Конфликтологического знания.

7 ЭТАП. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (КОНЕЦ XX-НАЧАЛО XXI ВВ.) Развитие теории конфликтов, четкое определение ее проблематики, формирование конфликтологии как науки и дисциплины
Автор Название Содержание
Т. Парсон Структурно-функциональная модель организации Общество - система отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Основные положения: а) любая социальная система представляет собой относительно устойчивую, стабильную и хорошо интегрированную структуру; б) каждый элемент этой системы имеет определённую функцию, внося тем самым вклад в поддержание ее устойчивости; в) функционирование социальной структуры базируется на ценностном согласии членов общества, которое обеспечивает необходимую стабильность и интеграцию.
Л. Козер Концепция позитивно-функционального конфликта Конфликт не есть нечто чужеродное, аномальное для общества, он - продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами. Конфликты необходимы как способ, которым общество разряжает напряженную обстановку, разрушает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами.
Р. Дарендорф Концепция конфликтных моделей Общество в каждый момент подвержено изменениям, в любой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Противостояние, конфликты происходят из-за того, что людей разделяет не только социальное неравенство, но и борьба за власть, престиж и авторитет, неравное положение в отношениях управления и организации. Для успешного регулирования конфликта важны три обстоятельства; признание различных точек зрения, высокая организованность конфликтующих сторон наличие правил игры.
К. Маркс Теория классовой борьбы Рассматривает противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил, что приводит к возникновению конфликта. Основные положения: 1) чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными элементами системы; 2) чем больше подчиненные группы системы сознают свой интересы, чем больше они сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы; 3) чем насильственнее является конфликт, тем больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов.
К. Боулдинг Общая теория конфликта Конфликты вездесущи, стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе человека.

 

Центральной проблемой второго периода (1980 - 2000-е гг.) становится разработка вопросов разрешения и предотвращения конфликтов. Д. Бертон и его сторонники ведут интенсивные исследования в области общей теории разрешения конфликтов, основанием которой является новая методологическая парадигма политической социологии и философии. Также ряд принципов разрешения и предупреждения социальных конфликтов, которые могут обеспечить переход системы в новое состояние как движение к стабильности.

Указанные ученые, а также Т. Боттомор, М. Дойч, М. Крозье, Р. Снайдер, Т. Шеллинг и др. уже далеко продвинулись в выработке понятийного аппарата исследования конфликта, основательно раскрыли природу и механизмы этого явления, условия его возникновения н причины, ход развития, контроль и регулирование, методы разрешения и последствия.

В современных западных исследованиях по конфликтной проблематике на сегодняшний день отчетливо проявляются два основных направления; первое связано с деятельностью институтов, изучающих в основном сами конфликты (оно широко распространено в Западной Европе - в Италии, Испании, Франции, Голландии); второе связано с деятельностью институтов исследований мира (например, в США). В основе цели этих институтов одинаковы, но достигаются различными методологическими подходами.

В первом случае в исследованиях первенствует соображение о путях достижения победы, т.е. «без изучения конфликта нельзя добиться мира», во-вторых - специалисты из институтов исследований мира придают первостепенное значение проблемам мира и согласия (Р. Фишер, У. Юри).

В нашей стране конфликтная проблематика на протяжении многих лет была запретной темой для всех общественных наук. Научные исследования в основном ограничивались особенностями межличностного конфликтного поведения, причем, без выявления его социальных причин.

Легализация проблематики конфликта произошла в ходе перестройки. В новых условиях отечественная научная мысль поворачивается лицом к данной проблеме. Задачи изучения значимости конфликта, познания закономерностей возникновения и предотвращения, развития и разрешения конфликтов создали предпосылки для возникновения нового научного направления, называемого конфликтологией.

С конца 1980-х - начала 1990-х гг. стали появляться исследования, непосредственно готовящие почву для формирования конфликтологии как самостоятельной науки в нашей стране. Наиболее обобщающим исследованием из них является работа А.В. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева, С.В. Кудрявцева «Введение в общую теорию конфликтов». В ней рассмотрены исходные понятия конфликтологии, проанализированы причины и механизмы конфликтов, способы их разрешения и предупреждения. Серьезные дискуссии по вопросу о становлении конфликтологии как самостоятельной научной дисциплины развернулись в России с начала 1990-х гг. Сегодня российская конфликтология находится на завершающей стадии формирования в самостоятельную науку. Вместе с тем следует заметить, что до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, имеются существенные расхождения в методологических подходах к характеристике этого явления[1].