало рассматриваться как состояние, характеризующееся преобладанием позитивных впечатлений от взаимодействия с внешним миром и сопровождающих их удовольствий над негативными впечатлениями и неудовольствиями [71]; как результат собственных усилий человека, его воли, опыта взаимодействия с миром, способностей к познанию и преобразованию окружающей действительности [158]; как воплощение гармонии и результат гармоничного развития [105]; как успокоение души, исходящее из созерцания Бога, отождествляемого с природой [256]; как жизнь, основанная на простоте, невинности, способности чувствовать, восхищаться и любоваться миром, радоваться, переживать и сострадать [219]; как состояние, заключающееся в чистом, длительном, непрерывном удовольствии и наслаждении при отсутствии страданий [30]. При этом благо как источник благополучия человека отождествляется философами Нового времени и Просвещения с вещами и явлениями, вызывающими позитивные впечатления и удовольстпие, являющимися предметом желания и влечения человека [71]; с тем, что нравится и удовлетворяет дух [158]; с тем, к чему человек стремиться и что увеличивает его жизнеспособность [256]; с прекрасным и гармоничным, являющимся причиной и предметом наслаждения человека [105]; с чувствами, лежащими в основе благородных порывов и социальных добродетелей [219]; с пользой, которая является источником и результатом удовольствия и наслаждения [30].