Критерии положительного психологического климата
Важнейшее условие успешного воспитания – создание в образовательных учреждениях положительного психологического климата и активной воспитывающей среды. Вот что характеризует эти показатели:
• мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость;
• гордость от работы в этой школе и в этом коллективе;
• удовлетворённость участников процесса воспитания собственной деятельностью;
• значимость школьных традиций;
• конфликты в коллективе если и случаются, то носят частный, а не затяжной характер;
• единство администрации и коллектива в понимании задач, стоящих перед школой, и способах их решения;
• уважение коллектива к руководителям;
• в коллективе преобладают взаимопонимание и взаимоуважение;
• критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно;
• достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются;
• члены коллектива охотно занимаются общественно-педагогической деятельностью;
• в основе отношений в коллективе лежит принцип толерантности;
• низкая частота заболеваемости педагогов и учащихся;
• демократический стиль управления;
• наличие совместно выработанной программы развития школы; готовность коллектива к её выполнению;
• создание администрацией школы условий для успеха каждого члена коллектива;
• положительная эмоциональная среда в образовательном процессе;
• устойчивость и позитивность жизненных установок;
• проверка деятельности учителя со стороны администрации не вызывает у педагогов страха;
• широко распространены взаимопомощь, наставничество, совместное проектирование, исследование и подготовка к урокам;
• администрация школы предпринимает необходимые усилия для создания здоровьесберегающей среды в школе: проводит релаксационные мероприятия, дозирует нагрузки, осуществляет психологическую поддержку;
Критерии положительной педагогической среды (активной воспитывающей среды):
• создание условий для повышения квалификации, стимулирование профессионального самосовершенствования педагогов;
• создание необходимых условий и поддержка педагогического творчества;
• потребность учителей в исследовательской работе и в организации исследовательской работы учащихся;
• стимулирование творческой деятельности педагогов и учащихся;
• успешная работа школьных педагогических организаций и сообществ;
• поддержка ученической самодеятельности и самоуправления;
• оценка деятельности педагогов и учащихся носит неразрушающий, поддерживающий, доброжелательный характер;
• высоко развита рефлексивная культура при оценке деятельности коллектива;
• управление строится на анализе проблем образовательного учреждения;
• педагогическая нагрузка учителя не превышает 20 часов;
• учителя выступают с педагогическими инициативами, участвуют в разнообразных школьных делах;
• педагогические советы, семинары, совещания носят привлекательный, обучающий, не раздражающий и уж тем более не диктаторский характер;
• в коллективе постоянно и охотно обсуждаются профессиональные проблемы;
• хорошо поставлена работа по обмену опытом, создана база передового опыта;
• организована работа школьной библиотеки, которая оказывает методическую поддержку учителям;
• при появлении профессиональных затруднений учитель может рассчитывать на квалифицированную помощь коллег и администрации;
• педагогический коллектив принимает участие в управлении школой;
• участие и успехи педагогов в профессиональных конкурсах.