Двумерная трактовка стилей. Управленческая решетка.

Теория «управленческой решетки» разработана Р. Блейком и Дж. Мутоном. Они указывали, что трудовая деятельность разворачивается в «силовом поле» между производством и человеком. Первая «силовая» линия определяет внимание руководителя к производству. Вторая «силовая» линия (вертикальная) определяет отношение руководителя к человеку. Наличие противоречия между двумя «силовыми» линиями позволяет построить пространство и выделить пять характерных типов управленческого поведения. Введя систему координат, можно каждому типу управленческого поведения присвоить свои координаты.

 
 

 


1.9               9.9
                 
                 
                 
        5.5        
                 
                 
                 
1.1               9.1

   

 

Типы поведения руководителя

 

Точка 1.1. – «обедненное управление», руководитель ни о чем не заботится, работая так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим. Но он может иметь место в случаях, когда предприятие закрывается, руководитель уходит на пенсию и т.п.

Точка 9.1. – «власть подчинения», стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат. Человек для такого руководителя – ничто. Во внимание не принимается ничего, что связано с работником.

Точка 1.9. – «управление в духе загородного клуба», либеральный, или пассивный, стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям. Такой руководитель предоставляет подчиненным полную свободу. Атмосфера в коллективе почти «семейная».

Точка 5.5. – «организационное управление», стиль характеризуется тем, что руководитель старается занять позицию «золотой середины» между методами «жестких» и «мягких» управленцев. Он во всем старается достичь компромисса. При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед.

Точка 9.9. – «групповое управление», считается наиболее эффективным. Руководитель старается построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможность самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками, конструктивно учитываются различные мнения о путях достижения целей.