Колесопрокатные станы
Прежде чем перейти к разбору взаимодействия сил между валками и колесной заготовкой в стане, аналогичном по устройству станам, установленным на новом заводе СССР, необходимо отметить, что в ряде конструкций европейских и американских станов особенности формы, расположения и привода главных и эджерных валков вызывают в свою очередь изменение характера действующих сил.
Рассматриваемый стан имеет один ведущий (коренной) валок и пару эджерных (фиг. 119), из которых нижний приводится вместе с коренным от главного мотора, а верхний эджерный имеет самостоятельный привод от специального мотора. Остальные четыре ролика, выкатывающие реборду и по-
верхность катания обода колеса — холостые, управляемые при помощи гидравлических клапанов.
Сравнивая устройство колесного стана с бандажным, можно в основном применить метод анализа взаимодействия сил, принятый выше, с введением поправок на конструктивные особенности, имеющие место в колесопрокатном стане.
Если в бандажном стане главная пара состоит из одного приводного (ведущего или коренного) и другого холостого валка, то в колесопрокатном стане имеется один ведущий валок, а вместо другого (холостого) установлена ось, центрирующая колесную заготовку.
Таким образом и в данном случае можно воспользоваться методом анализа взаимодействия сил, приведенным на фиг. 116, значительно упростив схему в отношении холостого валка (фиг. 120). По аналогии с бандажным станом вместо внутреннего холостого валка можно принять центр колеса или же самую колесную заготовку, вращающуюся вокруг оси, лежащей в плоскости, проходящей через центры валков. Если выберем произвольную точку приложения равнодействующей общего давления Р, то направление этой равнодействующей будет лежать в плоскости, проходящей через ось колесной заготовки, а величина определится по слагающим—равнодействующей нормального давления и равнодействующей касательных усилий Т. Перенося равнодействующую в центр ведущего валка, получаем пару сил с плечом а. Следовательно, момент, необходимый для привода ведущего валка и холостого (в данном случае колесной заготовки), будет:
(219)
где и — соответственно радиусы ведущего валка и колесной заготовки.
Но так как точка приложения равнодействующей неизвестна, то неизвестен также угол поэтому плечо равнодействующей определяем по сумме моментов и величине равнодействующей общего давления металла на валки.
Фиг. 119. Схема положения валков и колесной заготовки во время прокатки
Фиг. 120. Схема взаимодействия сил в главных валках колесопрокатного стана
Рассматривая с одной стороны М—момент, действующий на приводной валок со стороны мотора, с другой — противодействующие ему моменты трения (на оси колесной заготовки— Мт и на обеих парах опорных роликов и ), составляем уравнение моментов:
или
(220)
Определяем плечо равнодействующей:
(221 а)
Если допустить, что коэффициенты трения в цапфах опорных роликов обеих пар валков одинаковы (т. е. ), уравнение (221 а) принимает вид:
(221 б)
где ,— коэффициенты трения на оси колесной заготовки в первой и второй паре опорных роликов;
— их радиусы.
При одинаковом давлении (Р = Р ) на опорных роликах бандажного стана выражение (221б) еще более упрощается:
(221 в)
Необходимо отметить, что при определении приводного момента М и плеча а мы не учитывали трение опорных роликов о колесную заготовку и в ребордах коренного валка, что нетрудно произвести дополнительно.
Зная плечо а, можно определить угол согласно формуле (219), а также найти точку приложения равнодействующей общего давлениия Р. Имеем:
(222)
откуда найдем .
При рассмотрении взаимодействия сил в эджерных валках бандажных станов мы разобрали случай, когда эти валки имеют параллельные оси и, следовательно, цилиндрическую поверхность (стан фирмы Вагнер).
На бандажных стенах других фирм (например Деви) верхний эджерный валок имеет коническую форму и ось его расположена под углом к оси нижнего валка. Поэтому взаимодействие сил будет совершенно иным.
В колесопрокатном стане одного из заводов СССР оба эджерных валка помещаются наклонно, каждый под одинаковым углом к горизонтальной плоскости, в которой размещена колесная заготовка. Кроме того, в отличие от бандажного стана, в данном случае верхний эджерный валок приводится в движение от самостоятельного мотора, тогда как нижний, аналогично нижнему валку бандажного стана, получает вращение от главного привода.
Характер распределения сил, действующих на эджерные валки колесопрокатного стана, показан на фиг. 121, а и б.
От нажимного устройства на верхний эджерный валок (точка А) передается давление Р, которое при данном положении валка (фиг. 121, а) можно разложить на нормальное N и касательное к оси эджерного валка, наклоненной под углом к горизонтали.
Перенеся из точки А эти силы в точку О, находящуюся в плоскости среднего радиуса конического валка, или непосредственно в точку В приложения равнодействующей давления металла на валок, можно определить силу трения металла о валок в зависимости от и Р.
Исходя из принятой схемы, находим, что нормальное давление к оси валка:
касательное усилие
Касательное же усилие в плоскости соприкосновения материала с конической поверхностью валка
Под действием этого усилия, стремящегося отодвинуть валки к периферии колеса, производится выкатка переходной части между диском и ободом колеса.
Взаимодействие сил между верхним эджерным валком и полосой в плоскости направления вытяжки полосы показано на фиг 121, б, где при двух приводных валках равнодействующая общего давления направлена по вертикали, а точка ее приложения лежит близко к
Приводной момент для одного валка
(223)
Но так как угол неизвестен, можно воспользоваться формулой (86). Заменяя а через получаем:
(224)
где и — радиусы кромок конического валка.
Момент на валу мотора для верхнего эджерного валка определяется так:
(225)
Здесь при подсчете момента холостого хода следует учесть к. п. д. редуктора и трение в цапфах эджерного валка.
Момент на валу главного двигателя определяется по методу, приведенному для бандажных станов с незначительными поправками на конструктивные особенности колесопрокатного стана. При определении мощности двигателя необходимо учитывать скорость колесной заготовки в плоскости средних радиусов конических валков.
Фиг. 121. Схема распределения сил в эджерных валках колесопрокатного стана: а - вид сбоку;
б— вид спереди