Промышленный переворот в Англии и его социально-экономические последствия.
В начале ХУШ века Англия располагала развитой мануфактурной промышленностью. Главной её отраслью было текстильное производство, а в нём выделялось шерстяное. Второе место по значение занимала добыча угля и металлов, а затем шли судостроение, металлургия и металлообработка. Значение внешней торговли возрастает вообще и для промышленности особенно. Войны на континенте подняли спрос на английское сукно и вооружение. Шерстяная промышленность и металлообработка стали обеспечивать своими изделиями подавляющую часть английского экспорта. Борьба торговое преобладание, которая велась с ХУ1 века, привела к тому, что в её распоряжении оказались рынки ряда стран. Так в 1654 г. Португалия открыла Англии свой рынок и свои колонии, а в 1734 г. Россия заключила с Англией торговый договор,значительно понизивший пошлины на английские шерстяные изделия. Но особое значение приобрёр для Англии в ХУШ веке американский рынок. В 1770-х гг. американский рынок поглощал уже 37% экспорта из Англии.
К ХУШ в. вырос спрос и на внутреннем рынке Англии, чему способствовал рост городского населения. Лондон превратился в крупнейший город не только страны, но и всей Европы (1750 г. – 675 тыс. чел.). Ливерпуль становится центром англо-американской торговли, а Бирмингем – центром металлообработки.
Аграрное перенаселение, произошедшее в результате «огораживания», обеспечивало промышленность рабочей силой из числа обезземелившихся крестьян и способствовало расширению спроса на внутреннем рынке. Расширение ёмкости внутреннего рынка углубило разделение труда в промышленности. Выделяются новые производства и специализированные районы.
Ответ 1 (начало): Переход к машинному производству в Англии во П половине столетия стал возможен благодаря:
· Расширению внутреннего и внешнего спроса;
· Расширению рынка наёмного труда;
· Избыточным капиталам, которые были накоплены в таких размерах, что способствовали развитию весьма доступному для предпринимателей 5%-го кредита. Ответ 2 (конец).
Областью первого применения машин в Англии стала текстильная промышленность. Но не наиболее развитая шерстяная, а хлопчатобумажная промышленность. Она начала развиваться в 40-х гг. ХУП в. на привозном колониальном сырье и существовала лишь в районе Манчестера.
История переворота в хлопчатобумажной отрасли начинается с изобретения в 1733 г. «летучего челнока» Д.Кеем., ускорившего производство тканей вдвое и создавшего диспропорцию между прядением и ткачеством. Возникший «прядильный голод» вызвал цепь изобретений и усовершенствований, в результате чего была внедрена в производство механическая прялка «Дженни» (Д.Харгривс, 1767 г.). Она нашла применение в мелком производстве, тогда как «ватерный станок» (Аркрайт, 1769 г.) стал применяться в крупном производстве. Созданная в 1779 г. «мюль-дженни» (Кромптон) произвела переворот в английском прядении. Теперь недоставало ткачей, чтобы перерабатывать всё это количество пряжи. Начался её экспорт, на основе которого, например, развивалась хлопчатобумажная промышленность России. После изобретения в 1785 г. священником Картрайтом механического ткацкого станка производство ткани увеличилось в 40 раз.
Однако на твёрдую основу машинный переворот в текстильном производстве и во всей промышленности Англии был поставлен изобретением паровой машины, давшей универсальный двигатель различным машинам (1784 г.).
Одновременно с хлопчатобумажной промышленностью переворот пережила и английская чёрная металлургия. Здесь нашла применение воздуходувная машина, но главное – металлургия перешла к плавке на каменном угле. В 1735 г. был открыт новый способ выплавки чугуна с помощью негашеной извести (заводчик Дерби). Переход на каменноугольную топливную основу вызвал подъём в каменноугольной промышленности Англии, выведшей добычу угля до 50% мировой в 1870 – х гг.
Начиная с 1820 г. разворачивается железнодорожное строительство, а также машиностроение. Решающим моментом в переходе к машинному производству машин было преобразование ручного токарного станка в механический в 1797 г. Новые формы и масштабы производства сопровождались ростом грузооборота и потребовали преобразования старых транспортных средств. Однако строительство каналов отодвинуло строительство железных дорог на самый конец промышленного переворота. Первый канал был построен в 1755 г. и соединил Манчестер и Ливерпуль, что снизило расходы на транспортировку вдвое. Первая железнодорожная линия в Англии с конной тягой была проложена в 1825 г. (Стоктон-Дарлингтон), а в 1829 г. Манчестер был соединён с главным портом Англии – Ливерпулем, откуда поступал импортный хлопок. Так была расширена транспортная основа внутреннего рынка.
Революция на водном транспорте (1807 г. – Р.Фультон, первый пароход) позволила:
· разрешить проблему быстрой транспортировки промышленного сырья на большие расстояния и в огромных количествах (хлопка из Америки и Индии, леса из Швеции, хлеба из России);
· способствовала распространению по всему миру английской машинной продукции.
Так новые средства транспорта становятся на службу нуждам коммерции и промышленности.
Единственной отраслью, оставшейся в стороне от механизации, было сельское хозяйство. Оно не было подготовлено, как промышленность, к машинному производству посредством разложения труда. Кроме того, механизация в сельском хозяйстве не имела того же значения, что в промышленности. Она способствует здесь сбережению труда, но не увеличению продукции.
Ответ 2 (начало): Важнейшие экономические последствия промышленного переворота в английской промышленности заключались:
· в резком увеличении выпуска промышленных изделий на рынок и их удешевлении, что позволило облегчить доступ товаров к самому широкому покупателю, как в самой Англии, так и за её пределами;
· иностранный рынок становится главным двигателем английской промышленности. Только с 1787 г. по 1815 г. обороты английской внешней торговли возросли в 4 раза, а к 1860 г. – в 20 раз. Англия на продолжительное время заняла монопольные позиции на мировом рынке;
· В углублении общественного разделения труда, в выделении производств более узкой специализации, появлении новых;
· В металлургии - производство чугуна отделяется от производства стали; машиностроение возникает в виде нескольких отраслей;
· В новой отраслевой структуре промышленности Англии преобладает лёгкая промышленность. Ответ 2 (конец).
Первый промышленный кризис 1825 г. был вызван быстрым расширением производства в связи с открытием для английских товаров рынков латиноамериканских стран. Повышенный вначале спрос был быстро удовлетворён, и рынок оказался переполненным. Это повлекло за собой падение цен, закрытие не окупающихся производств и массовый расчёт рабочих. С тех пор кризисы стали повторяться с периодичностью в 10 лет.
С кризисом 1873 г. когда началась новая эпоха в развитии хозяйственной жизни. Последствием введения машин в производство стало увеличение безработицы и возникновение «резервной армии труда», т.е. возникновение конкуренции на рынке труда, снижение зарплаты и ухудшение условий найма. Таким образом, технико-экономический переворот имел обширные социальные последствия.
Ответ 3 (начало) : Промышленный переворот следует рассматривать не только как технико-экономический, но и социальный процесс. Сформировались два основных класса капиталистического общества: буржуазия и пролетариат. Уже в 1794 г. зафиксирован первый тред-юнион, но только в 1824 г. деятельность профсоюзов была легализована. Пиком рабочего движения в Англии Х1Х в. стало чартистское движение 1830-50 гг., происходившее под лозунгом «Народной хартии», содержавшей требования демократической реформы избирательной системы. Одновременно с чартистским движением в Англии развернулось «манчестерское движение». Его лидером был фабрикант Р.Кобден, который в 1839 г. основал в г. Манчестере «Лигу против хлебных законов». С ХУ1 в. в Англии действовали законы в интересах лендлордов, регулирующие ввоз хлеба. Эти законы вели к повышению цен на хлеб на внутреннем рынке. Манчестерцы выступали за свободу торговли и отмену хлебных законов, и в 1846 г. добились их полной отмены. Пошлины на ввоз хлеба, сырья и полуфабрикатов были отменены, а на готовые изделия снижены на 20% их стоимости. В 1860 г. они были упразднены полностью. Ответ 3 (конец).
Свободная торговля восторжествовала, и ввоз в Англию стал совершенно свободным. Но переход от протекционизма к принципу свободной торговли произошёл в Англии лишь тогда, когда английские промышленные товары были уже вне конкуренции на мировом рынке. Переход к свободной торговле в Англии был последним словом промышленного переворота и завершением формирования системы английского капитализма.