Для двухполосных дорог

 

Ширина основной укреплённой поверхности В, м Интенсивность движения, авт./сут. (физических ед.)
менее 600 600…1200 1200…3600 3600…10000
4,50 0,58 0,25 - -
4,75 0,68 0,33 - -
5,0 0,79 0,41 - -
5,25 0,88 0,50 - -
5,50 1,0 0,58 - -
5,75 1,10 0,64 - -
6,0 1,20 0,75 0,65 -
6,25 1,25 0,84 0,71 -
6,50 - 0,93 0,78 0,61
6,75 - 1,0 0,85 0,68
7,0 - 1,07 0,91 0,75
7,25 - 1,13 0,98 0,82
7,50 - 1,19 1,05 0,88
7,75 - 1,25 1,12 0,94
8,0 - 1,30 1,18 1,0
8,25 - - 1,25 1,05
8,50 - - 1,30 1,10
8,75 - - - 1,15
9,0 - - - 1,20
9,25 - - - 1,25
9,50 - - - 1,30

 

 

6. Значения КРС1 в зависимости от ширины основной укреплённой поверхности, используемой для движения, числа полос и интенсивности движения приведены в табл. 5.23…5.26.

 

 

Таблица 5.24 Для трёхполосных дорог     Таблица 5.25 Для двухполосной проезжей части четырёхполосных дорог
Ширина укреплённой поверхности В, м   Значения КРС1   Ширина укреплённой поверхности В, м Значения КРС1 при ширине разделительной полосы, м
с разметкой при отсут-ствии разметки   до 5 м более 5 м
10,50 0,8 0,7   6,0 0,50 0,55
10,75 0,83 0,72   6,25 0,59 0,64
11,0 0,86 0,74   6,50 0,67 0,72
11,25 0,88 0,76   6,75 0,75 0,80
11,50 0,90 0,78   7,0 0,83 0,88
11,75 0,95 0,80   7,25 0,90 0,95
12,0 0,99 0,81   7,50 0,95 1,00
12,25 1,03 0,82   7,75 1,0 1,05
12,50 1,08 0,83   8,0 1,05 1,10
12,75 1,10 0,85   8,25 1,10 1,15
13,0 1,15 0,87   8,50 1,15 1,20
13,25 1,18 0,92   8,75 1,20 ,23
13,50 1,22 0,97   9,0 1,25 1,26
13,75 1,25 1,02   9,25 1,29 1,29
14,0 - 1,07   9,50 1,32 1,32
        9,75 1,35 1,35
Примечание. Приведённые КРС1 действительны при интенсивности движения более 7 тыс.авт./сут. При меньшей интенсивности для дорог с шириной укреплённой поверхности 10,5 м принимают КРС1=1,10 при отсутствии разметки и КРС1=1,25 при наличии разметки        

 

Таблица 6

Для многополосных магистралей

Ширина основной укреплённой поверхности одного направления, м Значения КРС1 при ширине разделительной полосы, м
до 5 м более 5 м
Шестиполосные дороги
10,50 0,75 0,80
10,75 0,80 0,85
11,0 0,85 0,90
11,25 0,92 0,96
11,50 0,98 1,03
11,75 1,05 1,10
12,00 1,10 1,15
12,25 1,15 1,20
12,50 1,20 1,25
12,75 1,25 1,30
13,00 1,30 1,35
Восьмиполосные дороги
15,00 0,75 0,80
15,25 0,80 0,85
15,50 0,85 0,90
15,75 0,95 1,00
16,00 1,05 1,10
16,25 1,15 1,20
16,50 1,20 1,25
16,75 1,25 1,30
17,00 1,30 1,35

7. Частный коэффициент КРС2 определяют по величине ширины обочины в соответствии с табл. 8. В общем случае в состав обочины входит краевая укрепленная полоса, укреплённая полоса для остановки автомобилей и прибровочная полоса.

8. За характерные по ширине обочин принимают отрезки дороги с одинаковой шириной обочин. Если ширина правой и левой обочин разная, в расчет принимают меньшую. При выделении характерных участков не учитывают колебания ширины обочины в пределах до 0,10 м при общей ширине обочины до 1,5 м и в пределах до 0,20 м при ширине обочины более 1,5 м. В случае изменения ширины обочины на величину больше указанных (0,1 м и 0,20 м) участок выделяют в характерный.

9. В случае, когда проезжая часть и краевые укреплённые полосы или проезжая часть и укреплённые обочины имеют один тип покрытия и между этими элементами нет четко видимых различий (например, для гравийных и щебеночных покрытий) ширину краевых укреплённых полос или укреплённых обочин условно принимают по формуле:

, м (14)

где аУ - ширина краевой укреплённой полосы или укреплённой обочины, имеющих одинаковый с проезжей частью тип покрытия, м;

ВУ - общая ширина укрепленной поверхности, имеющая один тип покрытия, м;

ВО - оптимальная ширина укреплённой поверхности, соответствующая данной интенсивности движения, м (табл. 7).

Таблица 7

Значения ВО

Интенсивность движения, авт./сут. до 100 100… 600 600… 1200 1200… 3600 более 3600
Оптимальная ширина укреплённой поверхности (ВО), м 4,5 7,5 9,5

 

Для трёхполосных дорог или проезжей части автомагистралей с тремя полосами движения оптимальную ширину укреплённой поверхности принимают 12,75 м, для четырёхполосной проезжей части автомагистралей - 16 м.

10. В случае когда на всей ширине обочины устроен один тип укрепления, значения КРС2 принимают по табл. 8 в зависимости от общей ширины обочины для данного типа укрепления. Аналогично принимают значения КРС2 при отсутствии укрепления на всей ширине обочины.

11. При наличии на обочине краевой укреплённой полосы и (или) укреплённых различными материалами, а также неукреплённых полос значения КРС2 определяют как средневзвешенную величину для данных типов укрепления по формуле:

(15)

где bi - ширина полосы обочины с различным типом укрепления, м;

КРС2i - величина коэффициента обеспеченности расчетной скорости для данного типа укрепления полосы, принятая из предположения, что этот тип укрепления распространяется на всю ширину обочины;

ВОБ - общая ширина обочины, м;

n – количество типов укреплений на обочине.

 

 

Таблица 8

Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости КРС2,

учитывающего влияние ширины и состояния обочин

Ширина обочины (включая краевую укрепленную полосу), м Тип укрепления обочины
а/б; ц/б; обработка вяжущими слой щебня или гравия засев трав обочины не укреплены
0,30 0,30 0,20 0,19 0,19
0,40 0,34 0,24 0,22 0,20
0,50 0,64 0,44 0,42 0,35
0,75 0,71 0,60 0,52 0,40
1,00 0,85 0,70 0,60 0,50
1,25 0,90 0,76 0,65 0,55
1,50 0,95 0,82 0,70 0,60
1,75 1,0 0,86 0,75 0,65
2,00 1,05 0,90 0,80 0,70
2,25 1,10 0,95 0,85 0,75
2,50 1,15 1,00 0,90 0,80
2,75 1,20 1,05 0,95 0,85
3,00 1,25 1,10 1,0 0,90
3,25 1,30 1,15 1,05 0,90
3,50 1,35 1,20 1,05 0,90
3,75 1,35 1,25 1,05 0,90
4,00 1,35 1,25 1,05 0,90

Примечания. 1. При наличии на обочине крупных промоин, продольной колеи вдоль кромки проезжей части или краевой укреплённой полосы, а также при расположении повер­хности обочины выше или ниже поверхности покрытия на проезжей части или краевой полосе более, чем на 40 мм значения КРС2 принимают как для неукреплённой обочины, независимо от типа укрепления.

2. Значения КРС2 для обочин, укрепленных засевом трав принимают, когда на всей ширине укреплённой полосы имеется сплошной травяной покров не более 5 см. При наличии на полосе, укреплённой засевом трав разрушений травяного покрова значения КРС2 принимают как для неукреплённой обочины.

 

Пример 1. Общая ширина обочины ВОБ = 3 м. Из них, ширина краевой полосы из асфальтобетона 0,5 м; ширина укрепленной щебнем полосы - 2 м и ширина неукреплен­ной полосы - 0,5 м. По табл. 8 для общей ширины обочины 3 м принимаем значение КРС2 при укреплении: асфальтобетоном 1,25; щебнем - 1,10; для неукреплённой обочины - 0,90. Средневзвешенная величина КРС2 будет:

.

Пример 2. Общая ширина обочины 1,5 м. Из них ширина краевой полосы из слоя гравия 1 м и ширина полосы укрепленной засевом трав - 0,5 м.

Для общей ширины обочины 1,5 м по табл. 5.9 принимаем при укреплении слоем гравия КРС2=0,82; при укреплении засевом трав КРС2=0,70. Средневзвешенная величина будет:

.

12. Частный коэффициент КРС3 определяют в зависимости от интенсивнос­ти и состава движения по формуле:

(16)

где DКРС - снижение коэффициента обеспеченности расчётной скорости под влиянием интенсивности и состава движения, значение которого приведено в табл. 9 и 10.

За характерный по интенсивности и составу движения принимают отрезок дороги, на котором эти показатели одинаковы и отличаются более, чем на 15…20 % от показателей на смежных участках. Интенсивность и состав движения принимают по результатам наблюдений в тёплый период года.

Таблица 9

Значения DКРС, учитывающего влияние интенсивности и состава движения,

на двухполосных и трёхполосных дорогах

Интенсив- ность движения, тыс. авт./сут. Значения DКРС
Для двухполосных дорог при b , равном Для трёхполосных дорог при b , равном
0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20
0,03 0,02 0,01 - - - - - - -
0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 - - - - -
0,08 0,06 0,05 0,04 0,03 0,05 0,04 0,02 0,01 0,01
0,11 0,08 0,07 0,06 0,05 0,06 0,04 0,03 0,02 0,01
0,13 0,11 0,09 0,07 0,06 0,07 0,05 0,03 0,03 0,01
0,17 0,15 0,10 0,08 0,07 0,08 0,05 0,04 0,03 0,01
0,20 0,17 0,12 0,09 0,08 0,10 0,06 0,05 0,04 0,02
0,23 0,18 0,15 0,10 0,09 0,11 0,07 0,06 0,04 0,02
0,29 0,21 0,17 0,11 0,10 0,11 0,08 0,07 0,05 0,03
0,32 0,25 0,19 0,12 0,11 0,12 0,09 0,07 0,05 0,03
- - 0,21 0,15 0,13 0,12 0,09 0,08 0,06 0,04
- - 0,23 0,17 0,15 0,13 0,10 0,08 0,06 0,04
- - 0,25 0,19 0,17 0,15 0,11 0,10 0,07 0,06
- - 0,27 0,22 0,19 0,16 0,13 0,12 0,09 0,08
- - 0,30 0,23 0,20 0,18 0,15 0,13 0,11 0,10

Примечание. b - коэффициент, учитывающий состав транспортного потока. Численно равен доле грузовых автомобилей и автобусов в потоке.


 

Таблица 10

Значения DКРС, учитывающего влияние интенсивнос­ти и состава движения на автомагистралях

Интен-сивность движения тыс. авт./сут. Значения DКРС
Для 2-х полос автомагистрали с 4-х полосной проезжей частью при b равном Для 3-х полос автомагистрали с 6-ти полосной проезжей част­ью при b равном Для 4-х полос автомагистрали с 8-ми полосной проезжей частью при b равном
0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20
17…18 19…20 21…22 23…24 25…26 27…30 0,06 0,09 0,11 0,13 0,14 0,16 0,18 0,19 0,20 0,21 0,21 0,21 0,25 - - - - - - - 0,05 0,07 0,08 0,10 0,11 0,12 0,13 0,14 0,14 0,15 0,15 0,15 0,19 - - - - - - - 0,04 0,05 0,06 0,07 0,07 0,08 0,09 0,10 0,11 0,12 0,12 0,12 0,15 - - - - - - - 0,03 0,04 0,05 0,06 0,06 0,07 0,08 0,09 0,10 0,11 0,11 0,12 0,14 - - - - - - - 0,02 0,03 0,03 0,04 0,05 0,06 0,07 0,08 0,09 0,10 0,10 0,11 0,12 - - - - - - - 0,06 0,08 0,09 0,11 0,13 0,14 0,15 0,16 0,18 0,18 0,19 0,19 0,20 0,20 0,22 0,24 0,25 0,28 - - 0,05 0,06 0,07 0,08 0,10 0,10 0,11 0,12 0,13 0,13 0,13 0,14 0,14 0,14 0,15 0,17 0,19 0,22 - - 0,04 0,04 0,05 0,06 0,07 0,07 0,08 0,08 0,09 0,09 0,10 0,11 0,11 0,11 0,12 0,14 0,16 0,19 - - 0,03 0,03 0,04 0,05 0,06 0,06 0,07 0,07 0,08 0,08 0,09 0,10 0,10 0,10 0,11 0,12 0,14 0,16 - - 0,02 0,02 0,03 0,04 0,05 0,05 0,06 0,06 0,07 0,07 0,08 0,09 0,09 0,09 0,10 0,11 0,12 0,13 - - - - 0,06 0,06 0,06 0,07 0,07 0,07 0,08 0,08 0,09 0,09 0,10 0,11 0,12 0,13 0,15 0,17 0,22 - - - 0,05 0,05 0,05 0,05 0,06 0,06 0,07 0,07 0,08 0,08 0,09 0,10 0,11 0,12 0,13 0,14 0,19 - - - 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,05 0,05 0,05 0,06 0,06 0,07 0,08 0,09 0,10 0,11 0,12 0,16 - - - 0,02 0,03 0,03 0,03 0,03 0,04 0,04 0,04 0,05 0,05 0,05 0,06 0,06 0,07 0,08 0,09 0,09 - - - 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,03 0,03 0,03 0,04 0,04 0,04 0,05 0,05 0,06 0,07 0,08 0,08

 

 


 

3. Частный коэффициент КРС4 определяют по величине продольного уклона для расчётного состояния поверхности дороги в весенне-осенний период года и фактического расстояния видимости поверхности дороги при движении на подъём (табл. 11) и на спуск (табл. 12). При этом между точками перелома продольного профиля допускается принимать величину уклона постоянной без учета его смягчения на вертикаль­ных кривых.

Частный коэффициент КРС4 принимают для мокрого чистого покрытия на участках, где ширина укреплённой обочины из асфальтобетона, цементобетона или из материалов, обработанных вяжущими вместе с краевой укреплённой полосой составляет 1,5 м и более. На других участках значения КРС4 принимают для мокрого загрязнённого покрытия.

На каждом участке из двух значений КРС4 (одно для движения на подъём, другое - на спуск) выбирают меньшее и заносят в линейный график.

 

Таблица 11

Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости КРС4, учитывающего влияние продольных уклонов при движении на подъём

Продольный уклон, О/ОО 0… 21… 31… 41… 51… 61… 71… бо-лее 80
Значения Крс4   при мокром чис­том покрытии   при мокром загрязнённом по­крытии   1,25   1,15   1,10   1,10   1,00   0,95   0,90   0,85   0,80   0,75   0,75   0,70   0,70   0,65   0,60   0,50

 

Таблица 12

Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС4, учитывающего влияние продольных уклонов и видимость поверхности дороги при движении на спуск

Продол-ный уклон, О/ОО Види­мость, м   0…   21…30     31…40   41…50   51…60   61…70     71…80   бо-лее
Значения КРС4   при мокром чис­том покры­тии   при мокром за­гряз­ненном по­крытии более   более   0,40 0,45 0,54 0,58 0,65 0,75 0,85 0,92 1,00   1,25   0,40 0,48 0,52 0,58 0,68 0,78 0,85 0,93   1,10   0,39 0,44 0,52 0,56 0,62 0,72 0,83 0,90 0,97   1,10   0,39 0,46 0,50 0,55 0,65 0,75 0,82 0,89   1,05   0,38 0,44 0,51 0,55 0,61 0,71 0,81 0,88 0,96   1,05   0,38 0,45 0,48 0,54 0,63 0,73 0,79 0,85   1,00   0,37 0,44 0,51 0,55 0,61 0,71 0,81 0,87 0,94   1,00   0,38 0,45 0,47 0,53 0,62 0,72 0,76 0,84   0,95   0,36 0,43 0,50 0,54 0,60 0,70 0,80 0,86 0,92   0,95   0,38 0,44 0,47 0,52 0,61 0,71 0,72 0,83   0,90   0,33 0,41 0,47 0,52 0,58 0,67 0,77 0,82 0,86   0,90   0,35 0,40 0,44 0,50 0,55 0,65 0,70 0,80   0,85   0,30 0,40 0,45 0,50 0,55 0,65 0,75 0,80 0,85   0,87   0,30 0,35 0,40 0,45 0,50 0,60 0,65 0,70   0,80   0,25 0,30 0,40 0,45 0,50 0,60 0,70 0,75 0,80   0,82   0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,50 0,55 0,60   0,70

 

14. Частный коэффициент КРС5 определяют по величине радиуса кривой в плане и уклона виража по табл. 13 для расчётного состояния поверхности дороги в весенне-осенний период года, которое принимают с учетом типа и ширины укрепления обочин как это указано в п. 13.

В длину участка кривой в плане включают длину круговой и переходных кривых. Кроме того, при радиусах закругления 400 м и менее в длину участка включают зоны влияния по 50 м от начала и конца кривой. На кривых более 1500 м, а также в промежутках между смежными участками кривых в плане принимают КРС5=КПН.

 

Таблица 13

Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС5, учитывающего влияние радиуса кривых в плане и

поперечного уклона виража

Попереч-ный уклон виража, О/ОО Коэффициент обеспеченности расчётной скорости КРС5 при радиусе кривой в плане, м, равном:
Состояние покрытия - мокрое, чистое
-20 0,27 0,37 0,46 0,54 0,60 0,69 0,76 0,85 0,92 0,97 1,06
0,28 0,38 0,47 0,55 0,62 0,71 0,78 0,89 0,96 1,01 1,11
0,29 0,39 0,49 0,57 0,64 0,74 0,81 0,92 1,00 1,05 1,16
0,29 0,40 0,49 0,58 0,65 0,75 0,83 0,94 1,02 1,08 1,18
0,30 0,40 0,50 0,59 0,66 0,76 0,84 0,95 1,03 1,10 1,20
0,30 0,41 0,51 0,60 0,67 0,77 0,85 0,97 1,05 1,12 1,23
0,31 0,42 0,52 0,61 0,68 0,79 0,87 1,00 1,07 1,12 1,25
Состояние покрытия - мокрое, загрязненное
-20 0,23 0,31 0,38 0,45 0,50 0,59 0,65 0,74 0,80 0,85 0,94
0,24 0,32 0,40 0,47 0,53 0,62 0,68 0,78 0,85 0,90 1,00
0,25 0,34 0,42 0,50 0,56 0,65 0,72 0,82 0,90 0,95 1,06
0,25 0,34 0,43 0,51 0,57 0,66 0,73 0,84 0,92 0,98 1,09
0,26 0,35 0,44 0,52 0,58 0,68 0,75 0,86 0,94 1,00 1,12
0,26 0,36 0,45 0,53 0,59 0,69 0,77 0,88 0,96 1,03 1,14
0,27 0,36 0,45 0,54 0,60 0,71 0,78 0,90 1,00 1,05 1,17

Примечание. Знак «‑» соответствует обратному поперечному уклону

проезжей части на кривой в плане.

 

 

15. Частный коэффициент КРС6 определяют по величине суммы неровностей покрытия проезжей части (табл. 14). В расчёт принимают худший из показателей ровности для различных полос на данном участке.

Таблица 14

Значения частого коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС6, учитывающего продольную ровность покрытия

Ровность по толчкомеру ТХК-2, см/км Значение КРС6 Ровность по ПКРС-2, см/км Значение КРС6
до 60 1,25 до 300 1,25
1,15 1,20
1,07 1,12
0,96 0,98
0,92 0,84
0,75 0,72
0,67 0,65
0,63 0,59
0,57 0,55
0,50 0,51
0.43 0,43
0,37 0,33
0,31 0,28
0,25 0,24
более 500 0,20 0,20

16. Частный коэффициент КРС7 определя­ют по измеренной величине коэффициента сцепления, при расстоянии видимости поверхности дороги равном нормативному для данной категории дороги (табл. 15). В расчёт принимают наиболее низкий из коэффициентов сцепления по полосам движения на данном участке.

Таблица 15

Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС7, учитывающего влияние коэффициента сцепления колеса с покрытием

Категория дороги Значения КРС7 при коэффициенте сцепления дорожного покрытия j
0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,45 0,50
I-А 0,66 0,72 0,78 0,83 0,89 0,94 0,99
I-Б, II 0,62 0,66 0,73 0,77 0,83 0,88 0,92
III 0,59 0,57 0,69 0,73 0,77 0,82 0,86
IV 0,53 0,51 0,60 0,64 0,68 0,71 0,74
V 0,43 0,41 0,49 0,51 0,53 0,56 0,58

Примечания. 1. Коэффициенты сцепления даны для скорости 60 км/ч, шины с рисунком и мокрого покрытия из цементобетона, асфальтобетона, а также из щебня и гравия, обработанных вяжущими.

2. При величинах коэффициентов сцепления более 0,50 принимают КРС7=КПН.

 

17. Частный коэффициент КРС8 определяют в зависимос­ти от состояния покрытия и прочности дорожной одежды только на тех участках, где визуально установлено наличие трещин, колейнос­ти, просадок или проломов, а коэффициент обеспеченности расчётной скорости по ровности меньше нормативного для данной категории дороги (КРС6 < КПН). Величину КРС8 определяют по формуле:

(17)

где rСР – средневзвешенный показатель, учитывающий состояние покрытия и прочность дорожной одежды на однотипном участке

, (18)

где ri и li – соответствующие показатель и протяжённость частных микроучастков i с практически одинаковым состоянием дорожной одежды;

n – количество частных микроучастков в составе однотипного участка.

Виды дефектов и их оценка в баллах и соответствующие значения показателя ri для вычисления КРС8 даны в табл. 16.

Таблица 16

Значение показателя r, учитывающего состояние покрытия и прочность дорожной одежды

 

Вид дефекта Оценка в баллах Значение показателя r при типе дорожных одежд
Усовершен-ствованные капи-тальные Усовершен-ствованные облег-чённые Переходные
Без дефектов и поперечные одиночные трещины на расстоянии более 40 м (для переходных покрытий отсутствие дефектов) 5,0 1,0 1,0 1,0
Поперечные одиночные трещины (для переходных покрытий отдельные выбоины) на расстоянии 20…40 м между трещинами 4,8…5,0 0,95…1,0 1,0 0,9…1,0
То же на расстоянии 10…20 м 4,5…4,8 0,90…0,95 0,95…1,0 0,80…0,90
Поперечные редкие трещины (для переходных покрытий выбоины) на расстоянии 8…10 м 4,0…4,5 0,85…0,90 0,90…0,95 0,70…0,80
То же 6…8 м 3,8…4,0 (3,0…4,0)1 0,80…0,85 0,85…0,90 0,55…0,70
То же 4…6 м 3,5…3,8 (2,0…3,0)1 0,78…0,80 0,83…0,85 0,42…0,55
Поперечные частые трещины на расстоянии между соседними трещинами 3…4 м   3,0…3,5   0,75…0,78 0,80…0,83 -
То же 2…3 м 2,8…3,0 0,70…0,75 0,75…0,80 -

 

Продолжение табл. 5.16

То же 1…2 м 2,5…2,8 0,65…0,70 0,70…0,75 -
Продольная центральная трещина 4,5 0,90 0,95 -
Продольные боковые трещины 3,5 0,90 0,85 -
Одиночная сетка трещин на площади до 10 м2 с крупными ячейками (сторона ячейки более 0,5 м) 3,0 0,75 0,80 -
Одиночная сетка трещин на площади до 10 м2 с мелкими ячейками (сторона ячейки менее 0,5 м) 2,5 0,65 0,70  
Густая сетка трещин на площади до 10 м2 2,0 0,60 0,65  
Сетка трещин на площади более 10 м2 при относительной площади, занимаемой сеткой 30…10 % 2,0…2,5 0,60…0,65 0,65…0,70 -
То же 60…30 % 1,8…2,0 0,55...0,60 0,60…0,65 -
То же 90…60 % 1,5…1,8 0,50…0,55 0,55…0,60 -
Колейность при средней глубине колеи до 10 мм 5,0 1,0 1,0   1,0  
То же 10…20 мм 4,0…5,0 0,85…1,0 0,90…1,0 0,70…1,0
То же 20…30 мм 3,0…4,0 0,75…0,85 0,80…0,90 0,65…0,70
То же 30…40 мм 2,5…3,0 0,65…0,75 0,70…0,80 0,60…0,65
То же 40…50 мм 2,0..2,5 0,60…0,65 0,65…0,70 0,55…0,60
То же 50…70 мм 1,8…2,0 0,55…0,60 0,60…0,65 0,50…0,55
То же более 70 мм 1,5 0,50 0,55 0,45
Просадки (пучины) при относительной площади просадок 20…10 % 1,0…1,5 0,45…0,50 0,50…0,55 0,35…0,40
То же 50…20 % 0,8…1,0 0,40…0,45 0,45…0,50 0,30…0,35

 

Продолжение табл. 16

То же более 50% 0,5 0,35 0,40 0,25
Проломы дорожной одежды (вскрывшиеся пучины) при относительной площади, занимаемой проломами 10…5 % 1,0…1,5 0,45…0,50 0,50…0,55 0,35…0,40
То же 30…10 % 0,8…1,0 0,40…0,45 0,45…0,50 0,30…0,35
То же более 30 % 0,5…0,8 0,35…0,40 0,40…0,45 0,25…0,30
Одиночные выбоины на покрытиях, содержащих органическое вяжущее (расстояние между выбоинами более 20 м) 4,0…5,0 0,85…1,0 0,90…1,0 -
Отдельные выбоины на покрытиях, содержащих органическое вяжущее (расстояние между выбоинами 10…20 м) 3,0…4,0 0,75…0,85 0,80…0,90 -
Редкие выбоины в тех же случаях (расстояние 4…10 м) 2,5…3,0 0,65…0,75 0,70…0,80 -
Частые выбоины в тех же случаях (расстояние 1…4 м) 2,0…2,5 0,60…0,65 0,65…0,70 -
Карты заделанных выбоин, залитые трещины 3,0 0,75 0,80 -
Поперечные волны, сдвиги 2,0…3,0 0,60…0,75 0,65…0,80 0,42…0,55
Шелушение, выкрашивание2 - - - -
Разрушение поперечных и продольных швов3 - - - -
Ступеньки в швах3 - - - -
Перекос плит3 - - - -
Скол углов плит3 - - - -

Примечания. 1. Дорожные одежды переходного типа.

2. На прочность нежёстких одежд влияет мало.

3. Характерно для цементобетонных покрытий.

 

 

18. Частный коэффициент КРС9 определяют в зависимости от величины параметров колеи в соответствии с табл. 17.

Таблица 17

Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС9, учитывающего ровность в поперечном направлении

Параметры колеи Значения КРС9
Глубина колеи под уложенной на выпоры рейкой, мм Общая глубина колеи относительно правого выпора, мм
£ 4 1,25
1,0
0,9
0,83
0,75
0,67
0,58
³ 83 ³ 56 0,5

 

19. Частный коэффициент КРС10 определяют на основе сведений о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) по величине коэффициента относительной аварийности. В качестве характерных по безопасности движения выделяют отрезки дороги длиной по 1 км, на которых за последние 3 года произошли ДТП. Для каждого такого участка вычисляют относительный коэффициент аварийности по формуле:

, ДТП/1 млн. авт. км (19)

где ДТП - число ДТП за последние n лет (n = 3 года);

N - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут.

В порядке исключения при отсутствии сведений за предыдущий период допускается определять величину И по данным о ДТП за последний год.

Значения КРС10 определяют по табл. 18. При наличии хотя бы одного ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий величину КРС10 для данного километра принимают в два раза меньше указанной в табл. 18. Это снижение аннулируется после выполнения работ по устранению недостат­ков дороги, послуживших причиной ДТП и не учитывается, если к моменту оценки указанные работы были выполнены. На участках, где за оцениваемый период ДТП не зафиксировано, значения КРС10 принимают равным КПН.

 

Таблица 18

Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной

скорости КРС10, учитывающего безопасность движения

Значения коэффициента относительной аварийности, ДТП / 1 млн.авт.км 0 …0,2 0,21…0,3 0,31…0,5 0,51…0,7 0,71…0,9 0,91…1,0 1,01…1,25 1,26…1,5 бо-лее 1,5
Значение КРС10 1,25 1,0 0,85 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2

 

20. Прирост показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги вычисляют по формуле:

, (20)

где и ‑ показатели транспортно-эксплуатационного состояния дороги на начало и конец рассматриваемого периода.

Результаты расчётов заносят в карточку оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги (участка дороги), форма которой приведена в табл. 19.

Карточку транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог составляют в форме табл. 20.

 

5. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства.

 

1. Показатель инженерного оборудования и обустройства дороги (КОБ) определяют по величине итогового коэффициента дефектности соответ­ствия инженерного оборудования и обустройства дороги (ДИ.О).

Под дефектностью соответствия понимают отсутствие, недостаточное количество или несоответствие нормативным требованиям к параметрам, конструкции и размещению элементов инженерного оборудования и обустрой­ства дорог.

 

Таблица 19

Карточка оценки транспортно-эксплуатационного состояния

автомобильной дороги (ТЭС АД)

(участка дороги)

_______________________________________________________________

(наименование автомобильной дороги, участка)

 

протяжённость______________км,_________________________значения

(федер., территор., мест.)

 

категория дороги_________________; тип покрытия________________

 

Нормативное и предельно-допустимое значение комплексного показателя КПН =____________; КПП = ________________.

 

Дата оцен-ки Пока- затель КПД Прирост показа- теля качества ±DКПД Протяжённость участков с показателем меньше нормативного Протяжённость участков с показателем меньше предельно- допустимого Подпись ответ-ственного за оценку качества или прове- ряющего
км доля, % км доля от общей длины, %
                 

 

Таблица 20

Карточка оценки транспортно-эксплуатационного состояния

сети автомобильных дорог (ТЭС АД)

 

Протяжённость сети дорог _______________________ км.

 

Нормативное значение комплексного показателя КПНС =____________.

 

Дата оцен-ки Пока- затель КПФС Прирост показа- теля качества ±DКПФС Протяжённость участков с показателем меньше нормативного Протяжённость участков с показателем меньше предельно- допустимого Подпись ответ-ственного за оценку качества или прове- ряющего
км доля, % км доля от общей длины, %
                 

 

2. Показатель инженерного оборудования и обустройства дороги ДИ.О, вычисляют для всей дороги установленной категории или каждого участка дороги, если дорога состоит из участков разных категорий.

3. Итоговый коэффициент дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства определяют по результатам обследования дорог по формулам:

, (21)

, (22)

где ДД ‑ частный коэффициент дефектности соответствия, учитывающего количество и частоту расположения площадок отдыха и видовых площадок, функциональное влияние которых распространяется на значительную протяжённость дороги. Значение ДД вычисляют для всей дороги или для каждого участка данной категории, если дорога состоит из участков разных категорий; ДМ1...ДМ7 ‑ частные коэффициенты дефектности соответствия элементов инженерного оборудования, функциональ­ное влияние которых распро­страняется на локальный отрезок дороги (пересечения и примыкания, въезды и переезды, автобусные остановки, ограждения, тротуары и пешеходные дорожки в населённых пунктах, дорожная разметка, освещение, дорожные знаки). Их значения вычисляют для каждого километрового участка дороги.

4. Частный коэффициент ДД определяют по наличию и соответствию требованиям нормативных документов (п.10.11 СНиП 2.05.02-85) площадок отдыха, включая видовые площадки, по формуле:

, (23)

где lНП ‑ нормативное расстояние между площадками отдыха, км;

nП ‑ фактическое количество площадок отдыха на данной дороге, соответствующих требованиям;

L ‑ длина дороги или участка дороги, км.

В том случае, когда фактическое количество площадок отдыха, включая видовые площадки, превышает нормативное, т.е. произведение принимают значение ДД=0.

5. Частный коэффициент ДМ1 определяют по соответствию требованиям п.1…18 СНиП 2.05.02-85 параметров пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном и разном уровнях, а также пересечений автомобильных дорог с железными дорогами по формуле:

, (24)

где N ‑ количество пересечений и примыканий, въездов и переездов на данном километре дороги;

NН ‑ тоже, соответствующих требованиям норм.

В число учитываемых при оценке не входят пересечения с улицами и въездами во дворы в населённых пунктах, а также неорганизованные съезды и переезды.

При отсутствии пересечений и примыканий на данном километре дороги значение принимают ДМ1= 0.

6. Частный коэффициент ДМ2 определяют по соответствию требованиям п.10.8 и 10.9 СНиП 2.05.02-85 параметров автобусных остановок на данном километре дороги. Вычисления проводят аналогично ДМ1 по формуле (5.22).

7. Частный коэффициент ДМ3 определяют по наличию и соответствию требованиям п.9.3; 9.4 и 9.9 СНиП 2.0502-85 и п.5.1 и 5.2 ГОСТ 23457-86 дорожных ограждений на каждом километре дороги:

, (25)

где lН ‑ требуемая по нормам протяжённость ограждений в одну линию на данном километровом участке дороги, м; lФ ‑ фактическое протяжение ограждений в одну линию, м.

В том случае, когда фактическое протяжение ограждений больше требуемого, а также на участках, где по нормам не требуется установка ограждений, принимают величину ДМ3=0.

8. Частный коэффициент ДМ4 определяют по наличию и соответствию требованиям п.4.37…4.39 СНиП 2.05.02-85 и п.10.23…10.24 ВСН 25-86 параметров тротуаров и пешеходных дорожек вдоль дороги в населённых пунктах. Расчёт коэффициента ДМ4 производят также как и коэффициента ДМ3.

9. Частный коэффициент ДМ5 определяют по наличию в однорядном исчислении и соответствию утверждённой схеме нанесения и требованиям ГОСТ 51256-99 и ГОСТ 23457 дорожной разметки. Расчёт коэффициента ДМ5 производят также как и коэффициента ДМ3.

10. Частный коэффициент ДМ6 определяют по соответствию требованиям п.2.5…2.7 СНиП 2.05.02-85 к размещению и пригодности к работе элементов освещения в однорядном исчислении. Расчёт коэффициента ДМ6 производят также как и коэффициента ДМ3.

11. Частный коэффициент ДМ7 определяют по наличию и соответствию утверждённой схеме дислокации и требованиям ГОСТ 10807 и ГОСТ 23457 дорожных знаков, находящихся в исправном состоянии на каждом километре. При полной комплектации и рабочем состоянии всех дорожных знаков ДМ7=0. При отклонении по количеству или требуемому состоянию до 10 % дорожных знаков принимают ДМ7= 0,1; 20 % - 0,2 и т.д.

12. Итоговый коэффициент дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства ДИ.О определяют для каждого километра дороги. Вначале определяют значение коэффициента дефектности площадок отдыха и видовых площадок ДД по формуле (23) и принимают его для всей дороги или участка дороги. К этому значению на каждом километре добавляют значения дефектности по локальным элементам инженерного оборудования ДМ, вычисленные по формуле (24) и по формуле (25), получают итоговое значение коэффициента дефектности инженерного оборудования и обустройства ДИ.О. на каждом километре.

Значения показателя инженерного оборудования и обустройства дороги (КОБ) на каждом километре принимают в зависимости от величины ДИ.О в соответствии с табл. 21 и заносят в линейный график оценки качества автомобильной дороги.

Таблица 21

Значения показателя инженерного оборудования и обустройства

Коэффициент дефектности соответствия ДИ.О Значение показателя инженерного оборудования и обустройства КОБ, для категорий дорог
I-А, I-Б, II III IV…V
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,0 0,99 0,98 0,97 0,96 0,95 0,94 0,93 0,92 0,91 0,90 1,0 0,99 0,98 0,98 0,97 0,96 0,96 0,95 0,94 0,94 0,93 1,0 1,0 0,99 0,98 0,98 0,97 0,97 0,96 0,96 0,95 0,95

 


 

6. Определение показателя уровня эксплуатационного содержания автомобильной дороги.

 

1. Значение показателя уровня эксплуатационного содержания КЭ вычисляют на основании результатов оценки фактического уровня содержания дороги за последние 9…12 месяцев, проведённой в соответствии с «Временным руководством по оценке уровня содержания автомобильных дорог», утверждённым ФДС России 26.11. 1997 г.

2. Результаты ежемесячной оценки фактического уровня содержания, выполняемой комиссией в соответствии с «Руководством», оформляются в виде Акта проверки (приложение 7 «Руководства») и содержат оценку фактического уровня содержания на каждом участке дороги с разделением на три уровня: «допустимый», «средний», «высокий».

В процессе диагностики необходимо получить у организации, которая содержит дорогу или у Заказчика копии заполненных и подписанных актов ежемесячной оценки фактического уровня содержания за предыдущие 9…12 месяцев.

3. Для последующей обработки каждому уровню содержания присваивается балл: допустимый – 3; средний – 4; высокий – 5. Вводится условно ещё один уровень содержания «ниже допустимого», которому присваивается балл – 2.

После этого составляется таблица исходных данных и определяется показатель среднего уровня содержания в баллах Б. Форма и пример её заполнения приведены в табл. 22.

4. Значения бальной оценки переводятся в значения уровня эксплуатационного содержания КЭ по табл. 23.

5. При оценке качества проекта, а также в момент сдачи дороги в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта показатель уровня эксплуатационного содержания КЭ не вычисляют, а принимают равным единице (КЭ = 1,0).

 

Таблица 22

Пример определения среднего уровня фактического содержания дороги

( название ) в баллах, Б

№ п/п Учас-ток дороги от км… до км… Оценка уровня содержания в баллах за предыдущие месяцы Б
VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII
от пункта А до пункта В 4,09
от пункта В до пункта С - 3,45

 

Таблица 23

Значения показателя уровня содержания

Значение оценки содер-жания в баллах, Б 3,0 3,2 3,4 3,6 3,8 4,0 4,2 4,4 4,6 4,8 5,0
Показатель уровня эксплуа-тационного содер-жания, КЭ 0,9 0,92 0,94 0,96 0,98 1,0 1,02 1,04 1,06 1,08 1,10

 


7. Сводные результаты оценки технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог.

 

1. Общую оценку качества и состояния автомобильной дороги выполняют:

· после завершения работ по диагностике для выявления степени соответствия фактического состояния дороги нормативным требованиям по потребительским свойствам и назначения мероприятий по ремонту или реконструкции дороги;

· после разработки плана мероприятий по ремонту или реконструкции дороги или сети дорог для определения ожидаемого уровня транспортно-эксплуатационного состояния, сравнения его с нормативами и расчёта ожидаемой эффективности намеченных мероприятий;

· ежегодно после окончания ремонтно-строительного сезона или сразу после окончания работ по ремонту или реконструкции для оценки фактического состояния и фактической динамики его изменения в результате выполненных работ, а также оценки их эффективности и составления плана дальнейших действий.

2. Величину обобщённого показателя качества и состояния каждой дороги (участка дороги) определяют по формуле (5.1). Степень соответствия фактически обеспеченных всей дорогой транспортно‑эксплуатационных показателей или потребительских свойств (ПД) нормативным требованиям оценивают по относительному показателю качества дороги:

. (26)

Дорога полностью соответствует нормативным требованиям, когда КД > 1.

3. Прирост обобщенного показателя качества дороги вычисляют по формуле:

, (27)

где и ‑ обобщённые показатели качества дороги на начало и конец рассматриваемого периода.

Результаты расчётов заносят в карточку оценки качества автомобильной дороги (участка дороги), форма которой приведена в табл. 24.

4. Обобщённый показатель качества и состояния дорожной сети определяют по формуле:

(участка дороги), форма которой приведена в табл. 24.

4. Обобщённый показатель качества и состояния дорожной сети определяют по формуле:

, (28)

где КПФС ‑ значение фактического комплексного показателя состояния сети автомобильных дорог, вычисленное в соответствии с п. 19.

КОБ.С ‑ средневзвешенное значение показателя инженерного оборудования и обустройства.

КЭ.С – средневзвешенное значение показателя уровня эксплуатационного содержания.

5. Средневзвешенное значение показателя инженерного оборудования и обустройства сети дорог определяют по формуле:

, (29)

где: КОБi ‑ значение показателя инженерного оборудования и обустройства для каждой i‑ой дороги;

li ‑ длина каждой дороги;

L ‑ общая протяжённость сети дорог, км;

n ‑ количество дорог.

6. Средневзвешенное значение показателя уровня эксплуатационного содержания сети дорог определяют по формуле:

, (30)

где КЭi ‑ значение показателя уровня эксплуатационного содержания для каждой i‑ой дороги.

7. Показатель качества и состояния дорожной сети по отношению к нормативным требованиям определяют по формуле:

, (31)

где КПНС ‑ средняя величина нормативного комплексного показателя транспортно‑эксплуатационного состояния сети дорог (см. п. 2).

Сеть дорог полностью соответствует требованиям к качеству, когда КСП ³ 1.

8. Прирост обобщенного показателя качества и состояния дорожной сети вычисляют по формуле:

. (30)

Результаты расчётов заносят в карточку оценки качества сети автомобильных дорог, обслуживаемых автодором, упрдором, ДРСУ и т.д. (табл. 25).

9. На основании анализа оценки качества и состояния автомобильных дорог и дорожной сети намечают основные пути повышения транспортно‑эксплуатационных свойств дорог, последовательность и очередность выполнения работ по реконструкции, ремонту и содержанию.

Динамика изменения показателей качества дорог во времени характеризует эффективность деятельности дорожных организаций по содержанию и ремонту дорог.

 

 

Таблица 24

Карточка оценки качества и состояния автомобильной дороги

(участка дороги)

_______________________________________________________________

(наименование автомобильной дороги, участка)

 

протяжённость______________км,_________________________значения

(федер., территор., мест.)

 

категория дороги_________________; тип покрытия________________

 

Нормативное и предельно-допустимое значение комплексного показателя