ЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЛОГИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Научные методы экономического исследования далее можно разделить на методы логические и нелогические.

Логические методы научного исследования — это, как следует из самого названия, методы, основанные на логике: формальной и математической. К числу таких методов относятся: методы де­дукции и индукции, метод формализации и математизации, метод логической интерпретации, метод аксиоматизации, метод ана­логии, метод доказательства, метод логического обоснования и некоторые другие.

Логические методы также составляют основу для построения «языка науки» — знаково-символической системы, выражающей основные инструменты и результаты научного познания. «Язык науки» играет роль коммуникативного и дидактического сред­ства, а также интегрирует научное и педагогическое сообщество в рамках данной конкретной дисциплины.

«Логические методы — это такие общие методы, которые пред­ставляют собой систему категорий и законов науки логики и средствами которых анализируются и строятся языки науки, структура самого процесса познания и результаты его — науч­ные теории, научные знания»1.

На уровне экономического анализа данные методы можно конкретизировать следующим образом. К числу логических ме­тодов экономического исследования относятся: метод экономи­ческой индукции и метод экономической дедукции2, методы фор­мализации и математизации в экономическом познании, метод интерпретации в объяснении экономических фактов и явлений, Метод аксиоматизации в построении экономических теорий и до­казательств, метод экономической аналогии (метод аналогии

I Логические методы и формы научного познания. С. 20—21.

Понятия «экономическая индукция», «экономическая дедукция», «экономи­ческая аналогия» и т.п. здесь и далее используются как упрощающие термины, заменяющие собой понятия «индукция в экономическом исследовании», «де-ДУкция в экономическом исследовании», «аналогия в экономическом иссле­довании» и т.п.


 


126


127


в объяснении экономических явлений), метод экономического доказательства и т.п.

Логические методы экономического исследования играют ис­ключительно важную роль в экономическом познании: именно они несут на себе основную тяжесть в процессе постижения но­вых экономических истин, и потому знакомство с такими ме­тодами составляет важнейшую часть профессионального эконо­мического образования.

Нелогические методы научного исследования — это такие ме­тоды, которые по своей структуре не связаны с формальной и ма­тематической логикой, а зачастую ей прямо противоречат, т.е. являются алогичными.

К числу нелогических методов на экономическом уровне ана­лиза можно отнести: экономическое наблюдение, экономичес­кий эксперимент (в их «чистом» виде, без приложенного теоре­тического инструментария), исторический метод в экономическом исследовании, экономическую интуицию, экономическую веру (в ее безрелигиозном смысле — как убежденность в наличии тех или иных экономических фактов) и т.п.

Нелогические методы экономического исследования также весьма важны для экономического познания: они составляют необхо­димую базу для логических методов, дополняют последние и при­ближают их к повседневной, порой весьма хаотичной хозяйствен­ной жизни. Нелогический метод экономического исследования может даже опережать логический метод: так, например, неко­торые ученые-экономисты сначала интуитивно постигали какие-либо истины, а уже потом доказывали и обосновывали их (или хотя бы пытались сделать это)1.