Инструменты ценовой политики

 

К инструментам ценовой политики относят:

- разделение цен;

- дифференциация цен;

- уравновешивающее ценообразование;

- котловой метод.

Разделение цен.

При установлении цен на банковские услуги невозможно точно рассчитать издержки по привлеченным средствам, поэтому нижняя граница цен зависит от издержек. Банк устанавливает вместо общей цены на услугу, ряд расчетных цен (например, при депозитных операциях - процентная ставка годовая, процентная ставка за квартал, процентная ставка за месяц, процентная ставка в зависимости от минимальной суммы вклада).

Дифференциация цен.

Метод дифференциации цен относится к традиционному. Широко применяется отечественными банками при установлении дифференцированных ставок по кредитам. Согласно этому методу базовая цена в каждой конкретной сделке корректируется, в результате чего происходит дифференциация цен на одну и ту же услугу. Наиболее характерным примером применения этого метода является установление процента за кредит. В качестве критериев дифференциации процентных ставок по выдаваемым кредитам коммерческими банка­ми применяются:

- кредитный риск по конкретному заемщику, определяемый лик­видностью его активов; избранными способами обеспечения кредита (чем больше риск, тем выше процентная ставка);

- срочность кредитования;

- характер заемщика с точки зрения его экономического потен­циала и фактического объема банковских операций (для постоянных и надежных клиентов могут устанавливаться льготные ставки).

Критериями дифференциации процентных ставок по вкладам мо­гут быть сумма вклада, его срок, схема выплаты процентов, характер вкладчика.

Уравновешивающее ценообразование связано с установлением колеблющих цен в расчете на то, что сокращение прибыли по одним операциям будет компенсировано уравновешиванием по другим операциям.

Недостаток метода заключается в том, что требуется точный расчет.

Котловой метод. Согласно этому методу банк не произ­водит калькуляцию по каждой конкретной сделке, а учитывает только общие издержки и устанавливает усредненную базовую цену по каж­дому виду услуг с таким расчетом, чтобы цена покрывала эти средние издержки и включала в себя желаемую прибыль.