Черная Богиня

Культы женских божеств всегда были сильны в черной Африке, и эту традицию во многих местах не смогло переломить даже мусульманство. Луиза Тейш, жрица Ошум из традиции йоруба лукуми, чьи предки прибыли из Африки, сейчас проводит занятия для тех, кто хочет знать об африканской Богине, шаманизме и традиции шамбала. Теплота и человечность Луизы в сочетании с отличным знанием материала помогли открыть много дверей (и сердец) перед обычаями ее африканских предков. Афро-карибская религия (как и европейское ведовство) в течение многих веков служила «девочкой для битья» патриархальной пропаганде. Католическая и протестантская церкви преследовали, пытали и убивали всех, кто поддерживал подобные учения, и среди жертв этих бесчинств, которые продолжались четыре столетия, 80 % составили женщины. Миссионеры приравнивали народные верования африканских рабов к поклонению дьяволу и вместе с белыми рабовладельцами делали все, что было в их силах, чтобы эти верования искоренить. Чернокожим было строго запрещено отправлять религиозные обряды предков, и причиной этому был страх — люди всегда боялись того, что выходит за рамки их понимания.

До прихода мусульманских и христианских проповедников в основе африканских религий лежало почтение к силам природы и Космоса и желание жить в гармонии с этими силами. Люди стремились задобрить эти энергии, поклонялись им и старались завоевать их расположение при помощи ритуальных песен, танцев, сказаний и различных проявлений уважения к предкам. Большинство древних племенных сообществ были очень сплоченными, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны — ибо, если человек попадал в беду, соплеменники дружно протягивали ему руки, чтобы помочь, но эти же руки готовы были сурово наказать всякого, кто нарушит установленные в племени табу.

Люди отдавали дань уважения тем не принадлежащим материальному миру силам, которые ведут, защищают и испытывают нас (богам, или оришам) и в царства которых мы иногда переносимся на крыльях экстаза. Однако при этом африканские религии были прежде всего земными, вследствие чего все их атрибуты и ритуалы сосредоточены на вещах имманентных, чувственных, осязаемых, практических и эротических. Чтобы вещь была понятна, она должна быть представлена зримо или символически, а поэтому атрибуты, используемые целителем, жрецом или шаманом, были очень наглядными.

Луиза Тейш родилась в Новом Орлеане, городе вуду. Сколько Луиза себя помнит, она была «не в себе» — так африканцы называют состояние ума, предшествующее одержимости. Несомненно, этот термин возник из-за того, что ощущения, сопутствующие этому состоянию, сродни легкому опьянению. Ныне мы назвали бы это «измененным состоянием сознания». В своей содержательной и очень теплой книге «Джамбалайя» Тейш рассказывает о своей жизни, карьере, исследованиях и «воспоминаниях» о религии черных африканских предков. В 1961 году она получила стипендию для обучения танцам под руководством мадам Кэтрин Данхэм в Центре сценических искусств города Сент-Луис (Иллинойс), что позволило Луизе на профессиональном уровне освоить танцы Африки и

Карибских островов. Именно в это время она узнала имена Лоа и Ориша (гаитянские божества). Изучая эзотерику, Луиза также познакомилась с религией Египта и была посвящена в ее таинства, — именно в ходе этого посвящения ей было дано магическое имя Луиза Тейш, означающее «дерзкий дух». Впоследствии она изучала психологию, а также древние и современные религии.

Ее книга представляет собой кладезь информации о религиях Богини и о статусе женщины у древних народов Западной Африки. Помимо объяснения африканских верований относительно загробной жизни, мира духов, богов и подобных явлений, она предлагает читателям повседневные практические рекомендации, как использовать эти истины для собственной пользы, а также на благо всему живому и самой Земле. Ее хорошо обоснованный, обстоятельный подход отвечает эмоциям, потребностям и устремлениям самых обычных людей — и в то же время тех, кто преследует более возвышенные духовные цели.

По поводу роли женщины как в божественном, так и в человеческом контексте Тейш пишет:

Один из ограничивающих нас факторов — язык, и, к сожалению, сексистский язык настойчиво приписывает той тотальности, чей разум порождает нас всех, мужской род. Чтобы восстановить динамическое равновесие, давайте сопоставим эту одностороннюю концепцию с легендой о Нана-Булуку — верховном божестве народа фон (Дагомея).

Мир сотворен Единым божеством, являющимся одновременно мужчиной и женщиной. Мир создали не Маву и не Лиза, но Нана-Булуку. Через некоторое время Нана-Булуку породило близнецов — их звали Маву и Лиза — ив конце концов им был передан весь сотворенный мир. Маву, женщине, досталась власть над ночью, а Лиза, мужчине, — власть над днем. Маву, Луна, обитает на западе, а Лиза, Солнце, — на востоке. На тот момент, когда между ними были распределены владения, у пары еще не было потомства, но мужчина стал по ночам наведываться к женщине, и вскоре она родила ему детей. Поэтому говорят, что во время затмения Луны небесная пара занимается любовью, и во время затмения Солнца Маву тоже предается утехам с Лиза.

Тейш подчеркивает, насколько важно изучать гинандрию, ибо мужская концепция Бога повлекла за собой продолжавшееся столетиями угнетение женщин. Отмечая, что любой зародыш всегда вначале демонстрирует женские характеристики и лишь на втором этапе развития появляются мужские признаки, Луиза предполагает, что прототипом человека скорее является женщина, чем мужчина. Последние генетические исследования, подтверждают эту теорию.

В книге «Джамбалайя» приведен исчерпывающий список божеств, в которых верили африканские предки Тейш. Туда вошли как мужские, так и женские божества Ганы, Дагомеи, Йоруба и Ибо. В восемнадцатой главе, называющейся «Под юбками Марии», Тейш рассказывает о положении рабов, которые, обнаруживая, что в христианстве не хватает важных для них элементов их родной религии, искали возможности как-то изменить христианство, чтобы, по существу, продолжать поклоняться своим старым божествам в облике Девы Марии.

Культ африканской Черной Богини жив и сегодня. Она скрывается под маской персонажей, которым поклоняются патриархальные религии, установившие свою власть над соответствующими общинами. В частности, при христианстве Черная Богиня превратилась в Черную Мадонну, или Черную Деву, чьи статуи украшают многие церкви и по сей день. Ин Бегг (Еап Begg) предлагает нам список самых известных ее святилищ, цитируя стишок, известный еще с 1629 года:

 

Оэттинген в Баварии, Quod Bavaris Ottinga

Хал в Бельгии, Quod Belgis Hala

Монсеррат в Испании, Quod Serra Montis Hesperiis

Альба в Венгрии, Quod Hungaris Regalis Alba

В Италии Лорета, Quodque Laurentum Italis

А во Франции Лиза Laetitia Francis illud est et erit suis.

 

Радуют нас ныне и всегда

 

К этому списку Бегг добавляет Шартр, Ле Пуи и Рокамадур во Франции, Айнзидельн в Швецарии, Оропа в Пьемонте, Деву Столба в Сарагосе и Деву Марию Гвадалупскую в Испании. Кроме этого, заверяет нас Бегг, есть много других подобных изображений. Но почему Деву Марию, которая, несомненно, была еврейкой, изображают черной? Многие теологи и историки стесняются обсуждать этот вопрос, а исследователи, все-таки отважившиеся разобраться в нем, либо искали ответ в архетипической символике, либо пытались найти соответствия среди дохристианских языческих богинь.

Теологи объясняют цвет черных Дев воздействием копоти, влаги и просто старением материала. Однако этот аргумент не представляется убедительным, поскольку одежда и украшения тех же статуй, как правило, не меняют цвет. Кроме того, лица и открытые части тела других священных образов того же возраста, подвергшиеся точно таким же внешним воздействиям, не почернели. Когда теологам задают вопрос, почему они не реставрировали образы,те обычно отвечают, что верующие привыкли к темным ликам, они приносят людям покой и утешение и неизвестно еще, как прихожане отреагируют на изменения.

Бегг отмечает, что есть и несколько других религиозных персонажей, изображаемых с черными ликами, но обычно такие изображения носят хтонический, траурный или оккультный оттенок. Выдвигался целый ряд предположений относительно того, почему Деву Марию изображают черной. Вот некоторые примеры: 1) она жила в жарком климате и, возможно, загорела; 2) у самих изготовителей статуй была темная кожа; 3) европейцы полагали, что все жители Палестины темнокожие; 4) прототипы Черных Дев были изготовлены из эбонита, базальта, металла или какой-то очень темной древесины, а дошедшие до нас статуи являются их точными копиями. Однако последнее предположение едва ли верно, ибо эбонит не использовали в Западной Европе вплоть до XIII века и большинство Черных Дев вырезаны из древесины — наиболее популярны среди резчиков были дуб, яблоня, олива, груша и кедр.

Похоже,что тема Черной Девы под запретом у иерархов католической церкви. Бегг пишет:

Эта тема наталкивается на откровенное неприятие. Так, когда 28 декабря 1952 года Мосс и Каппанари представляли доклад о Черной Деве в американской Ассоциации научного прогресса, все священники и монахини покинули зал заседаний.

Существовавший с XII века французский орден Монастыря Сионской Богоматери имел черты рыцарской, религиозной и оккультной организации. Главной целью ордена было восстановление династии Меровингов на троне, но, кроме того, орден был тесно связан с культом Черной Девы и на протяжении многих столетий упорно боролся за равноправие женщин. Среди Великих Мастеров ордена насчитывалось несколько женщин — одной из первых была Иоланда де Вар (1428-14, по данным Бегга; 1420-14, по данным Бейджента, Лея и Линкольна).

Орден Монастыря приобрел немалую известность в последние годы благодаря книге Бейджента, Лея и Линкольна «Святая кровь и святой Грааль». Книга оказалась настолько успешной, что авторы написали продолжение — «Наследие Мессии». Дэвид Вуд обосновал их теории при помощи священной геометрии и нумерологии в книге «Genisis». Кроме того, он уделяет много внимания Созидательнице в образе богини Исиды, прослеживая корни ее культа в Египте и Атлантиде и используя все те же науки.

Относительно связи между орденом Монастыря, Черной Девой и Исидой Бегг отмечает:

Великий Мастер Ордена (с 1981 по 1984) Пьер Шгантард говорил, что Сикамбрии, потомки франкских Меровингов, поклонялись Кибеле в образе Дианы Девяти Огней, или Ардуине, эпонимическому божеству Арденн. Огромный идол Дианы/Ардуины некогда возвышался над Каригнаном на северо-востоке Франции между такими местами поклонения Черной Деве, как Орвал, Авиот и Мезьер неподалеку от места, где в 679 году был убит Дагоберт II, царь и святой из рода Меровингов, — и это косвенно указывает на связь между этими двумя культами. Плантард также отмечает, что одно из важнейших деяний Дагоберта, когда он взошел на трон после ирландского изгнания, было возобновление древней галльской традиции поклонения Черной Деве. Он утверждал, что эта Черная Дева тождественна Исиде и ее также называли Люмьерской Богоматерью.

Исследователи часто называют Исиду «Та, что носит множество имен». Однако есть ли у Плантарда и его последователей какие-то более весомые основания предполагать, что Черная Дева происходит именно от этого египетского божества, а не от европейской Кибелы, Дианы или от какой- нибудь кельтской богини, которым поклонялись древние галлы? Помочь ответить на этот вопрос может образ святой Марии Египетской, связанный, как считается, с Магдалиной, а также с Черной Девой.

Бегг приглашает своих читателей в занимательное путешествие по миру, где встречаются древние богини, раннехристианские святые, гно- стики,катары, аркиты и трубадуры. Особенно интересны его намеки на конфликт, который, очевидно, разгорелся между Марией Магдалиной и Петром. Упоминает об этом расколе раннехристианской церкви и Элани Пейджелс:

Более того, в Евангелии от Марии сказано, что у Марии Магдалины (которую церковные ортодоксы всегда отказывались считать апостолом) были видения и прозрения, значительно превосходящие то, что было доступно Петру. «Диалог со спасителем» превозносит ее как визионера и называет лучшей среди апостолов. Она — «женщина, познавшая Всё».

Пейджелс также цитирует Евангелие от Филиппа, где рассказано о соперничестве между учениками-мужчинами и Марией Магдалиной, которая, согласно этому евангелию, была ближайшей из сподвижников Иисуса Христа:

...спутница [Спасителя] Мария Магдалина. [Но Христос любил] ее более, чем [всех других] учеников, и [часто] целовал в [уста]. Прочие [ученики чувствовали себя обделенными ... ]. Они говорили ему: «Почему ты любишь ее больше, чем всех нас?» И Спаситель отвечал им: «Почему я не люблю вас так, как ее?»

Бегг ссылается на пассаж из Pistis Sophia («Вера-Мудрость») — гностическое евангелие, где изложено учение Христа, данное им после воскресения (.см. главу 5), где Мария делится с Христом своими сомнениями в отношении Петра: «Петр тревожит и пугает меня, ибо он ненавидит женщин». Далее Бегг отмечает:

Возможно, тут речь идет не о личном конфликте, а о противостоянии двух традиций в христианстве. С одной стороны — победившая католическая церковь Петра, ортодоксальная и управляемая исключительно мужчинами. А с другой стороны — еретическая церковь гностиков, где священники обоих полов исповедуют Божество, обладающее как мужскими, так и женскими качествами.

Некоторые ассоциации с Черной Богиней вызывает также видение Софии, явившееся суфийскому мистику Ибн Аль-Араби во время паломничества в Мекку, к Каабе. В стену Каабы встроен черный метеорит. Считается, что этот камень был передан Аврааму архангелом Гавриилом, а в стену святилища его поместил сам Мухаммед. Мусульмане трепетно чтят этот камень и приписывают ему некоторые женские свойства.

На всей работе Бегга лежит отчетливый отпечаток его богатой событиями жизни. По окончании Оксфорда Бегг служил офицером в армии, был директором школы, монахом-доминиканцем, инспектором отелей и ресторанов, психоаналитиком-юнгианцем. Однако выводы, которые сделала из его книг я и, несомненно, другие читатели, можно сжато выразить в одном предложении: Черные Девы, несомненно, являются отголоском культов Богини, некогда преобладавших в Европе и на Ближнем Востоке, память о которых — пусть и бессознательная — сохранилась в сердцах людей.

Существует несколько вариантов психологического толкования феномена Черной Богини. Вместо того чтобы ориентироваться на анализ Бегга, сколь бы обоснованным он ни был, я предположу, что ключ к этому вопросу следует искать в биполярных культах (или культах сестер), о которых мы подробно говорили в главе 5. Тогда как Исида олицетворяла свет, или видимый аспект Богини, ее сестра Нефтида олицетворяла темную, или скрытую сторону Луны — бессознательное «я», «тень». Такие же полярные взаимоотношения существуют между Инанной и Эрешкигаль, Евой и Лилит.

Иногда бывает проще обратиться к низшей, земной составляющей Богини, чем к ее трансцендентной сестре. На определенном этапе духовного развития, когда телесная жизнь кажется более важной, чем любые возвышенные принципы и идеологии, человеку бывает проще понять и принять так называемую Магдалину-блудницу, олицетворение чувственной сексуальности, которая нередко ассоциируется с женскими ритуалами, рыцарской любовью и матриархатом вообще. Обретенная в последнее время людьми сексуальная свобода полностью управляется Темной Богиней, которая, вне всяких сомнений, сыграла очень важную роль в развитии человеческой психики, поскольку помогла избавиться от религиозных оков, превративших естественный жизненный процесс в «грех».

С другой стороны, ныне заявляет о своих правах и Светлая Богиня (Исида, или высшее Я). Через ее сестру мы ощутили свое тело, а теперь нужно ощутить душу, или дух, — однако сохраняя при этом умеренность, порождаемую внутренним знанием и сознательным самоконтролем. Установив равновесие между этими двумя аспектами, мы можем усвоить уроки и обрести силу обеих богинь.

Психологи признают,что крайние проявления религиозности сродни сексу и грань, отделяющая плотскую страсть от религиозного экстаза, исчезающе тонка. Возможно, Темная Дева нужна нам не меньше, чем Дева Света, и именно поэтому София спустилась на Землю, прежде чем утвердиться в «срединных пространствах», или центральной точке равновесия между двумя полюсами, и именно в этом ее тайна. Между Sophia Mythus и историей Исиды есть параллели, побуждающие нас предположить, что задача Искупления все же лежит на женском, а не на мужском аспекте Христа — зовем ли мы этот аспект Софией, Исидой или как-то еще.

Я не считаю, что Черные Девы непременно имеют африканское происхождение — пусть даже богини, по чьему образу и подобию созданы эти резные скульптуры, действительно пришли именно из Африки через Египет. Может быть, эти образы связаны с Исидой, как утверждает Плантард, но с таким же успехом они могут указывать на ее скрытую сестру Нефтиду, египетскую Магдалину, ту, что возлегла с мужем сестры и родила психопомпа Анубиса, которому боги даровали способность беспрепятственно проходить через любые темные царства. А может быть, их прообразом была темная и великолепная Хатор?