Эвакуационные выходы и пути: понятие, определение, иллюстративные схемы. Понятие запасного эвакуационного выхода, область применения и нормативные требования к устройству.
Эвакуация (п. 6.2 СНиП 21-01-98) представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.
Эвакуация людей при пожаре (ГОСТ 12.1.033-81*) вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара
Спасение (п. 6.3 СНиП 21-01-98) представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.
Путь эвакуации – последовательность коммуникационных участков, ведущих от мест пребывания людей в безопасную зону. Такой путь должен быть защищен требуемым нормами комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных и инженерно-технических решений, а также организационных мероприятий.
Эвакуационный выход – выход, на путь эвакуации, ведущий в безопасную при пожаре зону и отвечающий требованиям безопасности.
Мероприятия, обеспечивающие защиту путей эвакуации.
· Объемно-планировочные: кратчайшие расстояния до эвакуационных выходов, их достаточная ширина, изоляция путей эвакуации от пожаро- и взрывоопасных помещений, возможность движения к нескольким эвакуационным выходам.
· Эргономические: назначение размеров эвакуационных путей и выходов, отвечающих антропометрическим размерам людей, особенностям их движения, нормирование усилий при открывании дверей.
· Конструктивные: прочность, устойчивость и надежность конструкций эвакуационных путей и выходов, нормирование горючести отделки на путях эвакуации, перепадов высот на путях движения, размеров ступеней, уклона лестниц и пандусов.
· Инженерно-технические мероприятия: организация противодымной защиты, оборудование автоматическими установками пожаротушения, проектирование требуемой освещенности, размещение световых указателей, громкоговорителей системы оповещение.
· Организационные: обеспечение функционирования всех эвакуационных выходов при пожаре и поддержание на требуемом уровне объемно-планировочных, конструктивных, эргономических и инженерных показателей, например: предупреждение загромождения эвакуационных путей и выходов горючими материалами, а также предметами, уменьшающую их пропускную способность.
Общие требования к эвакуационным путям и эвакуационным выходам по СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Номера маршрутов | Описание маршрута эвакуации из помещений первого наружу: |
непосредственно; | |
через коридор; | |
через вестибюль (фойе); | |
через лестничную клетку; | |
через коридор и вестибюль (фойе); | |
через коридор и лестничную клетку; | |
в соседнее помещение (кроме помещения категории А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами |
Рис. 1а. Эвакуационные выходы из помещений 1-го этажа.
Номера маршрутов | Описание маршрута эвакуации из помещений любого этажа, кроме первого |
Непосредственно в лестничную клетку или лестницу третьего типа | |
В коридор ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3 го типа | |
В холл фойе выходм непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3 го типа | |
В соседнее помещение (кроме помещения А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами |
Рис. 1б. Эвакуационные выходы из помещений, расположенных на любых этажах, кроме 1-го.
Запасный выход — аварийный выход, выход, которым пользуются в случаях крайней необходимости; не главный, не парадный вход/выход, дополнительный выход, служебный выход, тайный (потайной) ход.
Надпись «Запасный выход» наносилась заводами-изготовителями подвижного состава транспорта на специально оборудованных окнах автобусов, троллейбусов и трамваев с внутренней стороны. Надпись часто сопровождалась следующими пояснениями: «Выдернуть шнур», «Выдавить стекло», «Разбить стекло молотком» и «Молоток находится у водителя». Такие надписи можно было видеть как в советское время, так и сейчас — не только в старом транспорте, но и в новом подвижном составе.
Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом.
Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей эвакуационные пути и выходы должны отвечать определенным требованиям.
Во внутренних и наружных стенах имеются различные проемы, разнообразные пути движения людей (проходы, фойе, коридоры, лестницы и т.п.). Однако не каждый проем можно считать эвакуационным выходом и не всякий коридор или лестницу – эвакуационным путем.
К эвакуационным выходам и путям относятся только такие, которые обеспечивают безопасное удаление людей от источника опасности за пределы помещений, здания или сооружения.