Становление и перспективы развития страхового рынка в РФ

Начало становлению отечественного страхового рынка было положено принятием Закона СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 г. окончательное же преодоление страховой монополизации стало результатом принятия Закона «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16.08.1990 г.

Страховой рынок России в своем становлении прошел несколько этапов. Условно их можно обозначить следующим образом:

Первый этап – с 1991г. по 1996 г. - период формирования страхового рынка:

- создание законодательных основ его функционирования (приняты законы «О страховании», «О медицинском страховании граждан в РФ»);

- массовый характер создания негосударственных страховых организаций;

- формирование системы надзора за страховой деятельностью.

Второй этап – с конца 1996 г. по август 1998 г - кризисный:

- совершенствование законодательства в области страхования (принятие 2 части ГК РФ и т.д.);

- отсутствие государственной поддержки развития страховой деятельности;

- низкая страховая культура потенциальных страхователей;

- финансовый кризис 1998 г.

Третий этап – с конца 1998 г. по настоящее время – современный:

- динамичное развитие страхового бизнеса;

- развитие рынка посреднических и дополнительных услуг в области страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, аудиторов, сюрвейеров)

- использование различных организационно-правовых форм хозяйствования в страховании.

- увеличение доли добровольного страхования

- осуществление разнообразных видов страхования, соответствующих рыночным отношениям и мировой практике (ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.02 № 40-ФЗ, вступивший в силу с 1 июля 2003 г.)

Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. В частности, на развитие страхования негативно повлияли:

- существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги и отсутствие у них доверия к страховым организациям;

- использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования, и в частности неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;

- отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

- ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций (Аффилированная компания - компания, которая владеет пакетом акций основной компании в размере, меньшем контрольного. Такая компания может выступать в качестве филиала или представительства основной, материнской компании; при этом материнская компания участвует в управлении делами аффилированной на основе соответствующего договора. Аффилированная компания часто создается при переносе бизнеса в удаленный от расположения основной компании регион, при создании транснациональных корпораций);

- отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;

- низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без значительного участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;

- информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

- несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;

- неравномерное развитие региональных страховых рынков.

Для решения этих и других проблем 25 сентября 2002 года была принята Концепция развития страхования в РФ, где были обозначены следующие основные задачи по развитию страхового дела:

формирование законодательной базы рынка страховых услуг;

развитие обязательного и добровольного видов страхования;

создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.