РФ в Содружестве Независимых Государств.

8 дек 1991 г. в Вискулях в Беловежской пуще руководители Республики Беларусь, РФ и Украины подписали соглашение о создании СНГ. В этом документе заявлялось о распаде СССР и учреждении СНГ.

СНГ объявлялось содружеством, открытым для присоединения всех гос-в – членов Союза ССР, а также иных гос-в, разделяющих цели и принципы Соглашения.

21 дек 1991 г. в Алма-Ате главы 11 суверенных гос-в подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ. Участники встречи – Азербайджанская респуб, респуб Армения, респуб Беларусь, респуб Казахстан, Кыргызская респуб, респуб Молдова, РФ, респуб Таджикистан, Туркменистан, респуб Узбекистан, Украина также приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внут политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в дек 1993, к содружеству присоединилась Грузия.

Согласно алма-атинской декларации отношения между гос-вами должны были строиться на основе след принципов: принцип взаимного признания и уважения гос суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия, невмешательства во внут дела, признания и уважения территор целостности гос-в и нерушимости границ, отказа от применения силы и угрозы силой. Взаимодействие участников СНГ будет осущ через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками содружества, а в целях обеспечения международного стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального гос-ва.

К вредительски документам СНГ относится устав, принятый советом глав гос-в 22.01.1993 г. Устав был рекомендован к ратификации парламентами гос-в СНГ.

В уставе провозглашено, что СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов. Гос-ва-члены СНГ явл самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

СНГ служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания, взаимовыгодного сотрудничества между гос-вами.

СНГ не явл гос-вом и не обладает наднациональными полномочиями.

Гос-вами – учредителями СНГ – явл гос-ва, подписавшие и ратифицировавшие соглашение о создании СНГ от 8.12.1991 и Протокол к этому Соглашению от 21.12.1991 к моменту принятия настоящего устава.

Гос-вами – членами СНГ – явл те гос-ва-учредители, которые принимают на себя обязательства по уставу в течение одного года после его принятия советом глав гос-в. Членом СНГ может также стать гос-во, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в уставе, путем присоединения к нему с согласия всех гос-в-членов.

В СНГ допускает ассоциированное членство. В качестве ассоциированного членства может присоединиться гос-во, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве. Могут присутствовать представители др гос-в в качестве наблюдателей.

Гос-ва-члены вправе выйти из СНГ, о намерении выйти из СНГ гос-во-член обязано извещать письменно за 12 месяцев до выхода.

Взаимодействие стран в рамках СНГ осущ через его координирующие институты: совет глав гос-в, совет глав правительств, межпарламентскую ассамблею, исполнительный комитет, который явл правопреемником исполнительного секретариата СНГ.

Высшим органом СНГ явл совет глав гос-в, который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деят гос-в членов в сфере их общих интересов. Совет глав гос-в собирается на заседания два раза в год.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнит власти гос-в-членов в эконом, соц и иных сферах общих интересов. Собираются 4 раза в год.

Решения совета глав гос-в и совета глав правительств принимаются с общего согласия – консенсусом.

Главы гос-в и главы правительств на заседаниях совета гала гос-в и совета глав правительств председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий гос-в.

Межпарламентская ассамблея гос-в – участников СНГ проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов.

Исполнительный комитет СНГ явл единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ.

Совет министров ино дел СНГ явл основным исполнит органом, который обеспечивает координацию внешнеполитической деятельности гос-в-членов.

Совет министров обороны явл органом совета глав гос-в по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов.

Совет командующих пограничными войсками явл органом совета глав гос-в по вопросам охраны внешних границ гос-в-членов и обеспечения стабильного положения на них.

Эконом совет СНГ явл основным исполнит органом, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений совета глав гос-в и совета глав правительств о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах соц-эконом сотрудничества, принимает решения о вопросах, отнесенных к его компетенции, а также по поручениям совета глав гос-в и совета глав правительств.

Эконом суд СНГ создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений гос-в-участников СНГ и основанных на них эконом обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из эконом отношений.

Могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества.

Рабочим языком СНГ явл русский. Расходы по финансированию деятельности органов СНГ распределяются на основе долевого участия гос-в-членов в соответсвии со спец соглашениями о бюджетах органов содружества.

Нарушения гос-вом-членов устава СНГ, систематическое невыполнение гос-вом его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках содружества, либо решений органов содружества рассматриваются советом глав гос-в. В отношении такого гос-ва могут применяться меры, допускаемые международным правом.