Выбор инновационной стратегии

 

В настоящее время вопрос выбора инновационной стратегии весьма актуален для предприятий, так как в связи с развитием научно-технического прогресса рыночная экономика приобретает все более инновационный характер. Инновации на предприятии — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне. Они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли организации. Инновация — конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Фирма для успешного осуществления поставленной цели должна выбрать стратегию, которая будет наиболее приемлемой для использования имеющихся у нее ресурсов в данной рыночной ситуации. Приемлемость той или иной стратегии определяется эффективностью деятельности фирмы, что, в свою очередь, выражается в величине прибыли, объемах продаж и рентабельности.

Приняв решение о смене рынка или выпускаемой продукции, фирма автоматически делает первый шаг в принятии инновационной стратегии.

Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации , отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Таким образом, можно сказать, что разработка инновационной стратегии - это комплекс решений, направленных на реорганизацию предприятия с целью его эффективного функционирования в новых условиях. Она необходима, потому что обеспечивает гибкость адаптации предприятия к рынку, позволяет ему идти в ногу со временем и конкурентами.

Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. Выбор инновационной стратегии зависит от следующих факторов:

1) Научно-технического уровня производства;

2) Рыночной стратегии организации;

3) Темпов обновления продукции;

4) Технического уровня производимой продукции;

5) Уровня квалификации персонала;

6) Размера и эффективности использования капитала;

7) Финансово-экономического состояния организации.

Инновационные стратегии направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.

Инновационные стратегии предприятия разрабатываются для достижения следующих целей:

1) Реакции на влияние внешней среды

2) Обеспечения конкурентной позиции предприятия

3) Возможности уйти от конкуренции путем создания новой рыночной ниши

4) Возможности увеличить объемы производства продукции

5) Возможности с помощью преимущественно продукт - инноваций занять другую, ранее не занимаемую рыночную нишу [2].

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности, а также важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

Разработка инновационной стратегии - сложный, многоступенчатый процесс. Он состоит из следующих основных этапов:

1) определение миссии;

2) разработка дерева целей;

3) стратегический анализ;

4) выбор инновационной стратегии из альтернативных, с учетом целей фирмы и тенденций ее развития;

5) непосредственно, реализация и контроль инновационной стратегии.

Инновационные стратегии являются признанным радикальным средством достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов и инвестиционных рисков.

Существует большое количество базовых инновационных стратегий. Они разделены по видам на основе опыта многих организаций. Каждая организация, занимающаяся инновационной деятельностью, может выбрать любой вид стратегии, исходя из собственного направления развития. Но при выборе инновационной стратегии необходимо учесть общую стратегию фирмы и ее организационную структуру управления. Общие и инновационные цели должны гармонировать друг с другом. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Таким образом, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия тесным образом связана с производственной стратегией, или стратегией производства предприятия, обеспечивающей выпуск продукции на основе использования новых технологических и технических решений.