Поведение в самолете

В день вылета не следует планировать никаких дел и встреч. Необходимо рассчитать время прибытия в аэропорт задолго до рейса, накинув 2—3 часа на непредвиденные обстоя­тельства.

В целях душевного спокойствия лучше не вводить в заблуждение таможенников и досматриваю­щих багаж ни насчет содержимого багажа, ни насчет провозимых ценностей и денег. Помните, что вас про­веряют специально натренированные психологи, у ко­торых глаз наметан лучше всякого детектора лжи.

Ни в коем случае нельзя дерзить, иронизировать, требовать уважения прав вашей личности у таможен­ников и досматривающих багаж.

У каждого из нас есть свои человеческие права, но прямая обязанность таможенников и службы досмот­ра — подозревать всех и каждого.

Входящего в салон авиалайнера встречает стюардесса или стюард, приветствуя на родном языке. Их также принято приветствовать (на вашем или на их языке). Взойдя на борт самолета, необходимо сразу занять места, чтобы не задерживать тех, кто идет следом.

Обращаться к помощи стюардесс можно, включив лампочку над головой и когда они следуют по салону.

Если завтрак (обед) преду­смотрен в рейсе, то спрашивать об этом не нужно — еду подают одновременно всем. То же самое касается и питья. Если с пассажиром ребенок или ему стало нехорошо, можно в виде исключения попросить у стюардессы воды.

При взлете и посадке кресло возвращают в верти­кальное положение, откидной столик складывают и обязательно пристегиваются ремнем безопасности.

Перед тем как откинуть кресло, убеждаются, что резким движением не доставят неудобств сидящему сзади пассажиру. Не хлопают резко, закрывая откид­ной столик. Не постукивают ногой или рукой по спин­ке кресла сидящего впереди пассажира.

Обычно достаточно одной фразы, чтобы понять, склонен попутчик к разговору или нет. Если беседа за­вязалась, обычно обсуждаются общие темы, и только при желании — кто вы, куда летите, чем занимаетесь и т. п. Если вам хочется избежать разговора, можно сде­лать вид, что вы заняты: чтением, разгадыванием кросс­ворда и т. п.

В полете неуместны черный юмор, замечания «Кажется, уже один мотор не работает...» или воспоминания об известных воздушных катастрофах.

Если возникла необходимость пройти в туалетную комнату, то нужно идти в ту сторону, где проход не занят тележкой с едой или напитками. В самолетах не принято чрезмерно употреблять спиртные напитки.

Использованный гигиенический пакет отдают стю­ардессе.

Магнитофон в лайнере слушают только через науш­ники.

Когда в самолете приглушают свет, то громко разго­варивать нельзя, чтобы не беспокоить тех, кто спит.

Во время ночного полета мужчины снимают пиджа­ки и галстуки.

Удобнее путешествовать в трикотажной одежде, так как она не мнется. Да и об обуви стоит подумать — многочасовое сидение не должно слишком утомлять.

После приземления самолета не принято вскаки­вать и бежать к выходу, чтобы оказаться первым. Нуж­но дождаться полной остановки самолета и приглаше­ния бортпроводника.

Багаж, который находится на верхней полке, следует снимать только после приземления и полной остановки полета. Пока подадут трап, у вас будет на это время. Направляясь к выходу, нельзя перекрывать проход другим пассажирам.

Уходя, уместно поблагодарить провожающую стюардессу за приятный полет и попрощаться. Никому из персонала самолета «на чай» не дают.