Субъекты Российской Федерации
Республики
1. Республика Адыгея (Адыгея)
2. Республика Алтай
3. Республика Башкортостан
4. Республика Бурятия
5. Республика Дагестан
6. Республика Ингушетия
7. Кабардино-Балкарская Республика
8. Республика Калмыкия
9. Карачаево-Черкесская Республика
10. Республика Карелия
11. Республика Коми
12. Республика Марий Эл
13. Республика Мордовия
14. Республика Саха (Якутия)
15. Республика Северная Осетия – Алания
16. Республика Татарстан (Татарстан)
17. Республика Тыва (Тува)
18. Удмуртская Республика
19. Республика Хакасия
20. Чеченская Республика (Чечня)
21. Чувашская Республика (Чувашия)
Края
22. Алтайский край
23. Забайкальский край
24. Камчатский край
25. Краснодарский край
26. Красноярский край
27. Пермский край
28. Приморский край
29. Ставропольский край
30. Хабаровский край
Области
31. Амурская область
32. Архангельская область
33. Астраханская область
34. Белгородская область
35. Брянская область
36. Владимирская область
37. Волгоградская область
38. Вологодская область
39. Воронежская область
40. Ивановская область
41. Иркутская область
42. Калининградская область
43. Калужская область
44. Кемеровская область
45. Кировская область
46. Костромская область
47. Курганская область
48. Курская область
49. Ленинградская область
50. Липецкая область
51. Магаданская область
52. Московская область
53. Мурманская область
54. Нижегородская область
55. Новгородская область
56. Новосибирская область
57. Омская область
58. Оренбургская область
59. Орловская область
60. Пензенская область
61. Псковская область
62. Ростовская область
63. Рязанская область
64. Самарская область
65. Саратовская область
66. Сахалинская область
67. Свердловская область
68. Смоленская область
69. Тамбовская область
70. Тверская область
71. Томская область
72. Тульская область
73. Тюменская область
74. Ульяновская область
75. Челябинская область
76. Ярославская область
Города федерального значения
77. Москва
78. Санкт-Петербург
Автономные области
79. Еврейская автономная область
Автономные округа
80. Ненецкий автономный округ
81. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
82. Чукотский автономный округ
83. Ямало-Ненецкий автономный округ
Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. Как правило – это старопромышленные региона, имеющие значительный производственный потенциал, развитую инфраструктуру и высококвалифицированные кадры, но неэффективную в условиях сложившегося мирового рынка отраслевую структуру экономики. Приграничные регионы расположены на окраине страны, выполняют федеральные пограничные, барьерные, фильтрующие, контактные функции. Трудоизбыточные регионыобладают относительным излишком рабочей силы, сложившимся по причинам особенностей естественного движения населения и отраслевой специализации региона. В оборонно-промышленных, многоотраслевых и районах отраслевой специализации в преобладающей степени представлены названные отрасли с высокими коэффициентами их локализации.
Внастоящее время сложились три типа регионов с особенностями воспроизводства и структуры населения: 1) трудоизбыточные регионы — Северный Кавказ; 2) трудо-дефицитные регионы — Сибирь, Дальний Восток иСевер с моноотраслевой и депрессивной промышленностью; 3) трудообеспеченные регионы — Санкт-Петербург, Урал, Нижегородская область с высоким уровнем концентрации предприятий военно-промышленного комплекса. Регионам необходимы государственная поддержка развития предпринимательской деятельности, привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, меры по рационализации миграционных процессов.
- Приволжский федеральный округ в составе экономики РФ: природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы, структура и размещение ведущих отраслей хозяйства.
Площадь, границы, потенциал природных ресурсов. Население и трудовые ресурсы: этнический и урбанический состав; особенности состава трудовых ресурсов. Отрасли рыночной специализации: машиностроение, электроэнергетика, химическая промышленность, металлургический и агропромышленный комплекс. Транспорт и экономические связи. Проблемы социально-экономического и экологического развития. Экономика Самарской область в составе региональной экономики.
Состав: Республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская, Удмуртская, Татарстан, Башкортостан; Нижегородская, Кировская, Пермская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Оренбургская области, Коми-Пермяцкий автономный округ.
Площадь — 1038,0 тыс. кв. км. Численность населения — 31,8 млн человек, городское -- 22,5 млн человек, сельское — 9,3 млн человек. Плотность населения — 30,7 человек на 1 кв. км. Численность населения в трудоспособном возрасте — 19,0 млн человек, среднегодовая численность занятых в экономике — 14,2 млн.человек.
Природные условия и ресурсы. По совокупности природных факторов Поволжье принадлежит к числу благоприятных для комплексного развития районов Российской Федерации. Значительная часть северной части ПФО расположена в лесной зоне, только на юге находится лесостепь. Лесами здесь покрыта почти половина территории. Большая часть их в Кировской, Пермской и на севере Нижегородской области. Почвы преобладают дерново-подзолистые и подзолистые, к югу от Волги появляются серые лесные, а в Мордовии есть деградированные черноземы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для выращивания серых хлебов, картофеля, кормовых культур, а на юге — сахарной свеклы, конопли, хмеля. В южной части округа около 60% сельскохозяйственных земель приходится на плодородные черноземные и каштановые почвы. Особая проблема для земельных ресурсов Нижнего Поволжья — их подверженность водной и ветровой эрозии. В этой связи необходимо повсеместно внедрять в производство комплекс противоэрозийных мероприятий. Запасы нефти в Поволжском районе до недавнего времени обеспечивали сырьем нефтеперерабатывающую промышленность не только Поволжья, но и других районов страны. Из Поволжского района в Европу проложен нефтепровод «Дружба». Но в настоящее время в связи с истощением запасов в наиболее крупных месторождениях и активной разработкой западносибирских месторождений доля района в общероссийской добыче нефти постоянно снижается. Месторождениями природного газа выделяются Волгоградская и Саратовская области. Крупнейшее газоконденсатное месторождение открыто и эксплуатируется в Астраханской области.
Население. Общая численность населения ПФО составляет 31,8 млн человек, из них городское население — 22,5 млн человек (70,7% от общей численности) и сельское — 9,4 млн человек (29,3%). Население по территории региона размещено неравномерно. Основная полоса расселения проходит вдоль реки Волги, районообразующее значение которой и вызвало к жизни ряд крупных энергоемких производств, которые впоследствии стали отраслями специализации района. Поволжский регион отличается большой подвижностью населения. Интенсивность миграции здесь в среднем в 2 раза выше, чем по Российской Федерации в целом. Основной поток приезжих приходится на страны СНГ (Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан).
Общая характеристика хозяйства Роль ПФО в национальной экономике страны характеризуется следующими данными (в % от общероссийских показателей): территория — 6,1, численность населения —- 22,0, среднегодовая численность занятых в экономике — 22,2, ВРП — 22,2, объем промышленной продукции — 24,1, сельского хозяйства — 26,3. Важнейшей предпосылкой развития округа, и в первую очередь его экономики, являются трудовые ресурсы, отличающиеся исторически высокой квалификацией, особенно в металлургии, химической промышленности, деревообработке. Повышению образовательного и профессионального уровня населения способствуют вузы и университеты столичных и областных центров. Промышленный комплекс округа имеет сложную многоотраслевую структуру и является несомненным лидером экономики этого региона. Отраслями специализации являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, на долю которых приходится более 50% всего объема промышленной продукции района. Эти отрасли, определяющие направления развития НТП, характеризуют место района в общероссийском территориальном разделении труда. Машиностроение и металлообработка являются главными отраслями специализации и основой современного развития промышленного комплекса района. Условиями его развития выступили созданные производственные фонды, обеспеченность квалифицированными кадрами и выгодное транспортно-географическое положение по отношению к сырью и потребителям. Особое место в хозяйственном комплексе региона занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, судов. Поволжье — крупнейший в стране производитель автомобилей. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки. Район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию. В округе возник крупнейший в Российской Федерации автомобилестроительный завод «АвтоГАЗ», который выпускает как грузовые, так и легковые автомобили. Этот гигант благодаря широким связям по кооперированию стал связующим звеном всего производственного комплекса региона. Другим гигантом является Волжский автомобильный завод, который был построен в Тольятти за три с половиной года (1967— 1971) и по своей технической оснащенности цехов, уровню автоматизации и механизации является ведущим в автомобилестроении страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации. В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют как предприятия Поволжья —Нижнекамский завод (покрышки), Волжский завод РТИ (прокладки, резиновые кольца), заводы Димитровграда Ульяновской области (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши), так и предприятия, специально построенные для ВАЗа в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод. КамАЗ —крупнейшее в России предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В его составе 7 заводов: автомобильный, двигателей, прессорамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий. Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высоко проходимости, предназначенных для мелкопорционной перевозки грузов. Авиационная промышленность возникла в годы войны в Самаре и Саратове. В настоящее время отрасль специализируется на производстве турбореактивных самолетов (Самара) и ЯК-40 (Саратов). Старейшей отраслью специализации региона является судостроениес крупным центром в Нижнем Новгороде (завод «Красное Сормово»), выпускающим морские паромы, суда на подводных крыльях, суда смешанного «река-море» плавания, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы. Высокого уровня развития достигли станкостроение, приборостроение, электро- и светотехника, производство инструментов, оборудования для химической, лесной и пищевой промышленности. Топливно-энергетический комплекс. Поволжье использует как собственное топливно-энергетическое сырье, так и привозное. Более половины добываемых в районе нефти и газа вывозится. В то же время тепловые электростанции (ТЭС) и тепловые электроцентрали (ТЭЦ) района работают на энергетических углях Кузбасса, Караганды и др., на оренбургском газе, поступающем по магистральному газопроводу. В перспективе существенных изменений в структуре топливного баланса района не ожидается. Предполагается более активное использование избыточного топлива восточных районов страны. На территории района находятся наиболее мощные ГЭС Волжского каскада: Волжская у города Жигулевска Самарской области (мощность 2,3 млн кВт), Саратовская у города Балаково (мощность 1,3 млн кВт), Волгоградская (мощность 2,5 млн кВт), Нижнекамская (мощность 1,1 млн кВт). В районе действует ряд мощных тепловых станций, размещенных в центрах крупного потребления тепла и электроэнергии (нефтехимическая промышленность и нефтепереработка). Одной из крупнейших является ГРЭС в Республике Татарстан (мощность 2,4 млн кВт), работа-ющая на газе. Нефтегазохимический комплексрегиона является крупнейшим в стране по объемам производства и его завершенности. Он включает в себя всю технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа — от их добычи до производства различных химических продуктов и изделий из них. Развитию этого комплекса способствовало прежде всего наличие мощной сырьевой базы. Крупнейшие предприятия нефтепереработки в Самарской области: Сызраньский нефтеперерабатывающий завод на базе эвакуированного во время войны Бакинского НПЗ, Самарский нефтеперерабатывающий завод и Новокуйбышевский нефтехимический комплекс, в Республике Татарстан — нефтеперерабатывающий завод в Альметьевске; Волгоградский НПЗ — ведущий в стране по выработке смазочных масел. Район занимает ведущее место в стране по выпуску аммиака, каустической соды, капролактама, средств защиты растений, пластмасс, красителей, кожзаменителей, шин, минеральных удобрений и других химических продуктов. Большее развитие отрасль получила в Нижегородской области, где действуют нефтеперерабатывающие заводы в Нижнем Новгороде и Кстово. В городе Дзержинске сформировалс крупнейший химический комплекс по выпуску поливинилхлоридных труб, оргстекла, пластиков, минеральных удобрений, гербицидов и др. Шинное производство возникло в Кирове, Чебоксарах и Саранске. Заметное место в структуре промышленности района занимают лесная и деревообрабатывающая промышленность, использующие местное сырье. Предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности представлены во всех областях и республиках экономического района, но наибольшее развитие они получили в Кировской и Нижегородской областях. Дальнейшее развитие лесной промышленности связано с более глубокой переработкой древесного сырья, полным использованием отходов, расширением использования лиственной древесины и проведением лесовосстановительных работ. ПФО выделяется как район старинных народных художественных промыслов. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплексПФО имеетобщероссийское значение как по производству важнейших видовпродукции сельского хозяйства, так и по их переработке.Природно-климатические условия способствуют развитиюсельского хозяйства Поволжья, располагающего обширнойестественной базой для развития и размещения отраслей земледелия.Сельскохозяйственные угодья занимают примерно '/3 всей территории региона, в том числе на долю пашни приходится 69,5%,а на долю лугов и пастбищ — 29,5%.Поволжье было и остается одним из основных сельскохозяйственных районов Российской Федерации. Кроме отраслей, обычных для любого экономического района, обеспечивающих местное население продуктами питания, Поволжье имеет ряд производствобщероссийского значения, таких, как мукомольно-крупяная, рыбная, соляная. Предприятия по переработке сельскохозяйственногосырья приурочены к зонам сельскохозяйственного производства,крупным городам и транспортным узлам.Поволжье — один из крупных животноводческих районов России. По численности поголовья крупного рогатого скота (8,4 млнголов) район занимал ведущее место в Российской Федерации(30,7% общего поголовья по РФ).Животноводство дает более половины всей валовой продукциисельского хозяйства округа.
В связи с наличием в Поволжье большого числа крупных, средних, мелких городов и промышленных центров, где проживает 70,3% населения, здесь получило широкое развитие пригородное хозяйство. Созданы специализированные хозяйства по производству молока, овощей, картофеля и другой скоропортящейся продукции сельского хозяйства. Особое место в Поволжье занимает рыбная промышленность, производящая высококачественные рыбные изделия. Она сосредоточена преимущественно в Нижнем Поволжье, особенно в Астраханской области. Транспорт.В Поволжье развиты все виды современного транспорта. По показателям транспортной обеспеченности регион превосходит многие районы Российской Федерации (по плотности железных дорог он занимает 3-е место, по плотности автомобильных дорог — 2-е место). Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит 1-е место в структуре грузооборота и в перевозках грузов. Протяженность железных дорог составляет около 15 тыс. км. Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали: Москва—Казань—Свердловск; Москва—Сызрань—Самара—Кинель—Челябинск. У Саратова Волгу пересекает дорога Ртищево—Саратов—Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Центральной Россией, Уралом и Казахстаном. Большую роль в грузоперевозках Поволжья играет речной транспорт. В пределах района по глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центральной России, Урала, а через Волго-Донской канал — с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок. Хорошо развит в районе трубопроводный транспорт. С его помощью перемещаются нефть, газ и продукты их переработки. В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, с теми, которые проложены из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и в Западную Европу (известный нефтепровод «Дружба», нефтепровод Самара — Новороссийск, нефтепроводы на Москву и Рязань, а также проходящие через Нижний Новгород на Ярославль и Санкт-Петербург газопроводы Саратов — Москва и Саратов — Нижний Новгород).