Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества

наука выросла и из мифологии (это самый первый источник)

науч. фантастика и есть соотношение науки и мифологии

соврем. наука, соц. психология, социология, политология способны управлять общ. сознанием.

существование политических мифов дает хорошие результаты.

Наука и религия. Религия это совокупность компонентов: религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения, религиозный опыт. Религиозное сознание – концептуализируемое сознание (излагается само вероучение, богословие, религиозная философия).

Резко противопоставлять науку и религию неверно.

Наука и нравственность – антиподы потому, что у них принципиально разные функции. Учение о нравственности – этика, это сверхнормативная форма общ. сознания.

Наука и искусство – ориентированы на открытия, новизну. Используются и там и там знаковые средства.

Требование к науки: чтобы она давала объективную истину. Главная идея науки быть объективным знанием, что порождается в субъективных условиях.

Философия и наука.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

-Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).

-Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3)Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.

6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали (Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др. стороны чувствовалось давления наук на философию.

Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.

Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных наук.

Наука воздействует на общество: 1.изменение его материальной базы. 2. влияние на компоненты духовной культуры(многообразие идеальных общественных феноменов – религиозн, паранаучн, художественных, этических, правовых). Дисциплины, изучающие науку как обществ институт:

Социология науки, психология н, политология н, экономика н.

Характеристики науки:

Н - социальный институт, организованный по специфич правилам

Н – сообщество ученых, объединенных на основе опред внутренних установок

Н – играет весомую политич роль

Н.- влияет на экономич модель совр общества.

Н – структурообразующий элемент общества.

Функции:

Во время возникновения – воспитательная(способность умосозерцания) и исследовательская(развитая рациональная аргументация). В наше время – еще политическая (напр. «глобальное потепление») и экономическая (экономич целесообразность и применение на практике, а не познание ради познания. Ученые – инструмент в руках госуд машины).

Не только общество должно признавать ценность науки (как источника благ), но и наука должна давать обществу то, что общество считает для себя важным, необходимым и полезным. Предоставление обществу каждого из этих ресурсов – это определение функции. Закрепление каждой из этих функций означает, что в обществе сложилась устойчивая система ожиданий, связанных с наукой: культуромировозренческая функция (гелиоцентрическая система изменения мировоззрения всех людей).

Окончательное утверждение общественнозначимой науки в 18веке – распространение науки среди самых широких слоев населения – средство достижения социальной справедливости, справедливости общества. Рубеж 19-20вв. – окончательное осознание обществом эконом. эффекта, который приносится обществом.

Профессионализация науч. деятельности такая, что меняется само представление о результате науч. деятельности. В настоящее время культуромировозренческая функция не только домин –я, но и обнаруж. Ущербность односторонней ориентации на науку в мировоззренческом плане. Обнаружилась необходимость уст-ки единства науки с другими видами культуры, но реальность этой задачи явл. самой большой проблемой взаимодействия м/у наукой и обществом. Переоценка роли культуры в обществе – в этой переоценке опять крайности, которые вылились в 2 формы: сциентизм и антисциентизм. Оценка науки в обществе:

Сциентизм – преувеличенная мировоззренческая оценка науки, а также ее роли в обществе. В основе такой позиции лежит некритические принятия ее сторонниками:

научное познание дает объективную и несомненную истину

только науч. познание дает объективное знание

наука явл. безусловным средством соц. процесса

только на основе науки могут решаться все существующие в обществе практич., соц. – политич., духовно – мировоззренческие проблемы.

Антисциентизм – оппозиция сциентизма в мировоззренческой оценке познаваемых и др. возможностей науки и ее роли в жизни общества.

Формы антисциентизма: (по степени проявления)

1) радикальный – делает упор на когнитивных ограничениях и неизбежных отрицательных последствий испол-ия науч. достижений. Это идеологическая основа общественных движений: некоторые течения в христианстве, соврем. буддизм, антиглоболизм.

2) умеренный – против сциентической абсолютизации позн-х, соц. и практич. Возможностей науки, но подчеркивает необх. (незаменимую) роль науки в обеспечении дальнейшего прогресса общества в решении глобальных проблем.

(по степеням проявления и характеру противостояния):

антропологический, гуманистический, иррационалистический.

Формировался в 30гг. 20 века, 50-60гг. – накопление аргументов в пользу сциентизма и антисциентизма. В результате их противостояние усиливается. В конце 60гг. резко увеличивается активность антисциентизма. Философия антисциентизма – экзистенциализм, теория франкфуртской школы, феноменология, идеология «зеленых».