Цель общения
Процесс общения начинается с формулировки идеи. Этот шаг называется идеизацией, т.е. человек, который хочет общаться, должен передать появившуюся идею. Цели, которые формулирует менеджер, могут быть самыми разными: заключить соглашение, разрешить спорный вопрос, убедить собеседника в чем-либо, получить необходимую информацию и т.п. Чем конкретнее сформулирована цель делового общения, тем больше определённости в последующем. Чтобы идею менеджера понял и осознал собеседник, он сам должен иметь о ней четкое представление: что он хочет получить в результате воплощения идеи и какого характера воздействие необходимо оказать на партнёра по общению, чтобы цель была достигнута.
Подготовка к общению
В процессе подготовки к общению рекомендуется подумать о том, как Вы поведёте себя, если:
· Ваш собеседник во всем согласится с Вами;
· Решительно возразит и перейдет на повышенный тон беседы;
· Не отреагирует на Ваши доводы;
· Проявит недоверие к Вашим словам и мыслям;
· Попытается скрыть своё недоверие;
Таким образом, подготовка к деловому общению предусматривает составление своего рода плана, включающего следующие основные аспекты:
· Участники беседы должны располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;
· Следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (шум, громкая музыка);
· Необходимо настроится на беседу, исключив у себя переживания, которые бы отрицательно повлияли на готовность к общению;
· Следует успокоить себя, если предстоящая беседа вызывает слишком сильное волнение, и дополнительно мобилизоваться;
· Надо заранее предвидеть возможные вопросы, которые может поставить собеседник, и быть готовы к ответу на них;
Важно не только оценить своего будущего собеседника и сложившуюся ситуацию, но и придумать манеру своего поведения, чтобы эффективно управлять им, создавать своим личным поведением и поступками благоприятные условия для общения, выяснить ситуацию и тему общения, проработать в соответствии с проблемой дополнительный материал.