Конкуренция - важный элемент рыночного механизма.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (от лат. конкурро - сталкиваться). В общем виде конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогичным образом можно определить конкуренцию между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен, объема спроса на рынке. Конкуренция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций.
Конкуренция означает экономическое соперничество между равноправными субъектами рынка за более выгодный сбыт товаров, или более выгодное вложение средств.
Отсутствие конкуренции ведет к монополизму, то есть к праву отдельных предприятий, банков, государства диктовать свои условия на рынке.
Конкуренция тем эффективнее, чем больше субъектов рынка. Поэтому конкуренция и монополия понятия несовместимые.
По западным оценкам считается, что продавцов одного и того же вида товара должно быть не менее 4-5, а наиболее эффективно 8-15. Но если 4 фирмы контролируют 80% продажи, рынок считается монополизированным.
Классическую форму конкуренции принято называть свободной совершенной, ценовой. Здесь механизм свободного ценообразования является самым эффективным способом функционирования экономики.
Основоположником теории свободной (классической) конкуренции является А.Смит. Классическая форма конкуренции наблюдалась в странах с рыночной экономикой с XVIII века до последней четверти XIX века, то есть до начала возникновения в экономике промышленно развитых стран
Совершенная конкуренция предполагает достаточное количество производителей с тем, чтобы ни одна фирма не могла определяющим образом влиять на цену товара.
Конкуренция по ее методам делится на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе качества продукции (потребительской стоимости).
Сущность ценовой конкуренции состоит в том, что однородные виды продукции предлагаются на рынке по самим разнообразным ценам. Снижение цены является той основой, с помощью которой продавец вьщеляет свою продукцию, привлекает к ней внимание и в конечном счете добивается успеха на рынке. Основным методом ценовой конкуренции является снижение издержек производства, а следовательно и цены реализуемых товаров.
Таблица № 1 Виды конкуренции и модели рынка по характеру конкуренции
Модель | рынка по характеру конкуренции | |||
Характерные | Совершенная (свободная | Несовершенная (несвободная) | конкуренция | |
черты | ||||
конкуренции | или чистая) | Монополи- | Олигополия | Чистая |
конкуренция | стическая | монополия | ||
конкуренция | ||||
Количество | Много | Много | Число товаро- | Единственный |
товаропроиз- | товаропроиз- | товаропроиз- | произодителей | производитель |
водителей | водителей | водителей | невелико, есть | |
крупные про- | ||||
изводители | ||||
Характер | Однородная | Разнородная | А. Несколько | Однородный |
продукции | продукция | продукция | крупных фирм. | продукт, не |
производящих | имеющий | |||
почти иден- | близких | |||
тичные товары | заменителей | |||
Б. Несколько | ||||
крупных фирм. | ||||
производящих | ||||
дифференци- | ||||
рованные | ||||
товары | ||||
Отрасль | Сельское | Различная | Промышлен- | Местные |
экономики, | хозяйство: | торговля: | ность: а) алю- | предприятия |
где главным | производство | производство | миниевая, | общественного |
образом в | зерна, овощей | одежды, обуви. | сталелитейная. | пользования: |
стречается: | и свежих | продуктов | химическая; | телефонная |
фруктов и т.п. | питания, | б) автомобили, | сеть, электро- | |
бензина и т.п. | сельхоз- | газоснабжение | ||
инвентарь. | и т.п. | |||
компьютеры, | ||||
бытовые | ||||
приборы | ||||
Степень | Отсутствует | Средняя | Средняя | В принципе |
контроля | значительная. | |||
за ценами | но контроли- | |||
со стороны | руется | |||
товаропроиз- | государством | |||
водителей |
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план улучшение качества продукции.
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции является использование рекламы, факторов маркетинга и др.
Современные рынки делятся не только по видам продукции, но и по характеру конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции.
а) Рынок совершенной конкуренции.
1. Рынок совершенной конкуренции составляют множество продавцов и покупателей какого-либо схожего (взаимозаменяемого) товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не может контролировать спрос, поставку товара на рынок или цену на него.
Один продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной, поскольку покупатель может свободно приобрести любое необходимое ему количество товара по рыночной цене у другого продавца. Каждый продавец сбывает один и тот же продукт. На этом рынке легко появиться и легко его оставить. К такой модели рынка, например, близки рынки сельхозпродуктов: зерна, овощей, свежих фруктов и т.п.
б) Рынок несовершенной конкуренции.
2. Рынок несовершенной конкуренции включает:
- рынок монополистической конкуренции,
- рынок олигополии,
- рынок чистой монополии.
После второй мировой войны западная экономическая мысль заявила о появлении крупных компаний, делящих между собой рынок сбыта.
«Большинство крупных корпораций оперирует в рыночной структуре олигополии»,- писали в 1975 году американские экономисты Роберт Хейлбронер (1919 г.) и Лестер Сароу (1938 г.), - они делят рынок и типично конкурируют друг с другом посредством рекламы, продуктовой дифференциации, предоставления услуг и т. д.».
Пол Самуэльсон, американский экономист, пишет: «Серьезная опасность кроется в монополии или в несовершенной конкуренции.»
(П. Самуэльсон и Нордхаус В. Реферат учебника «Экономикс». Ж. Экономические науки, № 1, 1991, с. 110. )
В конце последней четверти XIX века на смену классической любодной) конкуренции пришла несвободная, несовершенная, еценовая монополистическая конкуренция.
Сложился рынок монополистических объединений (картелей, 1ндикатов, трестов, консорциумов, концернов).
Несовершенная конкуренция возникает, когда какой-либо конку-»ент влияет на цену. В реальности почти все владельцы «...втянуты в 'есвободную конкуренцию».
Теория несовершенной конкуренции разработана английской экономистом Джоан Робинсон (1903 - 1983 гг.) в ее работе «Эко-омика несовершенной конкуренции».
- Рынок монополистической конкуренции (от греческого «монос» )дин, «полео» - продаю) образует множество продавцов, которые родают похожую, но не идентичную продукцию. Продукты мо-vt отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему формлению, а также по ассортименту, сопутствующих услуг. По-упатели видят эти особенности и готовы заплатить за товары ысокие цены. К такой модели, например, близка розничная тор-)вля одеждой, обувью, продуктами питания, бензином и т.п.
Реальные изменения в конкурентной борьбе нашли отражение теории монополистической конкуренции, основоположником которой является американский экономист Чемберлин Эдвард Гасингс (1899-1967 гг.). В работе «Теория монополистической конкуренции» он разработал основные положения монополистической конкуренции и выделил одну форму конкурентной борьбы: за «дифференциацию продукта».
«Вместе с дифференциацией,- писал он,- появляется монополия и ю мере усиления дифференциации элементы монополии становятся see значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции более или менее несовершенных заменителей.
Таким образом, монополии прибегают к дифференциации продукта как метода конкуренции в борьбе друг с другом.
- Рынок олигополии (от греч. «олигос» - немногий, «полео» - продаю) представляет собой рынок нескольких продавцов, причем, по крайней мере некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция может в этом случае быть как однородной, так и неоднородной. Один из существенных признаков олигополистической конкуренции состоит в том, что его участники не могут рассчитывать на достоверный позитивный результат повышения цен, конкуренты вынудят снизить их. В условиях олигополистического рынка продукты могут быть стандартизированы (на пример, алюминий, сталь, продукты химической промышленности) или дифференцированы (например, автомобили, компьютеры, сельхозинвентарь, бытовые приборы и т.д.).
- Рынок чистой монополии (чистая монополия - от греческого «moiios polein» - единственный продавец) представляет собой рынок, на котором единственный производитель осуществляет 100% продажу однородного продукта, не имеющего близких заменителей.
Примером чистой монополий могут служить местные предприятия общественного пользования: местная телефонная сеть, электроснабжение и прочие системы общественных услуг.