Древний Египет.

Хотя искусство татуировки возникло намного раньше самой египетской цивилизации, и ученые до сих пор спорят, где и когда зародилось это искусство, мы обратимся именно к нему, как более или менее изученному периоду времени в истории нашей планеты.

Уже тогда много тысяч лет назад Египетская цивилизация достигла большого расцвета не только в социологическом плане, но и в плане искусства. Будь то постройки огромных храмовых комплексов или создания глиняной посуды. До сих пор будоражит, воображения как люди пользуясь примитивными орудиями труда, могли создавать подобное. Некоторые приписывают все это инопланетянам, а кто-то верит, что человек сам дошел до этого, и только с помощью своего воображения и желания создавать нечто удивительное достиг таких вершин. Но, как и большинство развитых культур, Египет ждала участь расцвета и упадка. Вторую жизнь этой культуре, подарила беда, а именно вторжение Наполеона в Египет. И после его египетского похода мир вновь познакомился с утраченной некогда цивилизацией. А помог в этом отец-основатель египтологии Карл Рихард Лепсиус, который в 1842 году по рекомендации немецких ученых Гумбольта и Бунзена, был отправлен прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV во главе экспедиций в Судан и Египет. Он исследовал, деревушку Абусир эль-Мелек и открыл более 130 захоронений знатных египтян и почти 70 пирамид. В том числе великую пирамиду в Гизе, где над главным входом оставил памятную надпись, египетскими иероглифами прославляя короля Фридриха Вильгельма. В начале XX века с 1902-1908 раскопки проводил другой немецкий ученый Людвиг Борхард, он более известен как человек открывший Нефертити. Работал он под руководством талантливого исследователя египетской письменности Адольфа Эрмана. Так же Борхарду удалось раскопать архив фараона Нефериркара Какаи. Но самый значительный вклад внесли чешские ученые, которые в середине XX века, во главе с Мирославом Вернером, нашли самое большое по своему объему количество древнеегипетских папирусов Древнего царства.

При изучении папирусов и рисунков на стенах гробниц, археологи наткнулись на загадочные рисунки на телах некоторых изображенных людей. Позже выяснилось, что это были изображения рабов и проституток. Из чего сделали вывод, что татуировки наносили на себя представители низших сословий, первым делали узор, чтобы обозначить. Как правило, рабам наносили на плечо имя хозяина. Вторые, дабы уберечь себя от венерических заболеваний и от насильственного посягательства мужчин. Но потом археологам все чаще стали попадаться глиняные статуэтки, на которые также были нанесены различные рисунки в виде точек и тире. Но тогда ни кто и предположить не мог, что это могли быть татуировки.

Пересмотреть отношения к древнеегипетской татуировке заставила одна находка. Это была мумия жрицы Амунет, наложницы фараона Ментухотепа II, которая служила богини любви, женственности, материнства и красоты - Хатхор. Египтяне верили, что в гневе богиня принимает облик с львиной головой Сехмет, которая беспрестанно преследовала людей, восставших против вселенской гармонии Маат. Татуировки представляли собой набор точек и черточек, нанесенных на тело в геометрических рисунках. На руках и бедрах изображены параллельные линии, и не хитрый узор, а чуть ниже пупка находится рисунок из концентрических кругов, что символизировало плодородие и защиту. По мнению археологов, такие татуировки в виде точек и тире использовали и в древней Нубии, и тому подтверждения раскопки в нубийских склепах Акша. На найденных там мумиях женщин и подростков были обнаружены похожие по конфигурации татуировки. Также были найдены другие мумии, со следами шрамирования, которые и по сей день популярно у некоторых племен Африки. Такие шрамы наносятся на нижнюю часть живота, тем самым символизируя женскую плодовитость.

Подобные рисунки, которые археологи увидели на теле жрицы Амунет, можно встретить и на саркофагах некоторых фараонов. Вследствие чего можно сделать предположение, что татуировки отражали сословную принадлежность. По религиозным представлениям древ-них египтян она сохранялась и после смерти. Так что татуировка могла являться неким документом, который подтверждал статус обладателя после смерти.

Впоследствии стало известно, что татуировка была популярна не только среди жриц и проституток, но и среди фараонов и их семей. Известна одна из мумий жены фараона, у которой на внутренней части бедра была сделана татуировка. Такие татуировки женщины делали на ранних сроках беременности, чтобы защитить еще не родившегося ребенка, и чтобы роды прошли легко.

Были распространены нанесения иероглифов символизирующих тех или иных богов. Такие как иероглиф богини Нейт, богини охоты и войны. Её символ чаще наносили мужчины, но встречалась она и среди женщин. Мумии с такими иероглифами датируются примерно 1300 годом до н.э. Татуировки и изображением ее иероглифа делали, и ливийцы которые почитали эту богиню. Её символом был щит, над которым пересекаются две стрелы, он называется Хемесут. И его считали самостоятельным существом, олицетворяющим женскую и творческую силу. Также это женское дополнение к мужскому двойнику Ка.

Со временем и в Египте татуировка претерпела изменения. Что-то более конкретное, а не абстрактный рисунок начали наносить танцовщицы и музыканты. Это было изображение бога Бэса, которого ассоциировали с музыкой и весельем, бог-защитник, покровительствовал роженицам, охранял семью. Как не странно его изображали только в фас, что не совсем характерно для Египта. Это божество представляло собой уродливого карлика с бородой, кривыми ногами и некрасивым лицом с высунутым языком. Также татуировка с его изображением оказывало защитную функцию. Изображение этого божка можно встретить на посуде, туалетных принадлежностях, косметике, стенах домов и т.д.

Не совсем понятно кто выступал в роли татуировщика. Можно предположить, что это могли быть врачи. Так как не совсем давно, при раскопках очередной могилы. Ученые натолкнулись на останки некоего врача, который был похоронен вместе со своими инструментами. Среди них были заостренные золотые палочки, которыми, скорее всего и наносились узоры на тело. С краской тоже проблем не было. Так достоверно известно, что древние египтяне получали краску из разнообразных материалов. Красную и желтую охру из железной руды, синюю и зеленую из медной руды, черную из сажи и древесного угля, из известняка получали белую краску. Добавляли еще к краске гуммиарабик (масса, получаемая из акации, имеет вязкую текстуру, которая затвердевает на воздухе и легко растворяется даже в холодной воде с образованием клейкого раствора), так краску можно было разделить на куски, а при необходимости смочить водой.

При раскопках более поздних захоронений, археологам все чаще стали попадаться останки с татуировками христианских святых. Это было связано с большим количеством христиан, которые проживали в Египте. И не гнушавшимся узорами на теле.

Тем не менее, становится понятно, что татуировка в жизни египтян присутствовала и играла не только роль оберегов и амулетов, но и служила показателем статуса у некоторых людей. О чем красноречиво говорят находки последних лет. В более поздний период своей истории, который можно характеризовать закатом египетской цивилизации. На Египет имела влияние греческая культура. В которой так же как и в египетской имела место татуировка.