Закон показательного потребления Веблена
Потребление в широком смысле слова понимается как процесс удовлетворения самых разнообразных жизненных потребностей людей, в число которых входят как потребности, объективно обусловленные физиологическими нуждами (пища, одежда, тепло, свет, энергия, информация и др.), так и субъективные потребности в общении, признании, самовыражении, индивидуализации, отличительности, выделении из общей массы людей. Вторая категория потребностей характеризуется тем, что в принципе человек смог бы прожить без их удовлетворения, но множество людей испытывают такие потребности и стремятся к их удовлетворению.
Потребление товаров и услуг с целью демонстрации своей отличительности, оригинальности, богатства, самобытности, т.е. потребление напоказ другим людям, именуют показательным. Сущность закона показательного (показного) потребления состоит в том, что спрос на отдельные виды престижных товаров и услуг определяется не их потребительной ценностью, а стремлением использовать данные товары и услуги в качестве средства показательного потребления. Подобное психологически обусловленное поведение покупателей, потребителей названо по имени социолога Торстейна Вебдера эффектом Веблена.
Так как престижность товаров тем выше, чем выше их цена, то люди, прибегающие к показательному потреблению, вступая в противоречие с законом спроса, предъявляют повышенный спрос на дорогостоящие товары. В соответствии с законом показательного потребления величина спроса на товар, приобретаемый на показ, определяется общественным мнением о престижности товара, его модностью, ограниченной доступностью, возможностью демонстрации своего товара широкому кругу окружающих лиц.
В основе закона показательного потребления лежит психологически обусловленная предрасположенность ряда людей выделяться из общей массы посредством использования в потреблении товаров и услуг, мало доступных другим людям. Тем самым избранные демонстрируют свое достоинство или, по крайней мере, оригинальность, самобытность.