Принятие

В теории консультирования признано бесспорным, что уста- 1 новки крайне незначительно меняются под действием советов, s уговоров или угроз. По всей видимости, психологические уста- : новки клиента эффективней всего изменяются в присутствии | других установок, например, позитивных, толерантных устано- '■■ вок консультанта. Клиент ощущает, что принят консультантом ' как личность, когда видит, что без каких бы то ни было допол­нительных условий встречает понимание, симпатию и уваже­ние со стороны консультанта. Иногда это позитивное отноше­ние описывается как базовая форма альтруистической любви [286]. Свидетельства и логические рассуждения у современных авторов, таких как Фромм [113], Монтегью [209], Мей [200] и Сорокин [286], указывают на терапевтическую силу альтруис­тической любви.

Консультант благодаря своему статусу располагает возмож­ностью регулировать на терапевтических сеансах взаимоотно­шения любви, которые в состоянии оказать глубокое конструк­тивное или деструктивное влияние на систему безопасности кли­ента и на его способность отдавать и принимать любовь. Как известно, научные данные подтверждают, что индивидуум, по­лучающий достаточно любви, особенно вранний периодлично-стного развития, учится быть счастливым с самим собою и лю­бить окружающих его взрослых, что, в свою очередь, помогает ему позже распространять сильные альтруистические чувства на всех людей.

Нигрен [223] противопоставляет друг другу два типалюбви — эрос и агапе, где термин.«эрос» происходит от древнегреческого слова и обозначает эгоцентрическую любовь эротического типа, направленную на удовлетворение потребностей организма. Тер­мин «агапе» (тоже из древнегреческого языка; слово «агапе» чаще используется как обозначение раннехристианских «вечерей Гос­подних». — Прим. перев.) соответствует такой любви, в которой человек старается способствовать личностному развитию друго­го человека, безусловно стремится к благополучию объекта люб­ви. В приятии клиента психологом наличествуют многие атрибу­ты «агапе».

Еще одной характеристикой этой любви в широком смысле, как позиции расположения к клиенту, является ее спонтанная мотивация. Появление заботы о другом человеке выступает ес­тественным следствием базовых установок в структуре лично­сти консультанта или психотерапевта. Приятие альтруистично в том смысле, что характеризуется стремлением помочь друго­му человеку, а не использовать его в своих целях.

Установка на расположение является безоценочной, так как консультанту свойственен «нейтральный интерес» по отноше­нию к системе ценностей клиента. Консультант, в сущности, пытается сказать клиенту: «Я не одобряю и не осуждаю ваше поведение и психологические установки; но я глубоко уважаю ваше право испытывать те чувства, к которым вы склонны, и ваше право поступать и чувствовать иначе, чем я».

В терминологии модели личности, принятой в данной книге, консультант характеризуется открытостью, которая позволяет

 

С — подсознание; S — «Я»; Е — эго; D — защитная система Рис. 15. Принятие и мост взаимоотношений

 

клиенту использовать эго консультанта для выстраивания своего f собственного эго. Расположение к клиенту является характернее; тикой «моста взаимоотношений», описанного в главе 2. Нарис. 15 \ проиллюстрирована роль принятия вулучшении коммуникации. I Принятие позволяет мосту или туннелю расшириться в точке А,:,! тем самым способствуя более свободному обмену чувствами или. \ идеями. Установка на расположение к клиенту помогает снизить I резистентность в точке В, обеспечивая доступ к глубинным чув­ствам клиента.

Как мы полагаем, в этот момент обсуждения характеристик консультанта следует отметить, что консультант не является ка­ким-то инертным, безлично-вежливым собеседником, которым клиент мог бы манипулировать по своему усмотрению: В своих стараниях ощутить искреннее расположение к клиенту и войти с ним в близкие взаимоотношения консультант или психотера­певт рискует собой точно так же, как рискует собой клиент. Консультант тоже должен вскрыть свою защитную систему, что­бы взаимоотношения были эффективными. Элемент риска предполагает возможность неудачи, отвержения со стороны клиента, и в таком случае консультант может утратить частицу себя самого.

Основные предпосылки, лежащие в основе принятия. Установка на расположение к клиенту обусловлена несколькими базовыми предпосылками. Во-первых, расположение основано натой идее, что ценность и достоинство каждого человека безграничны. Ины­ми словами, ценность человеческого существа в иерархии ценно­стей консультанта чрезвычайно высока. Вторая базовая предпо­сылка состоит в том, что право любого человека — принимать соб­ственные решения и жить своей жизнью. Эта предпосылка может быть выведена из третьей, еще более фундаментальной, которая сводится ктому, что человек обладает потенциалом или способно­стью делать разумный выбор и жить полной, самостоятельной, социально полезной жизнью. Четвертая предпосылка, связанная с предыдущей, заключается в том, что каждый человек несет от­ветственность за свою жизнь. Система ценностей консультанта должна быть такой, чтобы он мог культивировать эти чувства са­моуважения и личной ответственности в клиенте и в себе самом. Как мы уже упоминали в этой главе при обсуждении ответствен­ности, консультант должен сознавать, что не может решать про­блемы за своего клиента.

Основной предпосылкой для многих консультантов, особенно для тех, кто тяготеет к недирективному подходу, является сущест­вование творческих сил развития, которые, высвобождаясь бла­годаря принимающей позиции консультанта, позволяют клиенту развиваться по образцу вполне функциональной личности и вос-становитьевои ценности, соответствующие здоровому состоянию. Роджерс [249] приводит свидетельства нескольких источников, которые, по-видимому, подтверждают эту предпосылку о потреб­ности в развитии. У Оллпорта концепция «собственного стремле­ния» в качестве позитивной, целенаправленной, мотивирующей силы, действующей глубоко внутри личности, связана с этой ба­зовой предпосылкой [3].

Перечисленные выше предпосылки и атрибуты установки на принятие связаны с американской философией демокра­тии, истоки которой, в свою очередь, следует искать в иудей-ско-христианской культурной традиции. Философские взгля­ды Лейбница, рассматривавшего человека как активное, стре­мящееся кразвитию существо, тоже оказали заметное влияние. Сплав сосредоточенности восемнадцатого века на правах че­ловека и гуманистических ценностях с интересом девятнадца­того века к неповторимой человеческой индивидуальности стал основой для философии консультирования. Итак, современ­ная американская культура и система образования, по всей видимости, благоприятны для реализации этих психологичес­ких установок. Благодаря такой располагающей атмосфере консультантам легче усваивать и культивировать базовые ус­тановки.

Сводное определение установки на принятие было сфор­мулировано Роджерсом [249] как такое позитивное отноше­ние к человеку, когда он рассматривается в качестве имею­щей собственную ценность и достоинство личности, облада­ющей правом принимать собственные решения. Мы говорили, что главным элементом такой позитивной установки являет­ся альтруистическая форма любви. Благодаря тому, что его любят и принимают, клиент приобретает способность любить самого себя и других людей. Возможно, именно такова дина­мика принятия: когда клиент встречается с принимающими установками консультанта, он способен воспринять их и точ­но так же относиться к самому себе. Коль скоро он признал за собой определенные характеристики, он теперь способен при­нять те идеи, тот опыт и те побуждения, которые являются ба­зовой составляющей его «Я», но которые он до сих пор отри­цал или искажал.

Принятие самого себя. Существуют некоторые свидетель­ства в пользу двух идей-близнецов — отом, что принятие дру­гих основано на принятии себя, и что принятие себя основа­но, главным образом, на принятии другими. Несколько ис­следований [273, 329, 27, 234] указывают на важность безусловного принятия себя и других позитивных установок по отношению к самому себе в качестве основы для принятия других. Значение этих феноменов для консультанта состоит в том, что он должен принять и признать самого себя, прежде чем сможет принять и признать своего клиента в достаточной степени, чтобы помочь ему. Значение их для клиента состоит в том, что благодаря признанию и пониманию самого себя он приобретает возможность принять и признать других и полу­чить признание в виде социального вознаграждения со сто­роны других. Как указывает Фромм [ИЗ], одним из серьез­ных затруднений для этого принципа выступает то обстоя­тельство, что наша культура хмурит брови на любовь к себе, хотя превозносит любовь к другим. Эта трудность, по-види­мому, проистекает из неспособности нашей культуры отли­чать «эгоизм» от «самоуважения».

Ценность принятия. Еще раз отмечая важность принима­ющей позиции консультанта, подчеркиваем, что клиент втя­гивается в консультационный процесс, когда ощущает ис­креннюю заботу консультанта о том, что он думает и чувству­ет, способность и желание консультанта помочь ему, а также отсутствие намерений осуждать его. Тогда консультации начи­наются всерьез и становятся для него полными смысла.

Вторым важным моментом является воздействие принима­ющих установок на психологический климат консультационных бесед. Под психологическим климатом понимается эмоциональ­ная тональность, возникающая в межличностном взаимодейст­вии консультанта и клиента. Этот климат может оказаться, упо­требляя описательные термины из области эмоций, теплым или холодным, серьезным или шутливым. В качестве очевидных при­меров различного эмоционального климата можно упомянуть обстановку похорон или футбольного матча. Портер [237] опре­деляет психологический климат через те элементы ситуации, ко­торые влияют на оценивание себя клиентом как личности. Ины­ми словами, установки консультанта влияют на климат беседы, который, в свою очередь, влияет на установки клиента по отно­шению к самому себе — установки в таких, например, аспектах, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства и сво­ей компетентности.

Кроме того, консультант старается поддерживать достаточ­но постоянный, стабильный климат психологических устано­вок, чтобы клиент мог свободно выражать себя, не опасаясь не­одобрения, критики, споров и других традиционных реакций, которых он может ждать на основе своего опыта в прошлом. Этот климат принятия и тот факт, что консультант не реагирует на него так, как реагируют другие, создают, по нашему убеждению, благоприятную ситуацию для научения новым реакциям и из­бавления от прежнего неадаптивного поведения.

Третьим важным моментом является благотворное воздейст­вие принимающих установок на защитные реакции. Ощущение признания себя другими резко отличается от ощущения необхо­димости защищаться. Почему установки принятия имеют такую силу в нейтрализации защитной позиции клиента? Частично от­вет можно найти в описании модели личности, приведенном в гла­ве 2, где указано, что человек находится под охраной ряда защит­ных механизмов, предохранительных оболочек, которые он использует для того, чтобы уберечься от психологических проблем. Рационализация, отрицание, оправдания, проекции и развитие симптоматики служат здесь лишь несколькими из возможных примеров.

Что происходит, когда клиент ощущает угрозу для себя? При­обретенные в предшествующем научении защитные реакции мо­билизуются, подобно тому, как солдаты в крепости расчехляют орудия. Клиент похож натого человека из притчи, который, когда подул ветер, лишь плотнее закутался в свою одежду. В этом сюже­те именно солнце, своими жаркими лучами, создало ту атмосферу или климат, в котором человек предпочел снять с себя одежды. Сходным образом установки принятия — это такой набор уста­новок у консультанта, благодаря которым у клиента в присутст­вии консультанта появляются настолько комфортные ощущения, что ему больше нет нужды держать наготове свои силы самообо­роны.

Правильное понимание принятия. Поскольку мы в своей пре­подавательской деятельности освещали вопрос принятия паци­ента, мы по опыту знаем, что многие студенты неправильно ис­толковывают значение этой концепции. Ниже рассматривают­ся некоторые ошибочные представления о принятии.

Одобрение или согласие это еще не принятие. Принятие че­ловека не подразумевает одобрительного, равно как и неодоб­рительного отношения к тому, что он говорит или чувствует. Оно подразумевает, что он просто принимается в качестве личности, имеющей право чувствовать и думать не так, как мы. Причем не имеет значения, насколько неправедными, абсурд­ными, нигилистическими, социально приемлемыми, здравы­ми или приятными могут нам показаться его мысли и чувства. То, что клиент в начале консультационного процесса может ошибочно принимать такую позицию консультанта за выра­жение согласия с тем, что он говорит и думает, является одной из реальных опасностей.

Второе ошибочное представление может сформироваться в связи с установкой на нейтральность. Принятие клиента — это позитивные и активные установки по отношению к нему. Они, в сущности, говорят: «Я расположен к вам, даже если я не обяза­тельно лично согласен со всем, что вы думаете или чувствуете». Другим способом выразить эту идею может быть такой: «Я по­нимаю, принимаю и ценю эти идеи и чувства вместе с вами. Вы, суть вашей личности, значите для меня больше, чем то, что вы говорите или делаете».

Третье ошибочное представление о принятии клиента — это приравнивание его к сочувствию. Сочувствие заходит гораздо дальше, чем принятие, в том смысле, что консультант фактичес­ки начинает чувствовать то же, что и клиент — за счет сильного эмпатического сопереживания. Консультант в самом деле начи­нает испытывать ту же печаль по мере усиления своего эмоцио­нального вовлечения. А принятие — несколько более отстранен­ное. Консультант, в сущности, говорит: «Я понимаю, как мучи­тельны ваши чувства, хотя лично я таких чувств не испытываю». Сочувствие, хотя и может пониматься в качестве средства под­держки, но часто вызывает желание свести чувства клиента до минимума. Фактически, сочувственную установку можно выра­зить фразой: «Ах, бедняга, мне так жаль тебя, ведь ты не можешь помочь себе сам; давай, я поддержу тебя и помогу тебе». Клиент полагает, что не способен сам справиться со своими чувствами, и считает, что должен искать поддержку извне. Это чревато уста­новлением психологического климата, в котором происходит на­учение зависимому и уклончивому поведению. Если консультант чрезмерно склонен предлагать свое сочувствие, можно подозре­вать, что это выражение его собственной потребности в зависи­мости.

И четвертое ошибочное понимание установок на принятие — это приравнивание их к терпимости. Хотя с социальной точки зрения терпимость может быть желательным качеством, в кон­сультационных взаимоотношениях она подразумевает необхо­димость «смиряться». Это скорее негативное признание клиен­та консультантом, чем позитивное, а также более поверхност­ная разновидность уважения к личности. Установка на терпимость предполагает, что есть некая черта, например, иная национальность или раса клиента, на которую реагирует консуль­тант и в отношении которой он, как видит клиент, старается про­являть терпимость.