Современное положение Алжира

Современный Алжир занимает прочные позиции на международной арене, в арабском мире и Африке, проводит активную, целенаправленную внешнюю политику отстаивания своих национальных интересов. Страна поддерживает сбалансированные отношения с ведущими государствами мира. Заметна роль Алжира в международных и региональных организациях – ООН, Движении неприсоединения, Организации Исламская конференция, Лиге арабских государств, Африканском союзе и др.

Во второй половине 80-х годов произошло значительное ухудшение финансово-экономического положения, связанное в большой степени с падением цен на нефть на мировом рынке и снижением курса доллара (нефтегазовая промышленность обеспечивала до 97% экспортных поступлений и до 48% доходной части государственного бюджета Алжира). К 1988 году выручка от экспорта жидкого топлива сократилась в 3,5 раза по сравнению с 1985 годом. Хроническое отставание сельского хозяйства привело к снижению самообеспечиваемости страны продуктами питания с 93% в 1963 году до 35% в 1987 году: Алжир импортировал около 60% потребительского зерна и более 40% других видов продовольствия.

Эти обстоятельства в сочетании с низкой экономической эффективностью предприятий государственного сектора стали главными в обострении внешней задолженности. Выплаты по долговым обязательствам в середине 80-х годов превысили 60% текущих валютных поступлений страны. Положение в стране усугублялось демографической проблемой. Начиная с 1986 г., темпы роста в экономике начали отставать от прироста населения, и государство вынуждено было проводить политику строжайшей экономии, что в первую очередь ударило по малообеспеченным.Только в строительстве из-за свёртывания инвестиционных программ в 1985 году количество рабочих мест сократилось на 80 тысяч. Программа жилищного строительства не выполнялась. Рост цен на продовольствие и предметы первой необходимости не компенсировался повышением заработной платы. Резко ухудшилось снабжение населения. Значительны были также масштабы существующей в Алжире безработицы и неполной занятости. В конце 80-х безработные, по разным подсчётам, составляли от 17 до 22% трудоспособного населения, что составляло 1 млн. 200 тыс. человек, без учёта неработающих женщин. При этом надо иметь ввиду, что в Алжире безработные не получали никакого пособия. Особенно был высок процент безработицы среди молодёжи, и он имел явную тенденцию к росту. По расчётам некоторых алжирских экономистов, в 1989 - 1990 гг. на рынок труда должно было выйти ещё 300 тысяч молодых людей. Социальная напряжённость особенно обострилась, когда на улицу вышла молодежь, более других страдающая от социальных незащищённости.

ФНО (фронт Национального Освобождения - руководящая партия Алжира) массы считали ответственным за все ошибки и провалы 30-летнего периода правления: экономический кризис, снижение жизненного уровня, падение производства, неспособность противостоять появившемуся общественному расслоению.

Голосование 26 декабря 1991 года подтвердило, что ИФС (Исламский Фронт Спасения), отвергающий нынешнюю организацию алжирского общества и желающий создать исламское государство, - главная сила страны.

Исламизм охватывая, наряду с арабо-мусульманами, также берберов. К группе разделяющих исламские убеждения относились также студенты. Против исламской альтернативы выступила армия, не желающая уступать свои позиции, которые укрепились в период существования той политической модели общества, которую ФНО назвал "социализмом". Прочно заняв главенствующее положение в Алжире, она стремилась сохранить полный контроль над страной, привилегии генералитета и доступ к государственной казне. К этой же группе антиисламистов относятся берберы, опасающиеся возможного подавления их национальной культуры.

11 января 1992 года президент Шадли Бенджедит ушёл в отставку, успев при этом распустить парламент. Выборы были прекращены, а политический вакуум власти был заполнен высшими военными, образовавшими новый руководящий орган - ВГС (Высший Государственный Совет). Все три сохранивших реальный вес политических партии Алжира (ИФС, ФСС, ФНО) объявили новые власти "незаконными и неконституционными", выступили за проведение второго тура парламентских выборов, намечавшегося на 16 января 1992 года.

Генеральный секретарь ФСС (Фронт Социалистических Сил) Аит Ахмед в заявлении для прессы назвал отставку Ш.Бенджедида "настоящим государственным переворотом - если не по форме, то по существу". Все это послужило началом кровопролитной войны. Под стражу в общей сложности было заключено восемь высших деятелей ИФС, запрещено ведение в мечетях политической пропаганды, ВГС (руководящий совет Алжира) объявлял о пересмотре закона о деятельности политических партий, принятого в апреле 1989 года, что могло повлечь за собой запрещение исламских партий, в первую очредь, ИФС. В свою очередь, исламисты начали открытые вооружённые действия: 12 февраля 1992 года 8 полицейских были убиты в Касбе, через день 7 военных погибли при налёте боевиков на адмиралтейство в центре столицы.

Бои и покушения, акты саботажа и террора чередовались с акциями гражданского неповиновения. Аресты и другие жёстские меры сил правопорядка в отношении исламистов заставили действующее в подполье руководство ИФС также искать новые формы борьбы с властями. С начала августа 1992 года они наладили работу подпольной радиостанции Фронта.

В качестве непременных условий для начала диалога выдвигались требования об освобождении всех заключённых из "лагерей безопасности", а также лидеров ИФС.

Более явным стало намерение руководства ИФС сформировать так называемое "временное правительство в изгнании" с последующим развёртыванием прямого вооружённого столкновения. Вскоре также быстро выявилась бесперспективность силового решения проблемы противостояния при почти открытом сочувствии населения.

Противоречивый приход к власти военных вызвал волну насилия в стране, не менее противоречивыми были и действия нового руководства, отсутствие ясной политической стратегии часто подменялось силовыми методами решения проблемы, что вызывало вспышку террористических актов, приводивших к гибели людей. Обострилась проблема безопасности - она выдвинулась на первое место. К осени 1993 года в Алжире от рук экстремистов погибло около 3 тысяч человек.

1 февраля 1994 года коллективное президентство, управлявшее страной с 1992 года, завершилось. Ламин Зеруаль, ставший единоличным президентом, дал понять, что готов к разрешению кризиса в стране, предложив всеобъемлющую программу решения возникших проблем.

Зеруаль озвучил готовность к политическому диалогу со всеми силами в стране, включая исламистов, если они откажутся от применения насилия. "Мы убеждены. что политический кризис будет решен только через диалог с участием всех без исключения ". Призыв президента был услышан исламским партиями. Шаги нового главы государства вызвали позитивный отклик в руководящих группах ИФС внутри страны и за рубежом.

Вскоре стало очевидным, что основные участники конфликта ещё не готовы идти на взаимные уступки: армия не желала уступать позиций и стремилась сохранить полный контроль над страной. Экстремистски настроенные представители ИФС также не желали идти на компромисс с "военной хунтой", отдав предпочтение политике конфронтации при использовании вооружённых методов борьбы.

прекращение переговоров и началу нового этапа террористических актов. Ни одна из сторон не хотела уступать, но ни одна, казалась, не могла и выиграть борьбу: режим нельзя было свалить, вооружённых исламистов невозможно было подавить.

Семь политические партий и алжирская лига защиты прав человека были вынуждены собраться вне пределов страны. Католическая община Сант-Эжидио созвала конгресс лидеров алжирской оппозиции в Италии.

Первая встреча состоялась 21 - 22 ноября 1994 года, носила предварительный характер и вызвала крайне негативную реакцию властей Алжира, так как участники возложили вину за "провал намеченного Л.Зеруалем диалога не на одних исламистов, но и на сам режим".

Вторая встреча, прошедшая 8 - 13 января 1995 года, завершилась выработкой конкретной "Платформы по мирному и политическому урегулированию алжирского кризиса". Предлагалось с помощью мировой общественности побудить правительство "взять на себя инициативу подлинного диалога с участием всех партий". Секуляристы и исламисты, берберисты и арабисты, левые и правые пришли к соглашению, что насилию в стране должен быть положен конец с помощью достижения компромисса.

Однако, ведение переговоров за спиной официальных властей не могло быть одобрено, и режим, не замедлил заклеймить "Платформу" как попытку иностранного вмешательства во внутренние дела страны и, стремясь перехватить инициативу, объявил о возобновлении президентских выборов к концу 1995 года.

В обстановке, когда общество устало от насилия, официальный курс на проведение "нулевого политического решения", при котором не должно быть ни победителей, ни побеждённых, с проведение всеобщих выборов, представлялся верным путём к внутриполитическому урегулированию.

Новым главой государства стал Ламин Зеруаль.

Политические шаги президента - издание указа об амнистии, сокращение сроков тюремного заключения, закрытие лагеря Айн-Амкал, предоставление декларации в Верховный Суд о личных доходах президента Республики, начало осуществления национальной программы Рахмы - вызвали большое удовлетворение у граждан и в политических кругах, даже в оппозиционных партиях, однако, политическое противостояние идейных противников всё ещё остаётся реальностью.

 

Отношения Алжира с соседями носят сложный характер.

В первую очередь, это относится к Марокко, что обусловлено имеющимися между двумя странами территориальными спорами и соперничеством за лидерство в северо-западной части Африки. Однако с середины 1970гг. главным конфликтообразующим элементов в двусторонних отношениях является проблема Западной Сахары. Алжир не признает присоединение этой территории к Марокко и поддерживает право западносахарцев на самоопределение. На юго-западе Алжира продолжают размещаться руководство и военные силы Фронта ПОЛИСАРИО, выступающего за независимость Западной Сахары, а также основная масса западносахарских беженцев. За всем этим отчетливо просматривается желание АНДР не допустить усиления Марокко за счет присоединения к королевству богатой природными ресурсами и занимающей важное военно-стратегическое положение территории.

У Алжира и Марокко имеются важные совместные интересы, прежде всего экономические. Через марокканскую территорию проходит газопровод Алжир – Западная Европа, в успешной работе которого заинтересованы оба государства. Алжир и Марокко периодически прилагают усилия по нормализации двусторонних отношений, однако этот процесс идет трудно, со сбоями. В целом же, как показывает история алжирско-марокканских отношений,

Сложности имеются и в алжирско-ливийских отношениях. Обе периодически страны выступают с взаимными обвинениями в поддержке действий оппозиционных сил. И хотя в 1995г. было подписано соглашение о проведении демаркации границы между двумя странами, в Триполи по-прежнему не снимают с повестки дня вопрос о претензиях на некоторые участки территории АНДР. Алжир и Тунис смогли разрешить большинство спорных вопросов, в т. ч. территориальных. Две страны реализуют целый ряд совместных экономических проектов.

В 1989г. Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис создали региональную организацию – Союз Арабского Магриба (САМ), в рамках которого страны-участницы намеревались наладить взаимовыгодное сотрудничество, особенно в экономической сфере. Деятельность САМ в значительной степени пробуксовывает. Как видится, возрождение организации невозможно без нормализации марокканско-алжирских отношений.

В конце 1980гг. алжирское руководство провозгласило политику «позитивного добрососедства», направленную на нормализацию отношений с соседними государствами. В ходе ее реализации были достигнуты позитивные результаты, прежде всего в решении спорных пограничных вопросов. Проведена демаркация границ с Нигером, Мали и Мавританией. Алжир оказывает помощь Мали и Нигеру в борьбе с терроризмом.

Одним из важных направлений алжирской внешней политики является развитие отношений со средиземноморскими странами, в т. ч. в рамках организации «Пять плюс пять» (пять членов САМ, Испания, Италия, Мальта, Португалия и Франция). Алжир выступает за поддержание безопасности и стабильности в Западном Средиземноморье, превращение Средиземного моря в «озеро мира и сотрудничества», считая, что участие страны «в новой схеме сотрудничества в Средиземноморье позволит Алжиру быть важной стороной при любом развитии ситуации в сфере политики безопасности в регионе наравне с другими средиземноморскими партнерами».

Алжир критически оценил идею президента Франции Н. Саркози о создании Союза для Средиземноморья, считая ее «слишком расплывчатой» и привязанной к Евросоюзу.