МЕТОД АНАЛОГИИ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Аналогию можно определить примерно следующим образом.

Аналогия — это метод, использующий аналог (т.е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый про­цесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у иссле­дуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках.


Аналогия — метод, который не имеет большой доказательной силы. Сходство, на основании которого производится доказатель­ство, может оказаться случайным, а при выборочном анализе признаков существенные признаки могут быть заменены на несу­щественные. Вот почему об аналогии следует говорить как о ве­роятностном методе:

«Выводы, умозаключения по аналогии не достоверны, а лишь в той или иной степени вероятны. Они опираются на имеющи­еся в реальной действительности необходимые связи и отноше­ния между признаками явлений. При этом степень вероятности вывода по аналогии тем выше, чем больше охвачено сходных признаков и чем существеннее эти признаки у сравниваемых пред­метов. ...Если сходные признаки в сравниваемых явлениях слу­чайны, аналогия может оказаться ложной. В силу их вероятно­стного характера выводы по аналогии должны подтверждаться результатами, полученными посредством других методов, и тща­тельно проверяться на практике»'.

Аналогию можно определить и через моделирование (хотя чаще используется противоположный подход); в таком случае анало­гией следует называть «перенос информации» от прототипа к мо­дели и обратно2.

Обычная схема умозаключения по аналогии: если первый пред­мет имеет признаки А, В, С, D, а второй — А, В, С, то, по-види­мому, второй предмет обладает и признаком D. Выводы по ана­логии особенно большое значение имели в ранний период раз­вития науки, когда экспериментальный метод еще не получил широкого применения. Например, древнегреческий философ Демокрит, используя аналогию кружащихся пылинок в луче света, пришел к выводу о существовании мельчайших материальных корпускул — атомов, а другой крупный мыслитель этого же пе­риода, Платон, использовал аналог Спарты и спартанского го­сударства для построения собственной модели идеального государ­ства. Начиная с XVI—XVII вв. метод аналогии в научном познании используется реже — в основном для построения первоначаль­ных интуитивных моделей исследуемой реальности, доказатель­ство же строится индуктивным или дедуктивным способом. По аналогии с мальтузианской эволюционной концепцией борьбы за средства существования между богатыми и бедными Чарльз Дарвин построил свою знаменитую теорию биологической эво-

' Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., I974. С. 228. 2 Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М., 1970. С. 25.


 



11 - 2750 Орехов



служить доказательством. Они имеют лишь предположительное значение, в частности помогают сформулировать гипотезу»1.

Действительно, в целом и общем, исходя из всех вышеобо-значенных рассуждений метод экономической аналогии следовало бы рассмотреть как вспомогательный и второстепенный метод исследования экономических феноменов. Но одна существенная поправка меняет ситуацию на все сто восемьдесят градусов: дело в том, что экономическая аналогия лежит в основе экономичес­кого моделирования хозяйственных процессов — одного из главных современных методов исследования последних. Современную экономическую науку невозможно представить без огромного количества эффективно действующих экономических моделей, изучение которых составляет наиважнейший элемент экономи­ческого образования и конструированию которых экономист-теоретик посвящает значительную часть того времени, что от­ведено ему под собственно научные исследования. Вот почему экономическая аналогия — это на самом деле первостепенный метод исследования экономической реальности.