Тема. Младенческий возраст. Раннее детство. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст
1. Период новорожденности. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству. Кризис новорожденности. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте. Возникновение и развитие психических процессов у младенцев.
2. Психологическая характеристика первого года жизни. Кризис одного года. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Овладение речью как орудием совместной деятельности ребенка и взрослого. Проблема эгоцентрической речи в психологии.
3. Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Возникновение стремления к самостоятельности. Характеристика кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.
4. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Развитие психических процессов у дошкольников.
5. Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Критерии и виды готовности. Методы диагностики готовности к обучению в школе. Психологическая подготовка детей к школе.
6. Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. Учение как ведущая деятельность.
7. Социальная жизнь младшего школьника. Особенности общения со сверстниками. Взаимоотношения с учителем. Особенности познавательных процессов младших школьников и условия их развития.
8. Развитие личности младшего школьника. Проблема психогенной школьной дезадаптации. Новообразования младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
Ответить на вопросы:
1. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): младенчество, комплекс оживления, ранний возраст, предметно – орудийная деятельность.
2. Дайте характеристику развития ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.
3. Выделите семь симптомов кризиса трех лет по Л.С. Выготскому, дайте им характеристику, приведите примеры.
4. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): дошкольный возраст, сюжетно – ролевая игра.
5. Законспектируйте предлагаемые статьи.
6. Обратите внимание на вопрос об истории игрушки, и о роли игрушки в разные возрастные периоды.
7. Рассмотрите роль сказки в развитии ребенка. Выделите возрастные особенности сказок и особенности восприятия сказки и ее развивающее значение.
2. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): младший школьный возраст, адаптация, кризис семи лет, учебная деятельность.
3. Охарактеризуйте симптомы кризиса 7 лет: потеря непосредственности, манерничанье, симптом «горькой конфеты».
4. Опишите проблемы, возникающие в первые дни пребывания ребенка в школе.
5. Выделите структуру учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, действие контроля, действие оценки.
а) основная литература:
4. Каменская Е.Н. Основы психологии / Е.Н. Каменская. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 282 с.
5. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. СПб.: Питер, 2011. 299 с.
6. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. М. : Юрайт, 2009. 639 с.
б) дополнительная литература:
3. Салимова Р.М. Возрастная психология. Стерлитамак: СГПА, 2008. 82 с.
4. Каменская Е.Н. Основы психологии. Конспект лекций. М.: Феникс, 2009. 288
Основные понятия: комплекс оживления, непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми, госпитализм, депривация. предметно-манипулятивная деятельность, активный словарь, пассивный словарь. ролевая игра, готовность к обучению в школе, эгоцентризм, эгоцентрическая речь, учебная деятельность, произвольность психических процессов и поведения, анализ, рефлексия, внутренний план действий, теоретическое и эмпирическое мышление, школьная дезадаптация, внутренняя позиция школьника.