Контактные напряжения и контактная прочность
Контактные напряжения образуются в месте соприкосновения двух тел в тех случаях, когда размеры площадки касания малы по сравнению с размерами тел (сжатие двух шаров, шара и плоскости, двух цилиндров и т. п.). Если значение контактных напряжений больше допускаемого, то на поверхности деталей появляются вмятины, борозды, трещины или мелкие раковины. Подобные повреждения наблюдаются у зубчатых, червячных, фрикционных и цепных передач, а также в подшипниках качения.
При расчете контактных напряжений различают два характерных случая: первоначальный контакт в точке (два шара, шар и плоскость и т. п.); первоначальный контакт по линии (два цилиндра с параллельными осями, цилиндр и плоскость и т. п.).
На рис. изображен пример сжатия двух цилиндров с параллельными осями. До приложения удельной нагрузки цилиндры соприкасались по линии. Под нагрузкой линейный контакт переходит в контакт по узкой площадке. При этом точки максимальных нормальных напряжений од располагаются на продольной оси симметрии контактной площадки. Значение этих напряжений вычисляют по формуле
.
Для конструкционных металлов коэффициент Пуассона располагается в пределах = 0,25... 0,35. Без существенной погрешности принимают = =0,3. Тогда
.
Здесь
,
,
где и - приведенные модуль упругости и радиус кривизны; , , и модули упругости и радиусы цилиндров.
Формула справедлива не только для круговых, но и для любых других цилиндров. Для последних и - радиусы кривизны в точках контакта. При контакте цилиндра с плоскостью =∞. Знак минус в формуле относится к случаю внутреннего контакта (когда поверхность одного из цилиндров вогнутая).
При вращении цилиндров под нагрузкой отдельные точки их поверхностей периодически нагружаются и разгружаются, а контактные напряжения в этих точках изменяются по прерывистому отнулевому циклу. Каждая точка нагружается только в период прохождения зоны контакта и свободна от напряжений в остальное время оборота цилиндра. Переменные контактные напряжения вызывают усталость поверхностных слоев деталей. На поверхности образуются микротрещины с последующим выкрашиванием мелких частиц металла. Если детали работают в масле, то оно проникает в микротрещины. Попадая в зону контакта, трещина закрывается, а заполняющее ее масло подвергается высокому давлению. Это давление способствует развитию трещины до тех пор, пока не произойдет выкрашивание частицы металла. Выкрашивания не наблюдается, если значение контактных напряжений не превышает допускаемого.