Америка, Северная и Южная

Очень различаются в своем отношении к Богине и к равноправию женщин племена индейцев Северной Америки. В книге «Дочь медной женщины» Анна Камерон очень трогательно рассказывает о жизни среди женщин матриархального индейского племени (запад Канады), где родословная определяется по женской линии. Патриархальные поселенцы с их извращенной псевдорелигиозной этикой причинили много страданий этим добрым людям, которые жили близко к Гее и внимательно изучали ее законы с пользой для своего ума и тела. Приведу здесь несколько абзацев из книги Камерон. Возможно, они послужат иллюстрацией того, какие душевные мучения испытывает женское сообщество, лишенное своих исконных ритуалов и достоинства:

А потом пришли новые мужчины. Мужчины, которые никогда не разговаривали с женщинами, никогда не спали с женщинами и никогда не смеялись с женщинами. Мужчины, хмурившиеся в ответ на песни и танцы, в ответ на смех и любовь. Мужчины, объявившие общество женщин ведьминским.

«Нельзя оставлять ведьму в живых», — твердили они, но народ не позволил им убить женщин.

Священникам пришлось довольствоваться тем, что они отбирали рождавшихся в племени девочек. Теперь эти дети не могли получить воспитание и образование от женщин племени, которые рассказали бы им,правду об их телах. Девочек забирали из родных селений и сдавали в школы, где их учили скрывать грудь, прятать руки и ноги, никогда не смотреть своим братьям прямо в глаза, но жить с опущенным взглядом, словно они чего-то стыдятся. Там, где раньше девочкам объясняли, что раз в месяц их тело становится священным, теперь их учили, что оно становится нечистым. Вместо того чтобы идти в дом ожидания и медитировать, молиться, праздновать полнолуние,радоваться своему телу, девочки слушали поучения о том, что они больны, а поэтому должны признать свой недуг и держать себя в руках. Их приучали к мысли, что телесные порывы греховны, — телу нельзя потакать и телом нельзя наслаждаться.

Когда девочкам позволяли вернуться в селение, их сознание было настолько исковеркано, дух искалечен, а души отравлены, что они уже не могли быть полноценными членами Общества Женщин.

Мальчиков тоже забирали из племени и учили, что женщины — грязные греховные существа, стремящиеся совратить мужчину с пути истинного. Мальчиков учили, что у женщины нет мнения, достойного внимания, нет мыслей, заслуживающих уважения, и нет цели, кроме служения мужчине.

Во многих индейских племенах, особенно воинственных, доминировали мужчины. Даже эти народы, любившие битву ради битвы, чтили женские божества. Так, наивысшим божеством пантеона племени навахо была «Изменяющаяся Женщина», богиня Луны. Эта богиня имела две ипостаси — «Женщина-черепаха» и «Женщина Белой Раковины». Племя очень чтило ее священный символ — черепаху. Богиню также, несомненно, чтили и в племени зуни; они и доныне поют такую песню:

Пробуждайся старуха,

Пробуждайтесь матери,

Пробуждайтесь девы,

Пробуждайтесь девочки...

Возможно, нам повезет,

И наша мать-земля

Завернется в четырехслойную мантию Из белой муки.

Последняя строка, несомненно, посвящена Луне, хотя не все американские племена приписывали Луне женский пол. Например, согласно мифологии канадского племени хайда, бог луны Рунг некогда взял на небо мужчину с земли, чтобы тот составил ему компанию. Одна из обязанностей пленника — носить воду. Пытаясь освободиться, пленник периодически переворачивает ведро с водой, и тогда на земле идет дождь.

Индейцы племени хопи из Аризоны чтят двойную звезду Сириус, называя ее «Голубая звезда Качина». Хопи разделяют с древними египтянами и некоторыми африканскими племенами веру в то, что жители системы Сириуса в доисторические времена посещали Землю. Поскольку большая бело-голубая звезда этой двойной системы всегда ассоциировалась с Богиней, в верованиях тех культур, где поклоняются Сириусу, важную роль играет женское начало.

Во главе пантеона эскимосов стоит богиня Седна. Седна живет в морских глубинах с мужем. Согласно некоторым источникам, ее муж — пес. Эскимосские шаманы и шаманки часто предпринимают астральные путешествия в ее жилище, чтобы попросить от имени соплеменников о помощи или об одолжении. Связь между морем и темными глубинами подсознания очевидна, тогда как пес Седны, очевидно, имеет общее происхождение с черным псом Мерлина из кельтских мифов и с Анубисом, сыном египетской Темной Богини Нефтиды, которая также правит водным миром.

Коренные жители Центральной и Южной Америки, как правило, поклонялись божествам, имеющим два аспекта. Например, в Гватемале чтили Хун-Ахпу-Вуч и Хун-Апу-Мтье (бабушку и дедушку), а в Никарагуа — Тамагостада и Ципалтоналя. А вот какую историю рассказывают в Гондурасе:

В город Кеалкокуин спустилась с небес белая женщина необычайной красоты. Она выстроила дворец, расписанный изображениями странных людей и животных, и установила в главном храме камень с изображением загадочных фигур на трех сторонах. Это был талисман, при помощи которого она побеждала всех своих врагов.

Оставаясь девственницей, она родила трех сыновей, между которыми разделила свое царство, когда состарилась. Затем она велела, чтобы ее кровать установили в самой высокой точке дворца, и улетела в небо, приняв облик прекрасной птицы.

Искатели «исчезнувших континентов», несомненно, станут утверждать, здесь речь идет о пришельцах из Атлантиды; уфологи воспримут этот миф как рассказ о космических путешественниках на летающих тарелках — что, впрочем, не так уж невероятно, если в легендах индейцев хопи и других племен со всех концов земли есть хоть небольшая доля истины.

17 ноября 1989 года канал ВВС-2 показал трогательную программу о посещении Океании госпожой Наоми Джеймс, совершавшей одиночное кругосветное плавание. Наоми заходила в порты Тонга, Самоа, Таити и Бора-Бора, и то, что она видела там, очень обеспокоило ее — равно как и всех неравнодушных к проблемам экологии зрителей. Окружающая среда, политическая жизнь, межрасовые взаимоотношения — все это пребывает в весьма плачевном состоянии. Когда-то здесь был самый настоящий рай, но все изменилось в результате вмешательства христианских миссионеров и прочих пришельцев из западного мира. Они навязали простым счастливым матриархальным народам, которые на протяжении многих и многих столетий прекрасно жили, руководствуясь диктуемыми природой ценностями, свой патриархальный уклад, трудовую этику и сопутствующие

- й конкуренцию и противоестественную мораль.

Наоми искала следы прежней жизни — исконные ремесла, ритуалы и зерования этих народов, — но тщетно. Ничего не осталось. Мелодичные полинезийские голоса, некогда распевавшие древние песни, теперь слышны только в христианских церквах. Госпожа Наоми послушала их и опечалилась. «Что случилось с этими некогда великими народами?» — вопрошает она. И я не могу с ней не согласиться, поскольку знакома с философией хуна — столь же зрелой с психологической и метафизической точки зрения, как любая современная философия.

Архаический тотемизм не постулирует превосходства какого-либо из полов. Духи природы и божества пропорционально разделены на мужские и женские. Патриархальное программирование было чуждо душам этих простых народов, ибо они, очевидно, были искренне увлечены реальными событиями окружающего мира, в котором видели отражения обоих полов — как мужского, так и женского.