Карты кривых безразличия и типовые потребительские предпочтения

 

Карта безразличия - все множество кривых безразличия в пространстве двух благ

 

Чем дальше кривая безразличия расположена от начала координат, тем большему уровню благосостояния она соответствует. Следовательно, рисунок иллюстрирует ситуацию роста благосостояния потребителя.

 

Основные типы предпочтений потребителя

 

Карта кривых безразличия Тип товарного набора Примеры
Товарный набор со стандартными предпочтениями (удовлетворяющими положениям ординалистской теории полезности) хлеб и вода; стол и диван; автомобиль и холодильник
Взаимозаменяемые товары (совершенные субституты) колбаса и сосиски; маркер и карандаш; велосипед и мотоцикл
Взаимодополняемые товары (совершенные комплементы) стул и стол; автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотопленка, плеер и 2 батарейки
Набор с дискретным (неделимым) товаром посещение театрального спектакля и киносеанса

 

Оcновные типы предпочтений потребителя

Карта кривых безразличия Тип товарного набора Примеры
Квазилинейные предпочтения. Товарный набор разбивается на две составляющие: линейную и нелинейную. Линейная часть представляет собой товар, который потребляется в относительно больших количествах по сравнению с нелинейным товаром, потребление которого практически не изменяется (изменяется сравнительно незначительно) при росте потребления второго товара. бумага и ручка
Благо и антиблаго. С точки зрения своих субъективных предпочтений индивид может считать вредным или неприятным для себя потребление, даже в малых количествах, какого – либо товара, называемого антиблагом. Предельная норма замены в данном случае положительна, так как чтобы свести на нет уменьшение полезности от потребления антиблага нужно потребить больше обычного блага. Следовательно, следовательно, наклон кривых безразличия тоже положителен. холодильники и фреоновый газ
Строгое предпочтение (набор с нейтральным благом). Количество одного из благ (в данном случае X) никак не влияет на полезность от товарного набора. подарочный косметический набор, в котором потребитель пользуется только одним предметом
Предпочтения с точкой насыщения (точкой блаженства) Точка насыщения – это точка, в которой для потребителя существует некий самый наилучший набор, и чем "ближе" потребитель находится к этому наилучшему набору, тем выше его благосостояние с позиций его предпочтений. алкоголь, cладости
Несовместимые товары Мороженое и кислая капуста, спортивный костюм и деловая обувь