Пропускная способность экспортных газопроводов на бывшей границе СССР, млрд.куб.м в год

Газопровод Мощность Направление экспорта
Через Украину:    
Оренбург-Западная граница (Ужгород) Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия
Уренгой-Ужгород Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия
Ямбург-Западная граница (Ужгород) Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия
Долина-Ужгород - 2 нитки Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия
Комарно-Дроздовичи - 2 нитки Польша
Ужгород-Берегово - 2 нитки Венгрия, Сербия, Босния
Хуст - Сату-Маре Румыния
Ананьев-Тирасполь-Измаил, Шебелинка-Измаил - 3 нитки Румыния, Болгария, Греция, Турция, Македония
Всего через Украину:
Через Белоруссию:
Ямал-Европа (Торжок-Кондратки-Франкфурт/Одер) Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия, Англия
Кобрин-Брест Польша
Всего через Белоруссию:
С.Петебург-Финляндия - 2 нитки Финляндия
Голубой поток (проектная мощность) Турция (возможны поставки в Грецию, Македонию)
Северный поток (проектная мощность) Германия, Франция, Чехия и другие
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ГАЗОПРОВОДЫ ВСЕГО:
Новые проекты (окончательное инвестрешение):    
South Stream Болгария, Сербия, Греция, Италия и другие
Прочие новые проекты:    
Северный поток-3 и -4 Англия, Германия, Франция, Чехия и другие
Ямал-Европа-2 Польша, Словакия, Венгрия и другие
Новые газопроводы всего:  
ЗАПЛАНИРОВАННАЯ МОЩНОСТЬ ВСЕГО:  
Гарантированный объём экспорта в 2020-2025 гг.  

 

Рис. 9.21. Единая система газоснабжения России

 

Структура ОАО «Газпром»:

 

Общее собрание акционеров,

Совет директоров,

Председатель правления,

Правление ОАО «Газпром»:

Председатель Правления ОАО «Газпром», Заместитель Председателя Совета директоров ОАО «Газпром»

Заместитель Председателя Правления — главный бухгалтер

Заместитель Председателя Правления

Заместитель Председателя Правления

Заместитель Председателя Правления — начальник Финансово-экономического департамента

Заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром», член Совета директоров ОАО «Газпром»

Заместитель Председателя Правления, генеральный директор ООО «Газпром экспорт»

Заместитель Председателя Правления, генеральный директор Службы корпоративной защиты

Член Правления, начальник Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа; Главный исполнительный директор, член Совета директоров компании South Stream Transport B.V.

Член Правления, начальник Департамента инвестиций и строительства

Член Правления, начальник Юридического департамента

Член Правления, начальник Департамента перспективного развития

Член Правления, начальник Департамента по работе с органами власти Российской Федерации

Член Правления, начальник Департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям

Член Правления, начальник Департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов, генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз»

Член Правления, генеральный директор ООО «Газпром комплектация»

Член Правления, начальник Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти.

Структурные подразделения.

В Администрацию ОАО «Газпром» входят:

- Департамент автоматизации систем управления технологическими процессами;

- Департамент бухгалтерского учета;

- Департамент внешнеэкономической деятельности;

- Департамент внутреннего аудита;

- Департамент инвестиций и строительства;

- Департамент капитального ремонта;

- Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов;

- Департамент налоговой политики;

- Департамент перспективного развития;

- Департамент по добыче газа, газового конденсата, нефти;

- Департамент по информационной политике;

- Департамент по работе с органами власти Российской Федерации;

- Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа;

- Департамент по управлению делами;

- Департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям;

- Департамент по управлению корпоративными затратами;

- Департамент по управлению персоналом;

- Департамент по управлению проектами;

- Департамент проектных работ;

- Департамент экономической экспертизы и ценообразования;

- Финансово-экономический департамент;

- Центральный производственно-диспетчерский департамент;

- Юридический департамент.

 

Эксплуатация газового хозяйства городов и населенных пунктов осуществляется Управлениями газового хозяйства.

Структура их зависит от величины города и объема газоснабжения.

Руководство управлением газового хозяйства осуществляется начальником управления и его заместителями: главным инженером управления и заместителем по материально-техническому снабжению, хозяйственным и бытовым вопросам.

Объем работ и структура эксплуатационных организаций определяется также реализацией газа, протяженностью распределительных газопроводов, количеством газифицированных квартир, коммунально-бытовых и промышленных предприятий и т. д.

Сложный комплекс системы газоснабжения крупного города эксплуатируется многочисленным коллективом управления гор-газа. Рабочий аппарат управления представлен 12 отделами.

Производственно-технический отдел (ПТО) осуществляет техническое планирование нового строительства систем газоснабжения, обеспечивает проектно-сметной документацией все стадии проектирования.

Отдел эксплуатации обеспечивает контроль за работой уличных газопроводов (и всех сооружений на них), газорегуляторных пунктов, домовых газовых сетей и газовых приборов, за обслуживанием газифицированных коммунально-бытовых и промышленных предприятий. Отдел координирует вопросы эксплуатации газового хозяйства отдельными хозяйствами управления.

Отдел режимов работает круглосуточно с посменным дежурством диспетчеров. По согласованию с отделом эксплуатации отдел режимов через дежурный персонал хозяйств устанавливает и регулирует газовые режимы в городских сетях высокого, среднего и низкого давлений, обеспечивает нормальное газоснабжение города, регулирует суточный и сезонный отпуск газа промышленным предприятиям в зависимости от установленного им лимита и фактической поставки газа городу, обеспечивая в первую очередь нормальное газоснабжение населения и коммунально-бытовых предприятий города.

Газовая инспекция осуществляет контроль за соблюдением всеми подведомственными управлению организациями правил безопасности в газовом хозяйстве Госгортехнадзора, правил технической эксплуатации и техники безопасности в газовом хозяйстве, технических условий, СНиП, действующего законодательства по вопросам безопасности в газоснабжении, приказов и инструкций управления горгаза. Она контролирует правильность приема в эксплуатацию сооружений газового хозяйства и газифицированных объектов, ведет анализ и учет аварий и несчастных случаев на газопроводах и газифицированных объектах хозяйств управления, разрабатывает мероприятия по их предупреждению.

Межрайонные эксплуатационные конторы (MPК) обеспечивают непосредственную эксплуатацию городского газового хозяйства. МРК, находящиеся в черте города, обслуживают газопроводы низкого давления, домовые системы и коммунально-бытовые предприятия, работающие на газе низкого давления.

Контора аварийной службы обеспечивает бесперебойное и безопасное газоснабжение города. В любое время суток аварийная служба ликвидирует выявленные утечки газа в домовых, квартирных газопроводах и газовых приборах, локализует и ликвидирует утечку газа на подземных газопроводах высокого, среднего и низкого давлений.

 

Тема 10. Промышленный транспорт. Городской пассажирский электрический транспорт. Метрополитен.

 

10.1. К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологи-ческие перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования.

В соответствии со СНиП 2.05.07-91 в промышленный транспорт входят:

- железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм;

- технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики, тягачи с прицепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами);

- гидравлический транспорт;

- канатный подвесной транспорт;

- конвейерный транспорт.

Ассоциация акционерных обществ и государственных предприятий межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта «Промжелдортранс» (Ассоциация «Промжелдортранс») является добровольным объединением юридических лиц, созданным в целях координации их деятельности, представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. Представляет интересы организаций межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) всех регионов России, осуществляющих деятельность на железнодорожных подъездных путях, непосредственно примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

До 1995 года ППЖТ входили в состав федеральных железных дорог России, а затем были акционированы. Именно в те годы началась реформа железнодорожного транспорта. В настоящее время ППЖТ являются самостоятельными специализированными организациями железнодорожного транспорта.

Ассоциация «Промжелдортранс» была создана в марте 1995 года с целью консолидации деятельности организаций межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта и представления их интересов в законодательных и федеральных органах исполнительной власти для обеспечения равноправного партнерства на рынке транспортных услуг.

Ассоциация объединяет 50 акционерных обществ, которые осуществляют обслуживание предприятий промышленности и строительства Российской Федерации. Организации, входящие в Ассоциацию, расположены во всех регионах России: от Калининградской области до Приморского края.

Находясь на стыке железных дорог грузоотправителей и грузополучателей, промышленный транспорт является полноправным участником перевозочного процесса: осуществляет подачу и уборку вагонов, в том числе с опасными грузами, собственными локомотивами от станций примыкания железных дорог общего пользования до грузовых фронтов и от грузовых фронтов предприятий до железнодорожных станций по собственным подъездным железнодорожным путям и путям необщего пользования , расположенных на территориях крупных предприятий и организаций.

Рис.10.1. Журнал «Промышленный транспорт – XXI век»

 

Структура управления Ассоциации:

Президент Ассоциации «Промжелдортранс», генеральный директор Московского городского открытого акционерного общества промышленного железнодорожного транспорта (МГОАО «Промжелдортранс»);

Дирекция Ассоциации «Промжелдортранс» :

Президент Ассоциации,

Вице-президент,

Руководитель нормативно-правовой службы,

Главный консультант,

Главный бухгалтер.

 

Члены Ассоциации :

ОАО «Артемовское ППЖТ», Приморский край,

ОАО «Березникипромжелдортранс», Пермская обл.,

ОАО «Брянское ППЖТ», г. Брянск,

ОАО «Владимирпромжелдортранс», г. Владимир,

ЗАО «Воронежcкий промжелдортранс», г. Воронеж,

ОАО «ВолгаУралТранс», г.Самара,

ОАО «Волгоградпромжелдортранс», г. Волгоград,

ОАО «В-Сибпромтранс», г. Красноярск,

ЗАО "Горнозаводсктранспорт», Пермская обл.,

ОАО «Губахатранспорт», Пермская обл.,

ООО «ЖАСО-Меркурий», г. Москва,

ЗАО "Заволжское ППЖТ», г. Ульяновск,

ОАО «Ивановское ППЖТ ?1», г. Иваново,

ОАО «Ижевское ППЖТ», Удмуртская Республика,

ООО «ИжПромТранс», Удмуртская Республика,

ОАО «Калининградпромжелдортранс», г. Калининград,

ОАО «Кировское ППЖТ», г. Киров,

ОАО «Климовский АТК» Московская обл.,

ОАО «Краснодарпромжелджортранс», г. Краснодар,

ОАО «Краснокамскпромжелдортранс», Пермская обл.,

ЗАО «Предприятие «Промжелдортранс», г. Курск,

ЗАО «Лукойл-Транс», г. Москва,

ОАО «МирСК ПЖТ», Краснодарский край,

Московское городское ОАО «Промжелдортранс», г. Москва,

ЗАО «ППЖТ», г. Нефтекамск,

ООО «Орловское ППЖТ», г. Орел,

ОАО «Очаково-Промжелдортранс», г.Москва,

ОАО «Подольское ППЖТ» Московская обл.,

ОАО «Ступинский Промжелдортранс», Московская обл.,

Северо-Западное ГП «Промжелдортранс», г.Санкт-Петербург,

ЗАО «Северо-Западный «Промтранс», г.Санкт-Петербург,

ОАО «Транспорт» , г. Соликамск,

ОАО «Тюменьпромжелдортранс», г. Тюмень,

ОАО «ОЖДХ», г. Чебоксары,

ОАО «Уралпромжелдортранс», г. Екатеринбург,

ОАО «Сибпромжелдортранс», г. Новосибирск,

ОАО «ПЖТ «ЛУЧ» г.Новосибирск.

 

Координационно методическая ассоциация «Промжелдортранс»:

ОАО «Ногинское ППЖТ» Московская обл.,

ОАО «Клинское ППЖТ» Московская обл.,

ОАО «Воскресенское ППЖТ» Московская обл.,

Чеховское ОАО «Промжелдортранс» Московская обл.,

ОАО «Лыткаринское ППЖТ» Московская обл.,

ОАО «Тучковское ППЖТ» Московская обл.,

ОАО «Жуковское ППЖТ» Московская обл.,

ОАО «Ново-Рязанское ППЖТ» г. Рязань,

ФГУП «ППЖТ», Курская обл.

 

Дальневосточное ОАО (некоммерческое партнерство) «Промжелдортранс»:

ОАО «Амурское ППЖТ», Хабаровский край,

ОАО «Березовское ППЖТ», Хабаровский край,

ОАО «Благовещенское ППЖТ», Амурская обл.,

ОАО «Уссурийское ППЖТ», Приморский край,

ОАО «Хабаровское ППЖТ», г. Хабаровск.

 

ОАО "Сибпромжелдортранс" — один из лидеров сферы транспортных и ремонтных услуг на железнодорожном транспорте в Сибирском регионе.

В состав ОАО "Сибпромжелдортранс" (СПЖТ) входят два отделения (Искитимское, Алтайское) и четыре участка при Управлении СПЖТ: Ленинский, Октябрьский, Дзержинский и Куйбышевский. Железнодорожными услугами общества пользуются 676 предприятий и организаций Новосибирской области и Алтайского края, в том числе ОАО "Новосибирскэнерго", завод им. Чкалова, Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина, ОАО "ЖБИ-4", завод "Экран", ОАО "Алтайэнерго", ОАО "Алтайвторчермет", ОАО "Авиапредприятие Алтай", ОАО "Искитимский цемзавод", ОАО "Искитимский шиферный завод" и многие другие.

ОАО "СПЖТ" с 1961 года является связующим звеном между магистралями ОАО "Российские железные дороги" и непосредственными отправителями или получателями грузов. Компания осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий различных форм собственности на железнодорожных путях необщего пользования (подача и уборка груженых или порожних вагонов, а также погрузочно-разгрузочные работы). Сегодня "Сибпромжелдортранс" оказывает свои услуги более 500 предприятиям энергетического комплекса, строительной индустрии, промышленности Новосибирской области и Алтайского края. В числе постоянных клиентов — такие крупнейшие предприятия, как Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина, ОАО "Новосибирскэнерго", НАПО им. Чкалова, ОАО "ЖБИ-4", завод "Экран"», а также ОАО "Алтайэнерго", ОАО "Алтайвторчермет"», ОАО "Искитимский цемзавод" и ОАО "Авиапредприятие Алтай". Общая численность работающих Общества – около 1500 человек.

 

Рис.10.2. Отделение Промжелдортранса

 

10.2.Городской электрический транспорт является массовым общественным транспортом, предназначенным для маршрут­ного обслуживания населения города.

Организация городского транспорта, затраты времени на поездки во многом определяют условия быта, труда и отдыха городского населения. Только при хорошо развитом массовом пассажирском транспорте, обладающем высокими скоростями и большой провозной способностью, становится возможным правильное развитие современного градостроительства, увеличение площади застройки и создание городов-спутников, перенесение промышленных предприятий за пределы городской территории.

В современных условиях рейтинг крупных городов мира во многом зависит от уровня развития городского электрического транспорта. И не случайно в числе лидеров такие города, как Вена, Цюрих, Франкфурт, Берлин, Торонто, где развиты и продолжают развиваться сети горэлектротранспорта. При этом нужно учитывать, что, по статистике, трамваи и троллейбусы привлекают пассажиров на 30–40% больше, чем аналогичные автобусные маршруты. Надо ли говорить и о том, что в городах, где развивается электротранспорт, успешнее решаются проблемы, связанные с автомобилизацией: заторы, загрязнение окружающей среды, огромные потери времени в пробках. Сам же электротранспорт оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду, энергоэффективен, а для рельсового транспорта требуется минимум городской территории для массовых перевозок пассажиров.

Наиболее очевидными преимуществами обладает в этом плане трамвай. Поэтому за последние 30 лет он открыт более чем в 130 городах мира, включая крупнейшие мегаполисы и финансовые центры: Лос–Анджелес, Лондон, Париж, Гонконг и другие.

Современный качественный трамвай наряду с метро и городской железной дорогой образует рельсовый каркас города, гарантирующий пунктуальность, высокую скорость и безопасность поездки. При этом стоимость строительства трамвайных путей в десять раз меньше стоимости строительства метрополитена.

Городской электрический транспорт должен обеспечивать:

а) высокую надежность и безопасность движения;

б) предоставление максимума удобств для пассажиров при мини­мальной стоимости перевозок;

в) высокую скорость сообщения и достаточную провозную способность;

г) необходимую частоту и регулярность движения на линии;

д) хорошую маневренность и высокие тягово-динамические свойства как при обособленных путевых устройствах, так и при работе в общем транспортном потоке;

е) минимальный шум, создаваемый подвижным составом.

Основными видами электрического транспорта, применяемыми в условиях современного города, являются трамвай, троллейбус и метрополитен.

Городской электрический транспорт играет важную роль в жизнедеятельности современного города. Его отличие от автомобильного вида транспорта заключается в высокой экологичности, большой провозной способности, достаточно высокой скорости движения, более низкими тарифами за проезд. Однако значительный износ парка подвижного состава, материальной базы с одновременным ростом автомобилизации городов приводит к большому числу сбоев перевозочного процесса, что отрицательно сказывается как на качестве транспортного обслуживания населения, так и на экономических показателях работы транспортного предприятия.
Одним из путей повышения эффективности оперативного управления движением является внедрение в транспортных хозяйствах страны мобильных информационно-управляющих систем, включающих средства поддержки принимаемых диспетчерским персоналом решений.
Городской электротранспорт (ГЭТ) представляет собой систему, включающую в себя полный технологический цикл: подготовку и выпуск подвижного состава; его эксплуатацию на линии; обслуживание элементов обеспечения перевозок (рельсовый путь, контактно-кабельная сеть и т.д.); оперативное и стратегическое управление; финансовый анализ и планирование. Поэтому транспортным хозяйствам ГЭТ присущ непрерывный процесс производства как в области управления, так и в области самого обеспечения и технического обслуживания объектов предприятия.
Городской электротранспорт обеспечивает значительную часть трудовых поездок населения страны и является важнейшей составной частью городской инфраструктуры.
В настоящее время в РФ на городских маршрутах эксплуатируется 12,1 тыс. трамваев, 12,2 тыс. троллейбусов.Начало формы

Конец формы

Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий России - 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург.

10.3. Метрополите́н(от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. underground, амер. англ. Subway) — в традиционном понимании городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличная). В общем случае метрополитен — любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами. То есть метрополитен в традиционном понимании или, например, городские монорельсы — примеры разновидностей метрополитена.

В 1981 году Комитет метрополитенов МСОТ предложил такое определение «метрополитеновской железной дороги»:« железная дорога, предназначенная быть составной частью сети, позволяющей перевозить большие количества пассажиров в пределах урбанизированной зоны посредством транспортных средств на рельсах с внешним управлением, находящаяся в пространстве, целиком или частично расположенном в тоннелях и безраздельно отданном под такое использование».

Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движе-ния. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена могут прокладываться под землёй в тоннелях, по поверхности и на эстакадах (особенно это характерно для городских монорельсов).

Крупнейшие метрополитены в мире:

по количеству станций и длине маршрутов — Нью-Йоркский,

по длине линий — Шанхайский (538 км) и Пекинский (465 км),

по годовому пассажиропотоку — Токийский и Сеульский,

по суточному пассажиропотоку — Пекинский и Московский.

Самые маленькие метрополитены: в венесуэльской Валенсии, бразильском Салвадоре, индийском Гургаоне и итальянской Катании.

Лозанна и Ренн — самые маленькие города мира, имеющие метрополитен.

Первая линия метрополитена длиной 6 км была построена в Лондоне. Запущена 10 января 1863 года. Строительство осуществляла компания «Metropolitan Railways» (англ. «Столичные железные дороги»). От этого названия произошло собственно слово «метрополитен», употребляемое сейчас во многих странах.

Изначально первая линия в Лондоне эксплуатировалась на паровой тяге, которая начиная с 1890 года заменялась на электрическую.

Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными (первая подземная линия открыта в 1904).

6 июня 1892 — открыта первая надземная линия метрополитена Чикаго на паровой тяге.

На европейском континенте старейшими являются метрополитены Будапешта (1896), Парижа (1900), Берлина (1902), а также Гамбурга (1912). В Великобритании следующим после лондонского стал метрополитен в Глазго (1896).

Иногда к числу старейших метрополитенов Европы причисляют Стамбульский «Тюнель» (европейская часть города, 1875), несмотря на то, что он является, по сути, подземным фуникулёром (полноценный стамбульский метрополитен открылся только в 1989 году), и Афинский метрополитен, который, однако же, в момент открытия (1869) представлял собой обычный городской поезд; в 1904 году линия была электрифицирована с использованием третьего рельса, с этого момента её хоть как-то можно причислять к метрополитенам. Также не относится к числу старейших и Венский метрополитен: в 1898 году в Вене открылась городская железная дорога, а в 1966 году — подземный трамвай, лишь в 1970-х ставший основой полноценного метрополитена.

В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года. На территории СССР метрополитен был открыт также в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске (1991).

После распада СССР метрополитен был открыт всего лишь в трёх городах: Днепропетровске (1995, Украина), Казани (2005, Россия) и Алма-Ате (2011, Казахстан).

Строительство метро стоит очень дорого, и поэтому бывает экономически оправдано только в крупных городах (территориально или по численности населения). В СССР таковыми считались города с численностью населения от 1 млн жителей.

Различают закрытый способ строительства (с помощью тоннелепроходческих щитов) и открытый, при котором тоннели и станции строятся соответственно в траншеях и котлованах и, будучи завершёнными, снова засыпаются грунтом.

Электропоезд метрополитена состоит из нескольких вагонов: двух головных вагонов, имеющих кабины управления и от одного до шести промежуточных вагонов, прицепленных между ними. Вагон метро обычно длиннее трамвайного, но короче железнодорожного. На вагонах российского производства серии 81-714,81-717 в середине вагона над дверьми находятся три сигнальные лампочки, которые сигнализируют о: срабатывании пневматического тормоза (оранжевая), срабатывании реле перегрузки (зеленая), открытых дверях (белая). Длина вагонов метро серии А, Б, В, Г, Д, Е и его модификаций, 81-717/714 и 81-720/721 «Яуза» составляет 19-20 метров; вагонов модели 81-740/741 «Русич» — 27-28 метров. Электропоезда метрополитена получают электричество от сети постоянного тока — как правило, от третьего (контактного) рельса, напряжение которого составляет 750—900 Вольт. Постоянный ток получают на подстанциях из переменного тока с помощью выпрямителей.

Ширина колеи метрополитена различна в разных странах и, как правило, соответствует принятой ширине колеи железнодорожного транспорта, в России и странах СНГ — 1520 мм.

В метро также эксплуатируются контактно-аккумуляторные электровозы и мотовозы для возможности перемещения путевых машин и рабочих в ночное время, когда напряжение на контактном рельсе отключено.

Управление подвижным составом может быть и полностью автоматизировано: впервые в мире такие поезда были применены в метрополитене Лилля — с самого момента открытия в 1983 году.

Станции используются для посадки и высадки пассажиров из вагонов. Подземные, а также надземно-эстакадные станции сообщаются с поверхностью с помощью вестибюлей, турникетов, эскалаторов (или просто лестничных сходов, а кое-где также лифтов для инвалидов), осуществляющих пропуск пассажиров.

Конструктивно станции бывают колонного, пилонного, односводчатого и смежных типов, а по расположению платформ относительно путей делятся на островные и береговые. Существуют многопутные и многоуровневые пересадочные станции.

Некоторые станции имеют систему горизонтальный лифт со стенами и дверями (преимущественно стеклянными) между платформой и поездом.

Многие станции Московского, Петербургского, Пхеньянского, Стокгольмского и ряда других метрополитенов оформлены как дворцовые залы или просто как архитектурные и художественные новаторства.

Довольно часто линии метро проложены в подземных тоннелях. Тоннели линий метро бывают двух- и однопутные. Двухпутные тоннели применяются в однотонельных схемах подземных линий метро.

Однопутные тоннели применяются в двухтонельных схемах подземных линий метро, в которых каждый путь линии метро пролегает в своем тоннеле. Двухтонельная схема на подземных линиях метро и, следовательно, однопутные метротоннели в настоящее время явно доминируют.

Чтобы избежать пересечений в одном уровне, тоннели пересекающихся подземных линий метро прокладывают на различной глубине.

В гористой местности тоннели (как двух-, так и однопутные) также могут применяться для участков линий метро, проходящих сквозь горы.

Метромост — мост, по которому проходит линия метрополитена. Этот мост отличается от обычного повышенной прочностью, так как поезда метро создают очень сильную вибрацию. В некоторых случаях применяют совмещённый метромост. Часто такой мост двухъярусный, — на верхнем ярусе располагается автомобильная или железная дорога, а на нижнем — линия метро (яркий пример — Нижегородский метромост). Но встречаются (в основном в городах США) и одноярусные совмещенные метромосты, на которых пути лини метро проложены или вдоль краев проезжей части автодороги или, наоборот, в середине моста, а проезжие части автодороги, соответственно, слева и справа от линии метро. Также есть станции метрополитена, расположенные на метромостах, например, Воробьёвы горы в Москве или Аметьево в Казани.

На сентябрь 2013 года самый длинный метромост в мире эксплуатируется в городе Новосибирске между станциями «Речной вокзал» и «Студенческая».

Электродепо в метрополитене — предприятие, эксплуатирующее и ремонтирующее подвижной состав метрополитена. Также оно используется для хранения поездов метро и специализированных поездов для осмотра путей.

В инженерном корпусе метрополитена расположен центр управления движением поездов и работой всех технологических установок (электротехнических, связи и автоматики, сантехнических и др.), которые обеспечивают эксплуатацию метрополитена. Инженерный корпус оснащён всевозможными оборудованием и устройствами. В нём также находится управление работой метрополитена и аппарат разных служб. Компьютеры, находящиеся в инженерном корпусе, следят за слаженностью системы: интервалом движения поездов и т.д.

Гейт (англ. gate — ворота) — место соединения метрополитеновской и железнодорожной сетей. Гейты используются, в основном, для того, чтобы привезённые по железной дороге вагоны метро, железнодорожные рельсы и прочие грузы для метро доставить в метрополитен (при этом ходовые рельсы соединительной ветки плавно переходят в пути метрополитена, так как ширина колеи у них одинаковая — 1520 мм). Чаще всего соединительные ветви с железной дорогой располагаются у электродепо метрополитена.

При проектировании большинства подземных метрополитенов (в России — всех) учитывается необходимость обеспечения возможности использования их в качестве убежища для населения в чрезвычайных ситуациях. Для этого, как правило, предусматривают оборудование станций и перегонов аварийными автономными системами фильтровентиляции, энерго- и водоснабжения, запасными выходами, системами герметизации станций и вентиляционных шахт (в том числе — автоматическими, от действия ударной волны взрыва, проникающей радиации, появления в воздухе отравляющих веществ и т. п.). По действующим в России нормативам, метро должно обеспечивать укрытие населению в течение двух суток: предполагается, что за это время уровень заражения спадёт до значений, при которых будет возможна эвакуация населения за пределы пострадавшей территории.

Вместе с тем, на практике исполнение этих требований зависит от пожеланий заказчика, в связи с чем новые станции Московского метрополитена оборудуются металлоконструкциями почти все, тогда как в Казанском метрополитене системы обеспечения гражданской обороны из соображений экономии пока установлены только на 4 станциях из 6. С другой стороны, современные технологии строительства подземных сооружений часто способны обеспечить адекватную защиту при сравнительно небольшой глубине заложения.

Города России, где имеется действующее метро – рис.10.4. :

Город Год открытия Количество станций Длина линий
1. Москва (метро и монорельс) 192 (метро) + 6 (монорельс) 320,9 км (метро) + 4,7 км (монорельс)
       
2. Санкт-Петербург (метро) 113,6 км
       
3. Волгоград (метротрам) 17,3 км
       
4. Нижний Новгород (метро) 18,9 км
       
5. Новосибирск (метро) 15,9 км
       
6. Самара (метро) 11,4 км
       
7. Екатеринбург (метро и городская электричка) 9 (метро) + 17 (городская электричка) 12,7 км (метро) + 70 км (городская электричка)
       
8. Казань (метро) 15,8 км

 

Рис.10.4. Российские метро

 

Города России, где ведётся строительство или проектирование метро:

Омск — открытие ожидается после 2016 г.; планируется запуск городской электрички;

Челябинск — открытие ожидается в 2017—2019 гг.; также ходит городская электричка;

Ростов-на-Дону — ведутся работы по технико-экономическому обоснованию; его утверждение и начало строительства ожидается не ранее 2015 г., пуск первой линии — не ранее 2020 г.;

Калининград — открытие ожидается в 2020—2024 гг.;

Липецк — согласно заявлению губернатора, по состоянию на 2013 год ведется проектирование линий метрополитена, строительство планируется начать с 2015 года.

В Воронеже (Воронежское лёгкое метро), Ульяновске (Ульяновское лёгкое метро), Одессе, Запорожье (Запорожское лёгкое метро), Львове, Ялте (Ялтинское лёгкое метро), Астане (Астанинское лёгкое метро) и Бишкеке (Бишкекское лёгкое метро), а также в некоторых городах Подмосковья — власти обещают начать строительство лёгкого метро. В Саратове (Саратовский метрополитен), Барнауле, Вильнюсе, Орле, Липецке, Таллине — на разных стадиях планирования брошены проекты подземных трамваев. В ряде других городов — власти обещают скоростной трамвай.

 

Структура Управления городского пассажирского транспорта Администрации города :

       
       
1. Начальник Управления,    
2. Заместитель начальника Управления,    
3. Главный специалист - главный бухгалтер.    
Отдел организации пассажирских перевозок:  
4. Начальник отдела,    
5. Главный специалист,    
6. Специалист 1-й категории .    
Отдел контроля за осуществлением пассажирских перевозок :  
7. Начальник отдела,    
8. Главный специалист,    
9. Специалист 1-й категории.    
       

Отдел организации пассажирских перевозок Управления городского пассажирского транспорта Администрации города является структурным подразделением Управления, осуществляющим непосредственное исполнение его полномочий в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению города и организации транспортного обслуживания населения в границах города.

Отдел контроля за осуществлением пассажирских перевозок Управления городского пассажирского транспорта Администрации города является структурным подразделением Управления, непосредственно обеспечивающим контроль выполнения перевозчиками условий договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок по городским маршрутам, а также исполняющим государственные полномочия области по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом области об административных правонарушениях.

 

 

Рис. 10.3. Городской трамвай

 

 

 

Рис.10.4. Троллейбус

 

Рис.10.5. Открытый способ строительства метро

 

Рис.10.6. Станция метро (Казань)

 

Рис.10.8. Подвесная железная дорога ( монорельс)

 

 

Новосиби́рский метрополитен — скоростная рельсовая внеуличная общественная транспортная система на электрической тяге в Новосибирске. Является самым восточным метрополитеном в Российской Федерации. После запуска 28 декабря 1985 года стал первым и единственным за Уралом и в Сибири, а также четвёртым в России и одиннадцатым в Советском Союзе.

 

25 дек 2013

 

Рис.10.9. Новосибирский метрополитен

 

 

 

Рис.10.9.Схема скоростного транспорта Москвы(план развития до 2027 года)

 

Тема 11. Транспорт электроэнергии

 

11.1. Электроэнергетика России — отрасль российской энергетики.

Электроэнергетический сектор России — один из крупнейших в мире. Он во многом определяет конкурентоспособность и потенциал роста российской экономики, значительную долю которой составляют энергоёмкие отрасли.

Современный электроэнергетический комплекс России включает около 600 электростанций единичной мощностью свыше 5 МВт. Общая установленная мощность электростанций России составляет 218 ГВт. Установленная мощность парка действующих электростанций по типам генерации имеет следующую структуру:

- тепловые электростанции 68,4 %,

- гидравлические — 20,3 %,

- атомные — около 11,1 %.

 

 

Рис.11.1. Электроэнергетика России

 

В 2010 году Россия вышла на докризисный уровень производства электроэнергии, произведя 1025 млрд кВтч электроэнергии. В этом году в России был построен самый большой за последние десять лет объём электроэнергетической мощности — 3,2 ГВт.

Концепция программы модернизации отрасли была представлена Министерством энергетики РФ 22 августа 2011 года на заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. В соответствии с программой на предприятия энергетического машиностроения возлагается задача обеспечения объектов энергетики надежным, высокотехнологичным, энергоэффективным оборудованием. Основными направлениями модернизации отрасли названы вывод из эксплуатации устаревшей и строительство новой генерации, оптимизация размещения объектов генерации и сетевого комплекса, создание Центра инновационных разработок, льготные программы кредитования государственными банками. Основное типовое решение по модернизации газовых и угольных ТЭС — унификация мощностного ряда парогазовых установок (ПГУ) с использованием газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 60-80 МВт, 100—130 МВт, 150—180 МВт, 270—300 МВт. Для угольных энергоблоков — это 225 МВт, 330 МВт, 660 МВт.[7]

В общей сложности в российской электроэнергетике за 2011 год было введено более 6 ГВт новых генерирующих мощностей, это самый высокий показатель российской энергетики с 1985 года. В частности, вошли в строй новые энергоблоки на Калининской АЭС (1 ГВт), Сургутской ГРЭС-2 (два по 400 МВт), Яйвинской ГРЭС (422 МВт), Среднеуральской ГРЭС (400 МВт), Невинномысской ГРЭС (400 МВт). Построено более 3 тыс. км новых высоковольтных линий, около 19 тыс. км распределительных сетей.

В 2012 году в электроэнергетике России было введено в строй 6,5 ГВт новых генерирующих мощностей, в том числе четыре гидроагрегата Богучанской ГЭС (это агрегаты по 333 МВт мощности).

 

Тепловая энергетика России.

Лидирующее положение теплоэнергетики является исторически сложившейся и экономически оправданной закономерностью развития российской энергетики.

Тепловые электростанции (ТЭС), действующие на территории России, можно классифицировать по следующим признакам:

- по источникам используемой энергии — органическое топливо, геотермальная энергия, солнечная энергия;

- по виду выдаваемой энергии — конденсационные, теплофикационные;

-по использованию установленной электрической мощности и участию ТЭС в покрытии графика электрической нагрузки — базовые (не менее 5000 ч использования установленной электрической мощности в году), полупиковые или маневренные (соответственно 3000 и 4000 ч в году), пиковые (менее 1500—2000 ч в году).

В свою очередь, тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, различаются по технологическому признаку:

- паротурбинные (с паросиловыми установками на всех видах органического топлива: угле, мазуте, газе, торфе, сланцах, дровах и древесных отходах, продуктах энергетической переработки топлива и т. д.);

- дизельные;

- газотурбинные;

- парогазовые.

Наибольшее развитие и распространение в России получили тепловые электростанции общего пользования, работающие на органическом топливе (газ, уголь), преимущественно паротурбинные.

Самой большой ТЭС на территории России является крупнейшая на Евразийском континенте Сургутская ГРЭС-2 (5600 МВт), работающая на природном газе (ГРЭС — аббревиатура, сохранившаяся с советских времен, означает государственную районную электростанцию). Из электростанций, работающих на угле, наибольшая установленная мощность у Рефтинской ГРЭС (3800 МВт). К крупнейшим российским ТЭС относятся также Сургутская ГРЭС-1 и Костромская ГРЭС, мощностью свыше 3 тыс. МВт каждая.

 

Гидроэнергетика России.

Гидроэнергетика предоставляет системные услуги (частоту, мощность) и является ключевым элементом обеспечения системной надежности Единой Энергосистемы страны, располагая более 90 % резерва регулировочной мощности. Из всех существующих типов электростанций именно ГЭС являются наиболее маневренными и способны при необходимости быстро существенно увеличить объемы выработки, покрывая пиковые нагрузки.

У России большой гидроэнергетический потенциал, что подразумевает значительные возможности развития отечественной гидроэнергетики. На территории России сосредоточено около 9 % мировых запасов гидроресурсов. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами Россия занимает второе место в мире, опережая США, Бразилию, Канаду. В настоящее время общий теоретический гидроэнергопотенциал России определён в 2900 млрд кВт*ч годовой выработки электроэнергии или 170 тыс. кВт*ч на 1 кв. км территории. Однако сейчас освоено лишь 20 % этого потенциала. Одним из препятствий развития гидроэнергетики является удалённость основной части потенциала, сконцентрированной в центральной и восточной Сибири и на Дальнем Востоке, от основных потребителей электроэнергии.

Выработка электроэнергии российскими ГЭС обеспечивает ежегодную экономию 50 млн тонн условного топлива, потенциал экономии составляет 250 млн тонн; позволяет снижать выбросы СО2 в атмосферу на величину до 60 млн тонн в год, что обеспечивает России практически неограниченный потенциал прироста мощностей энергетики в условиях жёстких требований по ограничению выбросов парниковых газов. Кроме своего прямого назначения - производства электроэнергии с использованием возобновляемых ресурсов, гидроэнергетика дополнительно решает ряд важнейших для общества и государства задач: создание систем питьевого и промышленного водоснабжения, развитие судоходства, создание ирригационных систем в интересах сельского хозяйства, рыборазведение, регулирование стока рек, позволяющее осуществлять борьбу с паводками и наводнениями, обеспечивая безопасность населения.

В настоящее время на территории России работают 102 гидроэлектростанции мощностью свыше 100 МВт. Общая установленная мощность гидроагрегатов на ГЭС в России составляет примерно 46 ГВт (5 место в мире). В 2011 году российскими гидроэлектростанциями выработано 153 млрд кВт/ч электроэнергии. В общем объёме производства электроэнергии в России доля ГЭС в 2011 году составила 15,2 %.

В ходе реформы электроэнергетики была создана федеральная гидрогенерирующая компания ОАО «ГидроОГК» (текущее название — ОАО «РусГидро»), которая объединила основную часть гидроэнергетических активов страны. Сегодня компания управляет 68 объектами возобновляемой энергетики, в том числе 9 станциями Волжско-Камского каскада общей установленной мощностью более 10,2 ГВт, первенцем большой гидроэнергетики на Дальнем Востоке — Зейской ГЭС (1 330 МВт), Бурейской ГЭС (2 010 МВт), Новосибирской ГЭС (455 МВт) и несколькими десятками гидростанций на Северном Кавказе, в том числе Кашхатау ГЭС (65,1 МВт), введённой в эксплуатацию в Кабардино-Балкарской Республике в конце 2010 года. Также в состав РусГидро входят геотермальные станции на Камчатке и высокоманевренные мощности Загорской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС) в Московской области, используемые для выравнивания суточной неравномерности графика электрической нагрузки в ОЭС Центра.

Атомная энергетика России.

Россия обладает технологией ядерной электроэнергетики полного цикла от добычи урановых руд до выработки электроэнергии. На сегодняшний день в России эксплуатируется 10 атомных электростанций (АЭС) — в общей сложности 33 энергоблока установленной мощностью 23,2 ГВт, которые вырабатывают около 17 % всего производимого электричества. В стадии строительства — ещё 5 АЭС.

Широкое развитие атомная энергетика получила в европейской части России (30 %) и на Северо-Западе (37 % от общего объёма выработки электроэнергии).

В 2011 году атомными электростанциями выработано рекордное за всю историю отрасли количество электроэнергии — 173 млрд кВт*ч, что составило около 1,5 % прироста по сравнению с 2010 годом. В декабре 2007 года в соответствии с указом президента России В. В. Путина была образована Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», которая управляет всеми ядерными активами России, включая как гражданскую часть атомной отрасли, так и ядерный оружейный комплекс. На неё также возложены задачи по выполнению международных обязательств России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Оператор российских АЭС — ОАО «Концерн „Росэнергоатом“» — является второй в Европе энергетической компанией по объёму атомной генерации. АЭС России вносят заметный вклад в борьбу с глобальным потеплением. Благодаря их работе ежегодно предотвращается выброс в атмосферу 210 млн тонн углекислого газа. Приоритетом эксплуатации АЭС является безопасность. С 2004 года на российских АЭС не зафиксировано ни одного серьёзного нарушения безопасности, классифицируемых по международной шкале ИНЕС выше нулевого (минимального) уровня. Важной задачей в сфере эксплуатации российских АЭС является повышение коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) уже работающих станций. Планируется, что в результате выполнения программы повышения КИУМ ОАО «Концерн „Росэнергоатом“», рассчитанной до 2015 года, будет получен эффект, равноценный вводу в эксплуатацию четырёх новых атомных энергоблоков (эквивалент 4,5 ГВт установленной мощности).

Геотермальная энергетика России.

Одним из потенциальных направлений развития электроэнергетики в России является геотермальная энергетика. В настоящее время в России разведано 56 месторождений термальных вод с потенциалом, превышающим 300 тыс. м/сутки. На 20 месторождениях ведется промышленная эксплуатация, среди них: Паратунское (Камчатка), Казьминское и Черкесское (Карачаево-Черкессия и Ставропольский край), Кизлярское и Махачкалинское (Дагестан), Мостовское и Вознесенское (Краснодарский край). При этом суммарный электроэнергетический потенциал пароводных терм, который оценивается в 1 ГВт рабочей электрической мощности, реализован только в размере чуть более 80 МВт установленной мощности. Все действующие российские геотермальные электростанции сегодня расположены на территории Камчатки и Курил.

Параллельная работа с зарубежными энергосистемами.

На конец 2010 года параллельно с ЕЭС России работали энергосистемы Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Украины, Молдавии и Монголии. Через энергосистему Казахстана в течение 2010 года параллельно с ЕЭС России работали энергосистемы Центральной Азии — Узбекистана, Киргизии.

 

Показатели.

Мощность электростанций электроэнергетического комплекса России составляет 220 млн. кВт, в составе ЕЭС России имеется 468 ТЭС суммарной мощностью 139 млн. кВт. Установленная мощность гидроэлектростанций в 2007 году составляла 46 млн кВт.

Установленная мощность 30 энергоблоков в составе 10 действующих АЭС составляет 23,5 млн. кВт.

Протяжённость электрических сетей ОЭС России напряжением свыше 110 кВ составляет более 442 тыс. километров.

Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 69 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада.

Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220-500 кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно).

В электроэнергетический комплекс ЕЭС России входит около 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт.

На конец 2012 года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 223 070,83 МВт.

 

 

Рис.11.2. Гидроэлектростанция

 

 

11.2. Структура управления отраслью.

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

 

 

Рис.11.3. Транспорт электроэнергии

 

 

ЕЭС России располагается на территории, охватывающей 8 часовых поясов. Необходимостью электроснабжения столь протяжённой территории обусловлено широкое применение дальних электропередач высокого и сверхвысокого напряжения. Системообразующая электрическая сеть ЕЭС (ЕНЭС) состоит из линий электропередачи напряжения 220, 330, 500 и 750 кВ. В электрических сетях большинства энергосистем России используется шкала напряжений 110—220 — 500—1150 кВ.

Деятельность по организации торговли на оптовом рынке, связанная с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности и иных объектов торговли осуществляет коммерческий оператор оптового рынка — ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (ОАО «АТС»).

 

 

Рис.11.4. Линии высоковольтных передач

Рис.11.5. Схема распределения электроэнергии

 

 

С 1 июля 2008 года в результате реорганизации РАО «ЕЭС России» были сформированы следующие основные организации электроэнергетической отрасли (Минэнерго РФ) :

ОАО «ФСК ЕЭС» — оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) по сетям, относящимся к ЕНЭС;

ОАО «СО ЕЭС» — оказание услуг по диспетчеризации;

ТГК/ОГК (20 компаний) — выработка электрической энергии (мощности) на тепловых электростанциях;

ОАО «РусГидро» — выработка электрической энергии (мощности) на гидроэлектростанциях;

ОАО «МРСК Холдинг» — оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) по территориальным распределительным сетям;

ОАО «РАО ЭС Востока» — все компании электроэнергетики Дальнего Востока.

В результате завершения структурных преобразований государство обеспечило контроль за естественно-монопольным сектором электроэнергетики: более 75 % акций ОАО «ФСК ЕЭС» и 100 % акций ОАО «СО ЕЭС». Кроме того, государство сохранило участие в следующих компаниях: более 52 % акций ОАО «ГидроОГК», ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «РАО ЭС Востока».

Организация по управлению Единой национальной электрической сетью - Федеральная сетевая компания (ФСК) – компания, исполняющая роль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), которая обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС.

Второй инфраструктурной организацией является Системный оператор, который осуществляет единоличное управление технологическими режимами работы Единой энергетической системы России и уполномочен на выдачу обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления команд. Системный оператор является самостоятельной компанией, владеющей диспетчерскими активами, 75% плюс 1 акция которой принадлежат го-сударству.

Третьим и последним типом инфраструктурных организаций являются Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), активами которых включают линии электропередачи низкого напряжения, не относящиеся к магистральным, и не находящиеся, таким образом, в собственности ФСК. После обособления пяти МРСК от РАО «ЕЭС России», доля государства в них составляет более 52%.

Покупателями электроэнергии на оптовом рынке являются любые конечные потребители и энергосбытовые компании, отвечающие требованиям по минимальному объему покупки электроэнергии, а также гарантирующие поставщики.

По существующим магистральным линиям электропередачи на расстояние свыше 800-1000 км без значительных потерь можно передавать не более 3-4% всей электрической мощности ЕЭС.

Создание евразийской объединенной энергосистемы с оптимизацией в ней перетоков электроэнергии положит начало новой международной энергетической политике, основанной на управлении межнациональными топливно-энергетическими балансами и энергосбережении.

Вместе с тем, восстановление и развитие российской ЕЭС в рамках евразийской объединенной энергосистемы повлияет на темпы роста экспорта российских нефти и газа и ограничит дорогостоящее строительство трубопроводов для их транспортировки. Ведь стоимость трубопровода и его эксплуатации в два-три раза дороже строительства и обслуживания мощной линии электропередачи такой же длины, что часто делает предпочтительным крупное производство электроэнергии вблизи мест добычи того же газа.

Развитие ЕЭС в обозримой перспективе описывается в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

 

 

 

Рис.11.6. Структурная схема поставки электроэнергии

 

 

Рис.11.7. Передача электроэнергии. Системы автоматизации подстанций.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Н.А. Троицкая , А.Б.Чубуков Единая транспортная с:стема. Учеб-ник.- 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 240 с.

2. О.И. Щукин Общий курс транспорта: Конспект лекций. – СПб.: Издательство ГМА им. Адм. С.О. Макарова, 2007. – 96 с.

3. Экономика предприятия: Учебник для вузов /под ред. проф. В.Я.Горфинкеля/. – 5 – изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 767 с. – ( Серия «Золотой фонд российских учебников»).

4. Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В.Девяткина/. – 3-еизд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 604с.

5. Г.А. Левиков, В.В. Тарабанько Смешанные перевозки (состояние, проблемы, тенденции). Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Транс – Лит.,2008. – 320 с.

6. А.А. Луговец Морской флот в транспортной системе России – М.: ООО Издательско – Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003. – 336 с.

7. В.Н. Костров Государственное регулирование на транспорте: учеб-ное пособие для вузов /под ред. проф. , д.э.н. В.Н. Кострова/. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Н.Новгород: Изд-во Волго – Вятская академия гос. Службы, 2007. – 464 с.

8. Менеджмент на транспорте: Учебное пособие для вузов /Под ред. Н.Н.Громова/. – М: Издательский центр «Академия», 2003. – 528 с.

9.Ю.Д. Михайличенко, Общий курс транспорта:Учебное пособие.-СПб.:СПГУВК, 2012.-212с.

10. Речной транспорт (общий курс). Учебник для вузов /под редакцией Багрова Л.В.-М: Транспорт,1993. 344с.

11.В.А. Прокофьев, Информационные технологии на транспорте. Учебное пособие.-СПб.:ГМА им. адм. С.О. Макарова,2006.-127с.

12. Н.А. Некрасов,В.И. Дуданец, В.И. Русских, Единый транспортно – технологический комплекс. Производственное издание.-М.:Транспорт, 1988.-64с.

13. Н.В. Правдин, В.Я. Негрей, В.А. Подкопаев, Взаимодействие раз-личных видов транспорта: примеры и расчёты.- М.: Транспорт, 1989.-208с.

14. Основы эксплуатационной работы железных дорог. Учебное посо-бие/под редакциейВ.А. Кудрявцева.-М.:Профобриздат,2002.

15. Грузовые автомобильные перевозки.Учебное пособие/под редак-цией М.А. Рафф.-К.:Издательское объединение «Вища школа», 1975.-288с.

16. В.В. Винников. Экономика предприятия морского транспорта. Учебник для вузов.- Одесса: Латстар, 2001.-416с.

17. Н.В. Лобов, Организационно – производственные структуры тех-нической эксплуатации автомобилей.Учебное пособие.-Пермь: Изд-во Пермского гос. техн. ун-та, 2007.-166с.

18. Информационный сборник «Государственный надзор в сфере транспорта» / гл. редактор М.И. Суслин.-М.:ООО «ИнфАвиа» при участии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ежегодный выпуск).

1. Абузова Ф. Ф., Алиев Р. А., Новосёлов В. Ф. и др. Техника и технология транспорта и хранения нефти и газа. М.: 1992.

2. Бородавкин П.П. Подземные магистральные трубопроводы. М.: 1982.

3. Борисенко Т. М. Повышение эффективности трубопроводного транспорта. М.: 1983.

4. Олейник А. Я., Карасик В. М., Криль С. И. и др. Гидравлический трубопроводный транспорт контейнеров. Киев: 1983.

5. Битюков В. К., Колодежнов В. Н. Пневматические конвейеры. Воронеж: 1984.

6. Бычков В. Е., Данильченко И. Г., Пирогов Ю.Н. Газопроводы для транспорта и хранения нефтепродуктов. М.: 1992.

7. Белов И. А., Булев Н. И., Гиневский А. С. Введение в аэрогидродинамику контейнерного трубопроводного транспорта. М.: 1986.

14. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004.

15. Коссой Ю.М. Современная проблематика городского транспорта (экономическая теория, м