Виды конституций в Росссийской Федерации.
В мировой практике выделяет следующие виды конституции: 1)по степени кодификации: писанные(документы, принятые в особом 1)порядке) и не писанные ( несколько правовых актов, в том числе правовые обычаи и конституционные соглашения);
2)по форме правления: монархическая или республиканские;
3)по форме государственного устройства : Федеративные и унитарные
4)по порядку внесения и дополнений: гибкие ( изменяются обычным парламентским путем ) и жесткие;
5)по времени принятия:принятые в 18-19вв. ( конституции старого времени), принятие после Второй мировой войны, принятые в 90-х гг. 20в и в 21в. ( конституции нового времени);
6)по порядку принятия:октроированные (дарованные монархом)принятые с1)помощью учредительного собрания(например,
Конституционным конвентом),принятые на референдуме,принятые обычным
парламентским путём;
7)по времени действия выделяют постоянные и временные конституции. Временные характерные для переходных периодов, после государственных переворотов.
Виды конституций в Российской Федерации:
•Конституция РФ ( федеральные конституционные нормы);
•конституции республик,устав краев, Областей, городов федерального значения, автономной области, Автономных округов – конституционных нормы субъектов в составе Российской Федерации.
Соотношение Конституции РФ и конституций субъектов РФ.
В системе региональных нормативно – правовых актов особое место занимают конституции (в республиках ) и уставы (в краях, областях, городах федерального значения, автономных округа, автономной области),обладающие вы шею юридической силой по отношению ко всем другим актам субъектов и являющиеся актами учредительного характера. Такое положение стало возможным благодаря ст.66 Конституции РФ, в которой закреплено, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики , а статус других субъектов Федерации- федеральной конституцией и уставом соответствующего субъекта. Конституция РФ(ч. 2 ст. 66)определяет,что устав принимается законодательным (представительным) органом
государственной власти соответствующего субъекта РФ,конституционные акты могут быть приняты в том числе на референдуме ( Татарстан, Тыва, Чеченская республика), либо Конституционным Собранием ( Калмыкия,Мордовия). Теоретически конституции республик и уставы иных субъектов как учредительные акты равнозначные. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках ) основными законами. Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу. Конституции и уставы имеют высшую юридическую силу на территории своего региона в рамках собственных предметов ведения (ст. 73 Конституции РФ).Предметом конституционного(уставного) регулирования,как правило,являются общественные
отношения,складывающиеся по поводу статуса объекта РФ, не урегулированного федерального Конституцией, основ организации государственной власти в субъекте; дополнительных гарантий прав человека, организации местного самоуправления в субъекте РФ. Однако субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом.
Конституции и уставы должна соответствовать конституции РФ. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектом. Российское федеративное государство согласно федеральной Конституции основывается на принципах:
•верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ(ч2 ст4)
•высшей юридической силы, прямого действия и применения федеральной Конституции на всей территории РФ(ч1 ст15)
•взаимного согласия РФ и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом, с выяснением мнения населения соответствующего субъекта РФ (ч5 ст66)
•формирование субъектами РФ собственной системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом(ч1 ст77)
•проверки положений конституций и уставов субъектов РФ на соответствие положениям федеральной Конституции посредством деятельности Конституционного Суда РФ. (Ч6 ст125)