Содержание модуля

Понятие педагогического процесса, его структура, движущие силы его развития. Закономерности и принципы педагогического процесса. Сущность процесса обучения. Содержательные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства. Сущностная характеристика преподавания как деятельности.

Обучение как двусторонний процесс. Функциональные компоненты обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.

Принципы обучения как категория дидактики. Законы обучения (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.). Закономерности обучения. Основные принципы обучения. Значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя.

Понятие и сущность метода и приема обучения. Эволюция методов обучения, их исторический характер. Различные подходы к классификации методов обучения (Е.Я.Голант, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский и др.).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Методы стимулирования и корригирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Методы самообразования. Выбор методов обучения.

Понятие о средствах обучения, их функции и классификация.

Понятие о системах (индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская и др.) и формах организации обучения. Основания классификации форм организации учебного процесса. Развитие организационных форм обучения в дидактике.

Общая характеристика классно-урочной системы. Урок – основная форма организации обучения. Типология и структура уроков. Практикумы и семинары. Факультативные занятия. Особенности их содержания и организации. Организация индивидуальных и групповых консультаций как формы развития индивидуальных особенностей учащихся.

Проблема содержания воспитательного процесса. Научные основы определения содержания воспитания. Подходы к определению содержания воспитания на современном этапе.

Содержание воспитания по видам деятельности: интеллектуально-познавательная, ценностно-ориентационная, деятельность нравственно-мировоззренческого содержания, трудовая, художественная, физкультурно-спортивная, деятельность по свободному общению (О.А.Абдуллина и др.).

Содержание воспитания по направлениям воспитательно- образовательной работы (функциональный подход): умственное воспитание и формирование мировоззрения, гражданское воспитание, нравственное, правовое, половое, экологическое, трудовое воспитание, экономическое, профессиональное, эстетическое, физическое воспитание.

Содержание воспитания по компонентам базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура, нравственная культура, гражданская культура и экономическая культура, экологическая культура, эстетическая культура, физическая культура, культура семейных отношений (В.А.Сластенин).

Характеристика закономерностей воспитания. Основные принципы организации воспитательного процесса. Взаимосвязь принципов воспитательного процесса и их гуманистический характер.

Понятие о методах воспитания. Подходы к классификации методов воспитания. Проблема выбора методов воспитания.

Методы формирования сознания личности: рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуаций.

Методы организации деятельности и опыта поведения: поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, КТД (коллективное творческое дело).

Методы стимулирования деятельности и поведения: требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», «метод естественных последствий».

Методы контроля и самоконтроля в воспитании: педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций.

Методы самовоспитания: самонаблюдение, самоанализ, самоодобрение.

Основные средства воспитания.

Понятие о формах организации процесса воспитания. Классификация форм организации воспитательного процесса по количеству участников, по видам деятельности.