Подготовка и разработка программ.

Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составле­ния анкеты (к чему зачастую прибегают ма­локомпетентные исследователи), а с разра­ботки его программы, состоящей из двух разделов (блоков) — методологического и методического.

В методологический раздел программы входят: а) формули­ровка и обоснование социальной проблемы (проблемной си­туации); б) определение объекта и предмета социологического исследования; в) определение задач исследователя и формули­ровка гипотез. Данный раздел требует основательной теорети­ческой подготовки социолога, осуществляющего исследование, умения логически анализировать обозначенные явления.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему (или программу) обработки собранных данных на ЭВМ.

Тщательная подготовка программы социологического ис­следования позволяет избежать ошибок во время самого иссле­дования и анализа его результатов.

Существенной (определяющей) частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических прие­мов изучения социальной проблемы.

Под социальной проблемой следует понимать «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группа­ми и т.д.) как значимое для них несоответствие между сущест­вующим и должным, между целями и результатами деятельно­сти, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельно­сти, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей1. Очень важно при этом избежать опасности постановки мнимой проблемы или объять необъятное в предполагаемом исследовании.

Программа исследования может быть направлена на много­проблемный социологический анализ, хотя большинство со­циологов полагает, что изучать несколько проблем в границах одного исследования трудно и нецелесообразно. Тому несколь­ко причин; усложняется инструментарий исследования («разбу­хают» анкета, бланк опроса, интервью и т.д.), увеличивается количество документов, с которыми придется работать, и т.п. Все это может снизить качество собираемой статистической и социологической информации. Такое исследование потребует значительно больше времени, людей, финансовых и техниче­ских средств, кроме того, теряется оперативность информации: она стареет еще в период обработки. В связи с этим многопро­фильное исследование должно проводиться только в исключи­тельных случаях.

Начинающие социологи часто путают объект и предмет ис­следования, хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в са­мой социальной проблеме.

Объектом исследования может быть любой социальный про­цесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали про­блемную ситуацию.

Как считает В. А. Ядов, «объект социологического исследо­вания — это то, на что направлен процесс познания»1.

Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Например, любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных харак­теристик. Но исследователя интересует только уровень нравст­венного сознания рабочих — членов этого коллектива. Тогда объект исследования — трудовой коллектив, а предмет — со­стояние нравственного сознания.

Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теорети­ческая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам: изуче­нию научной литературы по интересующей проблеме, построе­нию концепции предмета исследования и т.п. В данном случае объект исследования определяется только после того, как вы­полнена предварительная теоретическая работа.

Социолог, решающий прикладные практические задачи, прежде всего определяет, какие конкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью научной литературы пытается вы­яснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не при­шлось «изобретать велосипед». Гипотезы прикладного исследо­вания будут выступать как варианты прочтения типовых реше­ний применительно к конкретным условиям.

Воздвигать китайскую стену между теоретическим и при­кладным исследованиями — ошибка. Любое теоретическое ис­следование можно продолжить до уровня прикладного и на­оборот, хотя не из всякого прикладного исследования можно сделать верные теоретические выводы.

Определение цели исследования позволяет классифициро­вать, упорядочить задачи, которые являются своего рода сту­пеньками для восхождения к цели. Задачи бывают главными и дополнительными (или основными и неосновными). В качестве главной может выступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Это зависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна быть центральным во­просом исследования. Дополнительные задачи целесообразнее решать исходя из материала, полученного в процессе поиска ответа на главный вопрос. Для этого необходимо анализировать ту же самую информацию, но под иным углом зрения.

К исследовательской цели социолог идет последовательно, применяя те или иные методы, приемы. Их число предопреде­ляется гипотезами исследования. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фак­торов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследова­ния обусловливает логику процесса социологического анализа.

Социологическое исследование основывается, как правило, на предварительных предположениях. В них высказываются мысли о причинах возникновения изучаемой проблемы. Иссле­дователь их обобщает, затем формулирует свои предположения в виде гипотез. Гипотезы позволяют повысить оперативность исследования, правильно выбрать его объект, метод сбора со­циологической информации. Но они не должны связывать ис­следователя и предопределять итоги его работы. Гипотезы должны быть сформулированы ясно и четко, однозначно. Как и задачи, они бывают основными и дополнительными.