Виды органов конст контроля и их формирование

Юридическое верховенство конституции предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют специализированные и неспециализированные органы, ко­торые обязаны не допускать применения законов и других актов, проти­воречащих конституции, а в некоторых странах — воспрепятствовать и изданию. Специализированный конституционный контроль (надзор) — важнейший способ защиты конституции юридическими средствами.

В ряде стран некоторые функции конституционного контроля выполняет президент, который в соответствии с основным законом является гарантом конституции. Практически это выражается в том, что президент после принятия закона парламентом и до его промульгации (подписи президента, удостоверяющей закон и обязывающей исполнять его) вправе обратиться в специальный орган конституционного контроля с вопросом о конституционности данного акта.

Особое значение имеет судебный конституционный контроль. В большинстве стран англосаксонской системы права эту функцию выполняют общие суды. В одних странах эти функции могут осуществляться всеми общими судами, а окончательное решение принимает высшая судебная инстанция, в других – только высшими судами, а в федерациях – также высшими судами штатов, хотя и в последнем случае окончательное решение принимает верховный суд государства.

В ряде стран функции конституционного контроля (надзора) вверены специальному органу – конституционному суду (Германия, Италия и др.). Обычно он формируется при участии разных ветвей власти (парламента и президента), а также судейского корпуса. Обычно члены конституционных судов назначаются не пожизненно, а на один, реже – на два срока с частичным обновлением состава суда. В некоторых странах функции конституционного суда выполняет специализированная палата, действующая отдельно или в составе верховного суда.

В некоторых странах создаются конституционные советы, которые формируются, как правило, без участия судейского корпуса. В некоторых странах они назначаются президентами, во Франции треть состава совета назначает президент и по трети – председатели обеих палат парламента.

В некоторых мусульманских странах создаются конституционно-религиозные советы, которые под предлогом противоречия Корану могут отклонять законы. В Иране конституционный контроль осуществляет своеобразный орган— наблюдательный совет, состоящий из 12 человек: шести богословов, назначенных руководителем государства (высшим ду­ховным лицом), и шести юристов, предложенных парламентом. Наблю­дательный

В Пакистане наряду с Верховным судом, осуществляющим конституционный контроль, есть еще два органа: исламский совет (рассматривает соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (рассматривает иски граждан, в том числе о несоответствии шариату актов, касающихся граждан).

В некоторых странах соединяются обе модели контроля со стороны общих и специальных судов: если в процессе судья приходит к выводу о возможной неконституционности применяемого закона, он обращается в конституционный суд (Греция, Италия, Португалия).

Обращаться в органы конституционного контроля могут высшие ор­ганы государства и должностные лица, субъекты федерации, автономные образования, группы депутатов и сенаторов, суды, омбудсманы, гражда­не, если нарушены их конституционные права. Наконец, если исчерпа­ны все способы защиты конституционных прав в своей стране, граждане могут обращаться в международные органы, и международные суды. Подробнее об условиях такого обращения говорится в главе, посвящен­ной правовому статусу личности.