Создание Общества Красного Креста — начало серьезной перестройки и дальнейшего развития системы общин сестер милосердия.

Основные функции общества: подготовка квалифицирован­ных медсестер и оказание бесплатной медицинской помощи. В других странах организации готовили сестер только для ока­зания помощи пострадавшим в условиях военных действий.

Общины имели свой устав, это были богатые организации со своими лечебницами, амбулаториями, домами для про­живания престарелых сестер.

Участие сестер милосердия в Русско-турецкой войне

1877-1878 гг.

Непосредственное участие в боевых действиях принимали мно­гие врачи (Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, СВ. Боткин) и 118 сестер. Сестры милосердия выполнили свой долг и в эту войну. Н.И. Пирогов дал высокую оценку деятель­ности сестер милосердия во время русско-турецкой войны: «Е.П. Карцева на театре военных действий в Болгарии и Е.М. Бакунина, действовавшая в эту войну в Азиатской Тур­ции, могут служить для нас идеалом старших сестер».

Русско-турецкая война вошла в историю как самая небла­гоприятная в эпидемическом отношении. Многие сестры по­гибли от сыпного тифа, в том числе баронесса Юлия Петров­на Вревская. В числе первых женщин-добровольцев она от­правилась на Балканы сестрой милосердия, отказавшись от светской петербургской жизни. Своим отношением к делу, к больным и раненым баронесса подавала пример всем, кто ра­ботал рядом с ней; своей же смертью привлекла многих рус­ских женщин в ряды сестер милосердия. И.С. Тургенев хоро­шо знал Юлию Петровну и посвятил ее трагической гибели одно из своих стихотворений в прозе:

«На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в поход­ный военный госпиталь, в разоренной болгарской де­ревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.

...Она была молода, красива; высший свет ее знал; о ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ве­дала другого счастия... не ведала — и не изведала. Вся­кое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасиба даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасиба.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим по­здним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»

Сестринское дело XX столетия

В 1907 году великая княгиня Елизавета Федоровна ос­новала Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия, в 1909 году община начала работать. Высокий уровень подго­товки сестер поддерживался ежедневными лекциями опытных врачей. Сама княгиня ухаживала за больными, ассистирова­ла при перевязках. К 1911 году община стала центром мило­сердия в Москве: нуждавшиеся получали безвозмездную ме­дицинскую помощь и лекарства.

Судьба Елизаветы Федоровны трагична — в 1918 году она была казнена вместе с членами императорской семьи, ее пос­ледние слова: «Господи, прости им, не ведают, что творят».

В 1914 году началась Первая мировая война. В России насчитывалось 150 школ при обществе Красного Креста. Со­циальный состав — самый разнообразный: женщины из тру­довой среды, дворянского происхождения, даже женщины из рода Романовых. Императрица Александра Федоровна с дочерьми Татьяной и Ольгой, окончив курсы сестер, оказы­вали помощь раненым и больным в Царскосельском лазарете.

К 1913 году в ведении Красного Креста было 109 общин.

Самоотверженный труд и воинские подвиги российских сестер милосердия достойно оценивало государство. Для награждения сестер милосердия и сестер Красного Креста, от­личившихся в оказании помощи раненым и больным воинам и населению, пострадавшему от стихийных бедствий, в Рос­сийской империи была учреждена система наград. Помимо правительственной Георгиевской медали за героизм и муже­ство при оказании помощи раненым в период войны, сестер милосердия награждали особой медалью РОКК (Российское общество Красного Креста), которая приравнивалась к госу­дарственной награде.

После событий 1917 года в Российском обществе Красного Креста произошли коренные изменения. На I Всероссийском съезде сестер милосердия было основано Всероссийское об­щество сестер милосердия.

В 1920 году по инициативе наркома здравоохранения НА. Семашко открылись школы по подготовке медицинских сестер. Общество рассматривало медсестру как помощника вра­ча в лечебной и профилактической деятельности: «она должна обладать полным знанием среды, в которой ей придется рабо­тать, и умением воздействовать как на самого больного, так и на окружающую среду».

В 1922 году Общество Красного Креста было реорганизо­вано в Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

Годы социалистического правления в России полностью уничтожили деятельность православных общин сестер мило­сердия. На сегодняшний день такие учреждения вновь стали появляться в Москве и в других регионах.

В 1925 году средние учебные заведения стали многопро­фильными: фельдшерско-акушерские школы, школы по под­готовке медсестер, техникумы, курсы с различными сроками обучения, курсы дезинфекторов.

Основой сестринской деятельности наших русских женщин всегда были милосердие и бескорыстие, но с 1926 года сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, так как посчитали, что милосердие — это «поповское» слово.

В 1936 году была создана единая система среднего меди­цинского образования, и техникумы снова стали школами.

В период Великой Отечественной войны Общество Крас­ного Креста проводило массовую подготовку санитарных и се­стринских кадров, обучение населения. В настоящее время одно из приоритетных направлений деятельности Российско­го общества Красного Креста — это оказание медико-соци­альной помощи слабозащищенным слоям населения.

В 1953 году многопрофильное™ средних учебных заведе­ний устранена — школы стали называться медицинскими учи­лищами.

В 1965 году решен вопрос о целесообразности открытия медучилищ при крупных многопрофильных больницах; созданы курсы повышения квалификации для средних медработ­ников.

Сестринская помощь в России (1919—1989 гг.) имела ос­новательную теоретическую, практическую и организацион­ную базу. Лучшие профессиональные качества медицинских сестер сформулированы в этом историческом отрезке. Сест­ры ассоциировались в общественном сознании как положи­тельные, героические личности, способные на самоотвержен­ность, титанический безвозмездный труд. В развитии этого направления были существенные недостатки, в частности, отрыв от международных сообществ.

Конец 80-х годов — реорганизация сестринского дела

Сестринская помощь все это время рассматривалась в рам­ках «ухода за больными». Сестринское дело (СД) вошло в про­фессиональный лексикон совсем недавно. На протяжении многих десятилетий в нашей стране медсестру готовили толь­ко для «выполнения разных вспомогательных функций, на­значаемых врачом». Отсутствие научных принципов и подхо­дов к системе подготовки и использования сестринского пер­сонала, неясные перспективы профессионального роста, тя­желые условия труда и низкая оплата труда привели к тому, что в России профессия медсестры становилась все менее пре­стижной, и социальный статус ее неуклонно снижался.

В 1991 году организован факультет высшего сестринского образования в Москве (государственная медицинская акаде­мия им. Сеченова, возглавила Перфильева Г.М.) и Самаре.

В 1992 году создана Московская ассоциация медицинских сестер — первая ассоциация в России.

В 1993 году в Голицыно был проведен Международный семинар по реформе сестринского образования и сестринской практики «Новые сестры для новой России». Цели и задачи семинара:

■ сформировать новое видение СД в России через миро­вой опыт изучения предмета и создание учебных моду­лей по сестринскому образованию;

■ ознакомить российских медсестер с международным опы­том СД;

обсудить роль сестринского персонала в системе здра­воохранения России и необходимость реформы образо­вания и СД для совершенствования сестринской прак­тики.

Основные направления реформы сестринского дела в России

создать нормативно-правовую базу сест­ринского дела;

определить философию сестринского дела; создать многоуровневую систему подго­товки специалистов сестринского дела; внедрить сестринский процесс в сестрин­скую практику.

Сегодня сестринское дело определяют как «часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды». (город Голицыно,1993г.)

Существует несколько определений понятия «сестринское дело»:

Считается классическим определение, данное американской медицинской сестрой Виржинией Хендерсон в 1961 г. и получившее международное признание: «Сестринское дело... - это оказание помощи человеку, больному и здоровому, осуществление тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость».

Первое же определение сестринского дела дала легендарная Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» в 1859 году, определив его как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению».

В 1994 году создана Межрегиональная ассоциация меди­цинских сестер России.

Задачи организации:

■ повышение роли медсестры в системе здравоохранения, поднятие престижности профессии;

■ защита профессиональных прав;

■ повышение качества медпомощи;

■ улучшение условий труда и повышение зарплаты;

■ повышение уровня квалификации медсестер и их обра­зования;

■ возрождение традиций сестринского милосердия.

В 1995 г. Впервые в России Г.М.Перфильева – лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова – защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России». К настоящему времени защищено несколько медицинских диссертаций.

В 1995 году выходит в свет журнал «Сестринское дело», внутри которого есть еще один журнал – «Вестник сестринских ассоциаций». С 1998 года вновь выходит журнал «Медицинская сестра», с 2001 г. – журнал «Сестра милосердия».

В 1997 году Ассоциация медицинских сестер создает Эти­ческий кодекс медицинской сестры России.

В 1998 году прошел I Всероссийский съезд средних меди­цинских работников в Санкт-Петербурге. Одобрен проект Го­сударственной программы развития сестринского дела в Рос­сийской Федерации.

Внедрена многоуровневая подготовка специалистов сест­ринского дела — базовый уровень, повышенный уровень, высшее сестринское образование (ВСО):

    3-й уровень (вуз) Высшее профессиональное образование  
  2-й уровень (колледж) Среднее профессиональное образование  
1-й уровень (медицинское училище)  

В развитии СД условно выделяют 3 этапа:

1-й этап — сестра играет опекунскую роль (призрение, по­мощь инвалидам, психическим больным, умирающим, си­ротам). Основная функция сестры — гигиенический уход.

2-й этап — связан с Крымской кампанией. Роль сестры — зависимый исполнитель врача.

3-й этап — конец 90-х годов XX в. — начало XXI в. — сестра выполняет роль независимого специалиста в рамках своей компетенции.

Литература:

Основы сестринского дела : учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В

Теоретические основы сестринского дела.-М. ГЭОТАР-Медиа, 2014. Мухина С. А., Тарновская И. И.