Дюкеры, эстакады, переходы и другие сооружения на сети.

В местах пересечения канализационной сети с реками, оврагами, судоходными и водосточными каналами, железными дорогами, автострадами устраивают дюкеры, эстакады и переходы. Дюкер состоит из входной (верхней) и выходной (нижней) камер и трубопровода. Средний участок трубопровода укладывают с небольшим уклоном, а боковые наклонные участки (нисходящий и восходящий) — с углом наклона восходящей части дюкерных труб не более 20° к горизонту. Прокладывают не менее двух рабочих линий дюкеров (из стальных труб диаметром не менее 150 мм с усиленной антикоррозионной изоляцией) и только через овраги и суходолы — одну линию из стальных, чугунных, асбестоцементных и железобетонных труб. Трасса дюкера должна иметь: 1) направление, перпендикулярное пересечению; 2) минимальные длину и глубину заложения труб; 3) наиболее благоприятные грунтовые условия; 4) неразмываемые в месте пересечения берега и дно реки. Трассу дюкера на судоходных реках и водоемах согласовывают с управлением судоходства. Подводную часть дюкерных труб укладывают на глубине не менее 0,5 м от дна реки, считая до верха трубы, а в пределах фарватера на судоходных реках — не менее 1 м. Расстояние Дюкер :1-коллектор; 2—входная камера; 3—направляющие для установки шибера; 4— задвижка; 5 — аварийный выпуск; 6 — напорные трубы; 7-—выходная камера. между дюкерными трубами в свету должно быть не менее 0,7—1,5 м. Входную камеру дюкера (рис. 3.31) разделяют бетонной стенкой на две части: мокрую и сухую. В мокрой азмещают открытые лотки, в су-сухой — трубы, задвижки или щитовые затворы, с помощью которых можно выключать любой из трубопроводов дюкера. Размеры камер в плане зависят от числа и диаметра труб. Расстояние между трубами в камере принимают не менее 400 мм, а ширину боковых проходов — не менее 250 мм; для труб диаметром более 500 мм эти расстояния удваивают. Высота камер должна обеспечивать удобство обслуживания и размещения задвижек и затворов и быть не менее 1800 мм, считая от бермы лотка до перекрытия. Открытые лотки набивают по плавным кривым из бетона марки 200 с железнением поверхности. Высота лотков равна диаметру самотечного коллектора. Эстакады устраивают при пересечении самотечных коллекторов с оврагами. Эстакада по конструкции более проста, чем дюкер, и может одновременно использоваться как пешеходный мост. Эстакада представляет собой мост на опорах, по которому проложен самотечный трубопровод из длинномерных металлических, железобетонных или асбестоцементных труб в утепленном коробе — футляре.

 

Эстакада через овраг :а — продольный разрез; б — поперечный разрез; 1 — колодец; 2—труба; 3—подпорная стенка; 4 — железобетонный сборный кожух; 5 — железобетонные опоры; 6 — подготовка под короб . Эстакады устраивают из сборных железобетонных конструкций на железобетонных опорах или на сваях. Трубы укладывают в коробе на подкладках; их утепляют шлаком, минеральной шерстью, пористым бетоном, пенобетоном. При укладке коллекторов по эстакадам диаметры труб, наполнение и скорости течения в них принимают такими же, как и у прилегающего участка коллектора. Трубам придают требуемый уклон. На трубопроводе вместо колодцев устанавливают ревизии для прочистки труб, а перед эстакадой — аварийный выпуск с согласия органов санитарно-эпидемиологической службы. Расстояние между ревизиями принимают 50 м и более аналогично расстановке линейных смотровых колодцев. Переходы под железными и автомобильными дорогами применяют: для дорог, проходящих в глубоких выемках, — дюкерные, а в остальных случаях — самотечные. Переходы под железными и автомобильными дорогами I и II класса и магистральными городскими проездами проектируют в металлических или железобетонных футлярах, в непроходных и проходных туннелях. При пересечениях канализационными линиями электрифицированных железных дорог необходимо защищать металлические трубы от коррозии.

 

Переходы под железнодорожными путями: в футляре,1— входная камера; 2 — дюкерные трубы; 3 — стул из железобетона; 4—.основание под стул, 5—выходная камера; 6—ремонтный участок, 7 —футляр из стальных труб, 8 — самотечный коллектор; 9 ¦*- приямок. Трубопроводы под путями железных дорог и трамвайными путями допускается прокладывать без футляра или без туннеля: безнапорные линии — из напорных чугунных или железобетонных труб, а напорные — из стальных. Переходы дюкерного типа под дорогами укладывают с соблюдением тех же условий, что и дюкеры под реками. В переходах предусматривают: повышенные расчетные скорости течения, достаточные диаметр и число труб, надежный материал труб, незначительный наклон восходящего участка, аварийные выпуски и т. д. Переходы самотечного типа выполняют из труб того же диаметра, что и подводящий коллектор, с сохранением неизменных скоростей течения и степени наполнения. Канализационные самотечные переходы выполняют из стальных, чугунных и железобетонных труб. Пересечение коллекторов с другими подземными сооружениями в плане должно быть перпендикулярным. Расстояние между коллекторами и другими подземными сооружениями, имеющими значительную глубину заложения, должно быть таким, чтобы при производстве работ, а также при ремонте была обеспечена сохранность трубопроводов, расположенных вблизи места раскопки. При пересечении коллекторов в одном уровне необходимо предусматривать перепад на одном коллекторе (рис. 3.34). Иногда перестраивают коллектор дождевой канализации, чтобы оставить без перекладки крупный коллектор бытовой канализации. В других случаях перекладывают коллектор бытовой канализации в виде короткого дюкера, а коллектор дождевой канализации оставляют без изменений. Устройство дюкера целесообразно на бытовой канализации, работающей при постоянном притоке сточных вод. Аналогичным образом устраивают пересечение канализационных коллекторов с различными туннелями.