Понятие и принципы законности

Проблема законности имеет большое значение в любом государ­стве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без закон­ности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понима­лось — широко или узко (А.Ф. Черданцев).

Законность — это:

условие жизни государственно-организованного общества;

принцип самого права, заключающийся в требовании соблюде­ния его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к кото­рым они адресованы;

принцип организации и деятельности государственного аппа­рата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конститу­ции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местно­го самоуправления, должностные лица, граждане и их объедине­ния обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны»);

//; принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

метод государственного руководства обществом, ибо свои функ­ции государство должно осуществлять правовыми средствами — путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;

особый режим, при котором деятельность всех субъектов осно­вывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, сво­боды и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — есть такая мораль­но-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждаю­щие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.

Таким образом, законность — фундаментальная категория юридической науки и практики, ибо ее уровень и состояние слу­жат главным критерием оценки правовой жизни общества.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на созна-



Глава 20. Законность, правопорядок, дисциплина


§ 2. Гарантии законности: понятие и виды



 


ние и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с его жизнью и действенностью, и характеризуется понятием «закон­ность».

Законность, однако, не тождественна реализации права, ее со­держание охватывает систему требований, связанных с выполне­нием юридических предписаний.

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных за­
конов (содержательная сторона);

2) их выполнение, ибо только наличия даже самых совершен­
ных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:

• ее единство (понимание и применение нормативных актов
должно быть одинаковым на всей территории страны);

• верховенство конституции и закона (подчиненность консти­
туции и законам всех иных нормативных и индивидуальных
правовых актов; издание каким бы то ни было органом пра­
вового акта, противоречащего закону, есть нарушение закон­
ности);

• гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с
одной стороны, без законности права и свободы гражданина
не могут быть реализованы, ибо законность служит их важ­
нейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы,
их наличие и осуществление являются показателем состоя­
ния законности и демократии в обществе);

• связь с культурой (от культурного уровня общества и долж­
ностных лиц зависит состояние законности, и наоборот,
соблюдение законодательства является одним из сущест­
венных условий и показателей культурного уровня обще-

i ства);

\| целесообразность (обход закона под предлогом целесообраз­ности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность долж­на быть в рамках закона);

• презумпция невиновности (например, в ч. 1 ст. 49 Конститу­
ции РФ, зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в
совершении преступления считается невиновным, пока его
виновность не будет доказана в предусмотренном федераль­
ным законом порядке и установлена вступившим в законную
силу приговором суда»).


Требованиями законности являются:

• своевременность обновления законодательства в соответст­
вии с потребностями развития общества;

• издание нормативных актов лишь полномочными на то орга­
нами и в пределах своей компетенции;

• надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических
предписаний;

• пресечение беззаконий и произвола и т.п.

§ 2. Гарантии законности: понятие и виды

Для того, чтобы в обществе соблюдалась законность, необходи­ма система обеспечивающих мер. Такая система получила назва­ние гарантий законности.

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечи­вающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепят­ственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства. Х^Выделяют следующие виды гарантий законности:

• социально-экономические (степень экономического разви­
тия общества, уровень его благосостояния, многообразие
форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

• политические (степень демократизма конституционного
строя, политической системы общества, политический плю­
рализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

• организационные (деятельность специальных органов, кон­
тролирующих соблюдение законов и подзаконных актов —
прокуратуры, суда, милиции и т.д.);

• общественные (сложившийся в стране комплекс профилак­
тических и иных мер, применяемых общественностью в
целях борьбы с нарушениями законодательства);

• идеологические (степень развития правосознания, распро­
странения среди граждан юридических знаний, уважения к
требованиям права, уровень нравственного воспитания в об­
ществе);

• специально-юридические (способы и средства, установлен­
ные в действующем законодательстве с целью предупрежде­
ния, устранения и пресечения нарушений правовых требова­
ний). К специально-юридическим гарантиям, в частности,
относятся установленные в законодательстве специальные
принципы (например, презумпции невиновности), институ-


л



Глава 20. Законность, правопорядок, дисциплина


§ 4. Понятие и виды дисциплины



 


ты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рас­смотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощре­ний и наказаний и т.п.).

§ 3. Понятия правопорядка и общественного порядка. Соотношение законности, правопорядка идемократии

« Правопорядок представляет собой систему общественных отно­шений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Правопорядок — это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетво­рения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью юридических средств, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений. Правопорядок есть практическая, или результативная, сторона права, есть право, осуществленное в общественных отношениях, которые под воздействием этого при­вяли правовую форму (В.И. Гойман-Червонюк).

Правопорядок существует как результат осуществления субъ­ектами своих прав и обязанностей, как результат соблюдения, ис­полнения, использования и применения норм права. Благородные цели правопорядка нельзя достичь противозаконными средства­ми, что на деле ведет к его нарушению, дестабилизации общества. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами, которые соответствуют морально-правовым нормам.

Особенности правопорядка заключаются в том, что он:

• запланирован в нормах права;

• возникает в результате реализации данных норм;

• обеспечивается государством;

if • создает условия для организованности общественных отно­шений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

V • UtbIc.I,Xn??T. итргрм законности,/

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включающее в качестве ядра понятие первое.

* Общественный порядок — это состояние упорядоченности об­щественных отношеНИЙТКоторое достй"гаётся~нё только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных нормой их соблюдения (дисциплины).


Следовательно, правопорядок — составная часть общественно­
го порядка, такого порядка отношений в обществе, который скла­
дывается под воздействием всех социальных регуляторов, а не
только права. Составными частями общественного порядка явля­
ются нравственный, политический порядок и т.п. ...J

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следую­щим образом: с одной стороны, подлинная демократия невозмож­на без законности и правопорядка, без которых первая превраща­ется в хаос, различные злоупотребления; с другой стороны, закон­ность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, ин­ститутов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозмож­но их эффективное утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание зако­нодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способст­вовать развитию и укреплению демократии.

Демократия предполагает наличие определенной совокупности прав и свобод граждан, а также наличие институтов представи­тельного и непосредственного народовластия. Однако и то, и дру­гое должны быть не только установлены в законодательстве, но и реально обеспечены в жизни. Если нарушаются законы, закреп­ляющие права и свободы, не действуют предусмотренные ими га­рантии, то ни о какой демократии говорить не приходится.

Подлинная демократия предполагает контроль представитель­ных органов за деятельностью исполнительных, а судебных орга­нов за деятельностью и тех, и других. Сама же судебная власть должна осуществляться исключительно в рамках законов. При отсутствии этих и иных элементов демократии ущербными будут как законность, так и правопорядок.

§ 4. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношениес законностью, правопорядком и общественным порядком

Дисциплина предполагает определенные требования к поведе­нию людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам. Это понятие связано, прежде всего, с деятельностью, с поведением. В нем отражаются, во-первых, определенные требова­ния общества к индивидам и коллективам; во-вторых, социальная



Глава 20. Законность, правопорядок, дисциплина


Рекомендуемая литература



 


оценка человеческого поведения с точки зрения его соответствия интересам общества, его правомерности, а также внутренней куль­туры.

Дисциплина выступает необходимым средством против дезор­ганизации в ее различных формах и степенях.

Выделяют следующие виды дисциплины:

• государственная (этот вид связан с выполнением требований,
предъявляемых к государственным служащим);

• трудовая (форма общественной связи людей в процессе труда
с обязательным подчинением его участников определенному
распорядку);

• воинская (соблюдение военнослужащим правил, установ­
ленных законами, уставами, приказами);

• договорная (соблюдение субъектами обязательств, предус-
' мотренных в хозяйственных договорах);

• финансовая (соблюдение субъектами бюджетных, налого­
вых и иных финансовых предписаний);

• технологическая (соблюдение субъектами в процессе произ­
водства предписаний соответствующих технологий и т.п.).

Законность — более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе — со­блюдение всех социальных норм, включая правовые, нравствен­ные и т.д.; если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины — порядок общественный.


 

5. Как соотносятся между собой общественный порядок и правопорядок?

6. Каково соотношение законности, правопорядка и демократии?

7. Что такое дисциплина и каковы ее виды?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.

ГоаманЧервонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 26.

Клямко Э.И. О правовом содержании презумпции невиновности // Государство и право. 1994. №2.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 22.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 18.

Общая теория государства и права. Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 24—25.

Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом об­ществе. М., 1977.

Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.

Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.

Малеин Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М., 1995.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 16.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пйголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16.

Пугинский Б.И., Шестакова М.П. Законность и дисциплина в хозяйственной деятельности. М., 1987.

Рабинович П.М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 22.

Хропанюк В.Н. Теория государства и право. М., 1993. Гл. 18.

Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 11.

ЧердапцевА.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое законность?

2. Назовите основные принципы законности.

3. Что такое гарантии законности?

4. Что понимается под специально-юридическими гарантиями законности?


Словарь основных понятий V
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Абсолютные права— субъектив­ные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержани­ем от нарушаемых действий) со сторо­ны неопределенного круга лиц (напри­мер, право собственности).

Абсолютные правоотношения

урегулированные нормой права общест­венные отношения, в которых управо-моченной стороне противостоит неопре­деленно большое количество пассивно обязанных субъектов.

Абсолютная монархия— разно­видность монархической формы прав­ления, для которой характерна неогра­ниченная (абсолютно вся) государст­венная власть, принадлежащая одному лицу — монарху.

Автономия— форма самоуправле­ния части территории государства, об­ладающей правом самостоятельного ре­шения внутренних вопросов.

Авторитаризм— один из видов по­литического режима, в котором поли­тическая власть осуществляется кон­кретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минималь­ном участии народа и для которого ха­рактерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Администрация— система испол­нительно-распорядительных государ­ственных органов, обеспечивающая ре­ализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.

Аксиома правовая— положение правовой теории, которое берется в ис­следованиях в качестве исходного, не требующего доказательства.

Акт нормативный— правовой акт, принимаемый субъектами правотвор­чества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную пись­менную форму и направленный на уре-


гулирование определенных обществен­ных отношений.

Акт применения права(правопри­менительный акт) — правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Акттолкования права (интерпрета­ционный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юриди­ческих норм и выносится специальны­ми компетентными органами.

Аналогия закона— решение кон­кретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогияправа — решение кон­кретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толко­вание— разъяснение смысла юридичес­кой нормы, которое дается тем же орга­ном, который принял данную норму.

Б

Буквальноетолкование — разъяс­нение содержания правовой нормы, при котором действительный смысл данной нормы и ее текстуальное выра­жение совпадают.

В

Вакуум правовой— специфическое правовое явление, характеризуемое как временное отсутствие юридических норм, которые должны регламентиро­вать не урегулированные ранее, но нуж­дающиеся в урегулировании правом вновь возникающие общественные от­ношения.

Вето— отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

V Власть социальная — это присущее всякой общности людей отношение гос-


подства и подчинения между субъекта­ми, опирающееся на принуждение.

Властные решения— правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достиже­ния определенных целей и влекущие юридические последствия.

Воля народа— концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе ка­кого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, приня­того на референдуме).

Воспитание правовое— целена­правленная деятельность государствен­ных органов и общественности по фор­мированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой куль­туры.

Воздействие правовое— взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Вотум— решение, принятое боль­шинством голосов избирательного кор­пуса или представительного учрежде­ния по определенному вопросу (напри­мер, вотум недоверия правительству).

Г

Гарантии законности— средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспре­пятственное осуществление прав граж­дан и интересов общества и государства.

Гипотеза правовой нормы— эле­мент нормы права, указывающий на ее действия (время, место, субъектный со­став и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фак­тов.

Глава государства— высшее долж­ностное лицо в государстве, являющее­ся носителем исполнительной власти государства и одновременно верховным официальным представителем в сфере внешних сношений.


Государственная власть— публич­но-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опи­рающееся на государственное принуж­дение.

Государственная дисциплина— оп­ределенные требования к поведению людей, связанные с выполнением пра­вил, предъявляемых к государствен­ным служащим.

Государственно-правовой режим— система методов, приемов и средств, спомощью которых осуществляется го­сударственная власть.

Государственное принуждение— осуществляемое организованно, персо­нифицированно и в пределах юридичес­ких предписаний физическое, психоло­гическое либо идеологическое воздейст­вие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совер­шении.

Государственный аппарат— систе­ма государственных органов, призван­ных осуществлять задачи и функции государства.

Государственный суверенитет— присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство— организация поли­тической власти, содействующая пре­имущественному осуществлению кон­кретных интересов (классовых, обще­человеческих, религиозных, нацио­нальных, расовых и т.п.) в пределах оп­ределенной территории.

Гражданское общество— совокуп­ность нравственных, религиозных, на­циональных, социально-экономичес­ких, семейных отношений и институ­тов, с помощью которых удовлетворя­ются интересы индивидов и их групп.

Гражданство— устойчивая право­вая связь человека с государством, вы-


18*



Словарь основных понятий


Словарь основных понятий



 


ражающаяся в совокупности их взаим­ных прав, обязанностей и ответствен­ности.

Грамматическийспособ толкова­ния — прием разъяснения правовых норм, осуществляемый с помощью язы­ковых средств, правил грамматики, ор­фографии и т.п.

Гуманизм права— один из важней­ших принципов права, выражающийся впризнании человека как высшей цен­ности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, до­стоинства личности, условий свободно­го всестороннего развития и стимулиро­вания подлинно человеческих отноше­ний между людьми.

д

Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Действие права— содержательно-динамическая сторона права, характе­ризующая его фактически реализуе­мую способность осуществлять регуля­тивное (специально-юридическое), ин­формационно-психологическое (моти-вационное), воспитательное (идеологи­ческое, педагогическое) и социальное воздействие на участников обществен­ных отношений.

Декларация — провозглашение ос­новных принципов; правовой доку­мент, имеющий силу рекомендации.

Деликтоспособность —способность лица самостоятельно нести юридичес­кую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократизм права— один из важ­нейших принципов права, выражаю­щийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народо­властия, свободы, равенства, справед­ливости, ответственности в обществен­ных отношениях, подлежащих право­вому регулированию.

Демократический режим— систе­ма методов и приемов, с помощью кото­рых население участвует в осуществле­нии государственной власти посредст-


вом прямой (когда граждане, напри­мер, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим во­просам общественной жизни) и пред­ставительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбирае­мые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Диктатура— безраздельная поли­тическая, экономическая и идеологи­ческая власть, не ограниченная зако­ном и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе в лидером).

Динамизм права— свойство права, характеризующее его способность из­меняться адекватно изменившимся об­щественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в раз­личных сферах жизнедеятельности.

Диспозитивный метод правового регулирования— разновидность пра­вового воздействия, связанная с равно­правием сторон, координацией, осно­ванная на дозволениях.

Диспозиция правовой нормы— ос­новной элемент нормы права, опреде­ляющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязан­ностей, возникающих при наличии ука­занных в гипотезе юридических фак­тов.

Догма права (специально-юриди­ческая теория)— наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально-юридических свойств и проявлений.

Договор нормативный— самостоя­тельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого воз­никает новая норма права (например, Федеративный договор 1992 г.).

Дозволение правовое— предостав­ляемая нормами права возможность субъекту самостоятельно действовать по осуществлению собственных инте­ресов.


Доктринальное толкование норм права— наиболее глубокое и аргумен­тированное разъяснение смысла право­вых норм учеными-юристами, выра­жающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.

Дуалистическая монархия— раз­новидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограниче­на конституцией, но монарх и формаль­но, и еще более фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.

Е

Единоначалие— форма организа­ции управления, при которой во главе соответствующего государственного ор­гана, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное прини­мать юридически обязательные реше­ния.

Естественное право— совокупность неотъемлемых прав и свобод, обуслов­ленных естественной природой челове­ка и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.

Закон— нормативный акт, приня­тый в особом порядке органом законо­дательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладаю­щий высшей юридической силой и ре­гулирующий наиболее важные общест­венные отношения.

Законность— система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзакон­ных актов.

Законныйинтерес — отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выра­жающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетент­ным органам — вцелях удовлетворе-


ния своих потребностей, не противоре­чащих общественным.

Законодательная инициатива— право внести предложение об издании закона и соответствующий законопро­ект в законодательный орган, которое порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект (но принять или откло­нить его — право законодателя).

Законодательная оговорка— имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявле­ние, положение), которое частично из­меняет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласова­ния интересов и порождает определен­ные юридические последствия.

Законодательная власть— избран­ные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия за­конов.

Законодательство— система дей­ствующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Законопроект— текст предлагае­мого к принятию закона, подготовлен­ный в соответствии с установленной за­конодательной процедурой для внесе­ния на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

Законотворческийпроцесс — уста­новленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламен­тирующий порядок деятельности зако­нодательного органа государства по вы­работке, принятию и изданию законов. Запрет— способ правового регули­рования, требующий воздержания от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий. Злоупотребление правом— ис­пользование субъективного права впротиворечии с его социальным назна­чением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общест­венных либо государственных инте­ресов.


 



Словарь основных понятий


Словарь основных понятий



 


И

Императивный метод правового регулирования— способ правового воз­действия, связанный с властными пред­писаниями, субординацией, основан­ный на запретах, обязанностях, наказа­нии.

Индивидуально-правовое регули­рование— поднормативное персони­фицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельст­вах с целью побудить их совершить предусмотренные нормами права соци­ально-ценные действия.

Инкорпорация— форма система­тизации законодательства, совершае­мая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраня­ет свое самостоятельное юридическое значение.

Институт права— упорядоченная совокупность юридических норм, регу­лирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Иск— юридическое средство защи­ты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом инте­реса.

Исполнительная власть— назна­чаемые либо выбираемые исполнитель­но-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые за­коны и осуществлять оперативно-хо­зяйственную деятельность.

Использование права— форма реа­лизации права, связанная с осущест­влением субъективных прав, посредст­вом чего лицо удовлетворяет свой собст­венный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценно­сти.

Исполнение права— форма реали­зации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго опреде­ленных в законе действий в интересах управомоченной стороны.

Историческо-политическое толко­вание норм права— способ разъясне-


ния смысла правовых норм, осущест­вляемый спомощью анализа конкрет­но-исторических и политических усло­вий принятия данного предписания.

Источник права в идеологическом смысле— причины возникновения правовых норм, связанные с различны­ми правовыми идеями, представления­ми, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.

Источник права в материальном смысле— причины возникновения правовых норм, связанные с материаль­ными условиями жизни общества, фор­мами собственности, интересами и по­требностями людей.

Источник права в юридическом смыс­ле— см. Форма права.

К

Казуальное толкование— разъяс­нение смысла правовой нормы, обяза­тельное только для данного конкретно­го случая.

Казус — случайное действие, кото­рое (в отличие от умышленного или не­осторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юри­дической ответственности.

Каноническое право— система нормативных предписаний, принимае­мых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулиру­ющих отношения внутрицерковной ор­ганизации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.

Качество закона— совокупность социально-экономических, политичес­ких и юридических свойств, обусловли­вающих пригодность закона удовлетво­рять определенные потребности обще­ства, государства или отдельной лич­ности соответственно природе права.

Квалификация правовая— юри­дическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных пред­писаниях.

Кворум— установленное законом или уставом количество присутствую­щим на определенном мероприятии,


считающееся обязательным условием для признания его решений действи­тельными и юридически значимыми.

Кодекс — систематизированный, единый, юридически и логически цель­ный, внутренне согласованный законо­дательный акт прямого действия, регу­лирующий определенную область об­щественных отношений.

Кодификация— разновидность сис­тематизации законодательства, объеди­нение нормативных актов в единый, ло­гически цельный законодательный акт. Коллизии юридические— противо­речия между правовыми нормами и ак­тами, регулирующими одни и те же об­щественные отношения.

Компетенция — совокупность за­конодательно закрепленных полномо­чий (прав и обязанностей), предостав­ленных конкретному органу или долж­ностному лицу в целях надлежащего выполнения ими определенного круга государственных Или общественно-зна­чимых задач и осуществления соответ­ствующих функций.

Конкретизация норм права— мыс­лительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкрет­ным условиям нормативной регламен­тации общественных отношений, в ре­зультате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире — по содержанию).

Консолидация— разновидность систематизации законодательства, объ­единение нормативных актов без изме­нения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоя­тельное юридическое значение.

Конституция— основной закон (закон законов) государства и общест­ва, обладающий наивысшей (абсолют­ной) юридической силой, закрепляю­щий фундаментальные начала обще­ственного и государственного устрой­ства, форму правления, принципы вза­имоотношения личности и государ­ства.


Конфедерация— форма союза (объединения) государств при сохране­нии их независимости и международ­ной правосубъектности, с созданием объединенных органов для координа­ции действий.

Л

Лоббизм — форма влияния «групп давления» на управленческие решения в процессе правотворчества и правопри­менения с целью удовлетворения инте­ресов определенных социальных струк­тур.

Логическое толкование норм пра­ва— способ разъяснения смысла право­вых норм, осуществляемый с использо­ванием законов и правил логики.

Легальность власти— юридичес­кое обоснование власти, соответствие действий государственных органов су­ществующему в стране законодатель­ству.

Легитимность власти— качество взаимоотношений государства и обще­ства, которое выражается в доброволь­ном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Локальный нормативныйакт — нормативный акт, который принимает­ся администрацией предприятий, уч­реждений и организаций и который на­правлен на урегулирование внутрикол-лективных отношений в пределах дан­ной структуры.

Льгота правовая— правомерное облегчение положения субъекта, позво­ляющее ему полнее удовлетворять соб­ственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в ос­вобождении от обязанностей.

М

Материальное право— совокуп­ность правовых норм, институтов, по­дотраслей и отраслей, с помощью кото­рых государство оказывает прямое воз­действие на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможности и не­обходимости по удовлетворению их ма-



Словарь основных понятий


Словарь основных понятий



 


териальных (а не процессуальных) ин­тересов.

Меры защиты— разновидность правового принуждения, представляю­щего собой деятельность по обеспече­нию исполнения юридической обязан­ности, защиту права.

Метод теории государства и пра­ва— совокупность приемов, принци­пов, средств, с помощью которых пости­гается предмет теории государства иправа, получаются новые знания.

Метод правового регулирования— совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правового регулирование качественно однородных общественных отношений.

Механизм правового регулирова­ния— система юридических средств, организованных наиболее последова­тельным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовле­творения интересов субъектов права.

Монархия— форма государствен­ного правления, при которой власть передается по наследству, осуществля­ется бессрочно и не зависит от избира­телей.

Мораль— система норм и принци­пов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестно­го и т.п.

Мотив поведения— внутреннее по­буждение лица к совершенному им дея­нию, причина поступка.

Н

Наказание правовое— форма и мера юридического осуждения (пори­цания) виновного, противоправного по­ведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Неофициальное толкование— разъ­яснение смысла правовых норм органа­ми или отдельными лицами по своей инициативе, не влекущее юридических последствий.

Норма права— общеобязательное, формально определенное правило пове-


дения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегу­лирование конкретного вида общест­венных отношений.

Нормативное толкование— разъ­яснение смысла правовых норм, имею­щее общее значение (распространяю­щееся на большой круг лиц и случаев).

Нормативность— признак права, выражающий собой в концентрирован­ном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную об­щность действия правовых предписа­ний.

О

Обратная сила закона— распро­странение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.

Общественный порядок— состоя­ние урегулированности общественных отношений, которое достигается с по­мощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Общество— совокупность истори­чески сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смыс­ле); исторически конкретный тип соци­альной системы, определенная форма общественных отношений (в узком смысле).

Объект правоотношения— то, на

что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты опреде­ленных действий).

Объективно противоправное дея­ние— действие либо бездействие, сход­ное по своим объективным признакам с правонарушением, но совершенное не­виновно, т.е. субъективно было направ­лено на достижение правомерных целей.

Обыденное толкование— неофи­циальное разъяснение смысла право-


вых норм на основе обыденной практи­ки и житейского опыта.

Обычай правовой — исторически сложившееся правило поведения, со­держащееся в сознании людей и вошед­шее в привычку в результате много­кратного применения, приводящее к правовым последствиям.

Обязанность юридическая— мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения ин­тересов управомоченного лица.

Ограничение правовое— правовое сдерживание противозаконного дея­ния, создающее условия для удовлетво­рения интересов контрсубъекта и обще­ственных интересов в охране и защите. Ограничительное толкование норм права— разъяснение содержания пра­вовой нормы, когда действительный смысл предписания уже ее текстуаль­ного выражения.

Ответственность юридическая— не­обходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения, выра­жающимся в виде мер личного, имуще­ственного и организационного харак­тера.

Отклоняющееся (девиантное) пове­дение— деяния индивидов или групп лиц, характеризующееся несоответстви­ем сложившимся в обществе социаль­ным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.

Относительное правоотношение — разновидность правоотношения, в кото­ром индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе его стороны.

Отрасль права— упорядоченная совокупность юридических норм, регу­лирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

П

Парламентская республика— раз­новидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент является полновласт­ным органом, который формирует по­литически ответственное перед ним


правительство и избирает (непосредст­венно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющего­ся лишь главой государства, но не ис­полнительной власти.

Подзаконный нормативный акт— изданный на основе и во исполнение за­конов акт, содержащий юридические нормы.

Политика— искусство управления обществом, характеризует отношения по поводу власти между классами, пар­тиями, этническими и другими соци­альными группами, определяющие формы и содержание деятельности го­сударства, с одной стороны, и наро­дом — с другой.

Политическая система общества— упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность инсти­тутов (государственных органов, поли­тических партий, движений, общест­венных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политичес­кая власть.

Политический режим— система методов, приемов исредств, с помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.

Полномочие— комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъ­екту в соответствии с занимаемой долж­ностью для разрешения какого-либо во­проса.

Поощрение правовое— форма и мера юридического одобрения добро­вольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждает­ся, для него наступают благоприятные последствия.

Полупрезидентская республика— разновидность республиканской формы правления, при которой элементы пре­зидентской республики сочетаются с элементами парламентской респуб­лики.

Право— система общеобязатель­ных, формально определенных юриди­ческих норм, выражающих обществен-



Словарь основных понятий


Словарь основных понятий



 


ную, классовую волю (конкретные ин­тересы общества, классов и т.п.), уста­навливаемых и обеспечиваемых госу­дарством и направленных на урегули­рование общественных отношений.

Правовая культура личности— зна­ние и понимание права, а также дейст­вия в соответствии с ним.

Правовая культура общества— уровень правосознания и правовой ак­тивности общества, степень прогрессив­ности юридических норм и юридичес­кой деятельности.

Правовая политика— деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юри­дических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспече­ние прав и свобод человека и граждани­на, укрепление законности и правопо­рядка, формирование правовой госу­дарственности и высокой правовой культуры общества и личности.

Правовая психология— совокуп­ность переживаний, чувств, настро­ений, эмоций, в которых отражается от­ношение людей к действующему и же­лаемому праву.

Правовая семья— совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формиро­вания.

Правовая система общества— кон­кретно-историческая совокупность права, юридической практики и господ­ствующей правовой идеологии отдель­ного государства.

Правовое государство— организа­ция политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и граждани­на, атакже для наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопу­щения злоупотреблений.

Правовыесредства — юридичес­кие инструменты (явления), с помощью которых удовлетворяются интересы


субъектов права, обеспечивается дости­жение поставленных целей.

Правомочие— предусмотренная в нормах права и обеспеченная государст­вом возможность участника правоотно­шения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующе­го поведения от других участников кон­кретного правоотношения.

Правомерное поведение— деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Правонарушение— виновное, про­тивоправное, общественно опасное дея­ние (действие либо бездействие) субъек­та, причиняющее вред интересам обще­ства, государства, личности.

Правоотношение— общественное отношение, урегулированное нормами права и участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязаннос­тями.

Правоположения юридической прак­тики— сформулированные в ходе разре­шения юридических дел правила (об­разцы, примеры) наиболее целесообраз­ного и эффективного применения норм права, которые могут и должны исполь­зовать компетентные субъекты при раз­решении юридических дел данного рода.

Правопорядок— система общест­венных отношений, в которой поведе­ние субъектов является правомерным; состояние урегулированности социаль­ных связей.

Правосознание— совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отно­шение людей к действующему и желае­мому права.

Правопреемство— изменение в субъ­ектном составе правоотношений, при ко­тором субъективные права и юридичес­кие обязанности переходят от. одного субъекта к другому.

Правосубъектность— признавае­мая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а


также лично своими действиями осу­ществлять их в правоотношении.

Правоспособность— способность лица иметь субъективные права и юри­дические обязанности.

Правотворчество— деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изме­нению и отмене юридических норм.

Практика юридическая— деятель­ность компетентных субъектов по при­нятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Предмет правового регулирования— те общественные отношения, соци­альные связи, которые право упорядо­чивает.

Предписание правовое— властное веление, выражающее государствен­ную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем фор­мулирования общеобязательного или индивидуального юридического прави­ла поведения для соответствующих субъектов права.

Представительство— правовое средство, с помощью которого одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия высту­пает от имени другого (представляемо­го), непосредственно создавая (изме­няя, прекращая) для него права и обя­занности.

Президентская республика— раз­новидность республиканской формы го­сударственного правления, в которой верховная власть принадлежит прези­денту как главе государства, избирае­мому всенародным голосованием (либо парламентом или же особым институ­том) и выступающим в системе разделе­ния властей субъектом координации всех ветвей государственной власти.

Презумпция— факт, существова­ние или отсутствие которого предпола­гается установленным (неустановлен­ным), поскольку доказаны другие, на­ходящиеся с ним в связи, факты.


Презумпция невиновности— за­крепленное в праве предположение, со­гласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном за­коном порядке и установлена вступив­шим в законную силу приговором суда.

Преступление — виновно совер­шенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодатель­ством под угрозой наказания.

Прецедент юридический— судеб­ное или административное решение по конкретному юридическому делу, кото­рому придается сила нормы права и ко­торым руководствуются при разреше­нии схожих дел.

Преюдициальность— обязатель­ность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказа­тельств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по ка­кому-либо другому делу.

Применение права— властная дея­тельность компетентных органов по разрешению конкретного юридическо­го дела, в результате чего выносится со­ответствующий индивидуальный акт.

Принципы права— основные, ис­ходные начала, положения, идеи, выра­жающие сущность права как специфи­ческого социального регулятора.

Р

Распространительное (расшири­тельное) толкование— разъяснение со­держания юридических норм, когда действительный смысл нормы шире ее текстуального выражения.

Реализация права— претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, факти­ческое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполне­ния обязанностей, использования прав и применения юридических норм.

Регулирование правовое— осу­ществляемое всей системой юридичес-



Словарь основных понятий


Словарь основных понятий



 


ких средств воздействие на обществен­ные отношения с целью их упорядо­чения.

Режим правовой — особый порядок правового регулирования, выражаю­щийся в определенном сочетании юри­дических средств и создающий желае­мое социальное состояние и конкрет­ную степень благоприятности либо не­благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Реквизиция — принудительное изъ­ятие имущества у собственника в госу­дарственных или общественных инте­ресах с выплатой его стоимости.

Рекомендательный метод правово­го регулирования — разновидность правового воздействия,связанная с со­ветом по осуществлению конкретного желательного для общества и государ­ства поведения.

Республика — форма государствен­ного правления, характеризующаяся выборностью власти на определенный срок и зависимостью от избирателей.

Референдум — принятие важного государственного решения путем всена­родного голосования.

Рецепция права — возрождение и использование в организации и осу­ществлении правового регулирования отечественного и мирового опыта юрис­пруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-пра­вовой науки прошлого в научных иссле­дованиях, в законодательстве и юриди­ческой практике.

Санкция правовой нормы — эле­мент нормы права, предусматриваю­щий неблагоприятные (негативные) либо благоприятные (позитивные) пос­ледствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Свод законов — сведенные в одно издание и расположенные в определен­ном порядке действующие норматив­ные акты, сборники законодательства.

Символ правовой — установлен­ный в правовых предписаниях внеш-


ний условный замещающий знак (мате­риальный предмет), выражающий оп­ределенные сведения о другом явлении или предмете и понятный окружаю­щим (флаг, герб, гимн —символы госу­дарства).

Система права — внутренняя струк­тура права, состоящая из взаимосогласо­ванных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Систематизация законодательст­ва — деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования

ими.

Систематический способ толкова­ния — разъяснение смысла правовой нормы с помощью анализа системных связей данной нормы с другими норма­ми, выявления места и роли конкретно­го правила поведения в иерархии право­вых предписаний.

Соблюдение права — форма реали­зации норм права, связанная с осущест­вление запретов, от нарушения кото­рых субъект должен воздерживаться.

Событие — такой юридический факт (жизненное обстоятельство), кото­рый не зависит от сознания и воли людей.

Социальные нормы — правила по­ведения, используемые для регулирова­ния общественных отношений.

Способы толкования — совокуп­ность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.

Статья нормативного акта — фор­ма выражения (изложения) нормы права, содержащая в различной степе­ни ее элементы.

Статус субъекта — юридически за­крепленное положение лица в общест­ве, выражающееся в определенной сис­теме его прав и обязанностей.

Стимул правовой — правовое по­буждение к законопослушному поведе­нию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.


Структура нормы права — упоря­доченное единство необходимых эле­ментов, обеспечивающих ее функцио­нальную самостоятельность.

Субсидиарное применение норм права — разрешение юридического дела в ситуации, когда правопримени­тельный орган применяет в силу отсут­ствия правовой нормы норму смежной отрасли права.

Субъекты права — участники пра­вовых отношений, обладающие соот­ветствующими субъективными права­ми и юридическими обязанностями.

Субъективное право — мера юри­дически возможного поведения, позво­ляющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.

Сфера правового регулирования — система общественных отношений, уре­гулированных правом либо подлежа­щих правовому регулированию.

т

Техника юридическая — система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, при­меняемая в целях обеспечения их со­вершенства и повышения эффектив­ности.

Технические нормы — правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы.

Тип правового регулирования — общая направленность правового регу­лирования общественных отношений, выражающая специфику лежащего в основании его способа правового регу­лирования (дозволения, обязывания, запрета) либо различных вариантов со­четания этих способов.

Типология государства и права — их специфическая классификация, проводимая в зависимости от социаль­но-экономических и технико-юриди­ческих факторов.

Толкование права — деятельность, направленная на установление содер­жания юридических норм.


У

Унитарное государство — простое, единое государство, части которого яв­ляются административно-территори­альными единицами и не обладают при­знаками государственного суверените­та (здесь существует единая система высших органов и единая система зако­нодательства).

Ф

Фактический состав — совокуп­ность юридических фактов, необходи­мых для наступления определенных юридических последствий.

Федеративное государство — слож­ное, союзное государство, части которо­го являются государственными образо­ваниями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственнос­ти (в нем наряду с высшими федераль­ными органами и федеральным законо­дательством существуют высшие орга­ны и законодательство субъектов феде­рации).

Физическое лицо — индивид, вы­ступающий в правоотношениях носите­лем субъективных прав и юридических обязанностей.

Фикция правовая — несуществую­щее положение, признанное законода­тельством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Форма государства — способ орга­низации политической власти, охваты­вающий форму государственного прав­ления, форму государственного устрой­ства и государственно-правовой режим.

Форма государственного правле­ния — элемент формы государства, ха­рактеризующий организацию верхов­ной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоот­ношения с населением.

Форма государственного устройст­ва — элемент формы государства, ха­рактеризующий внутреннюю структу­ру государства, способ его политическо­го и территориального деления, обу­словливающий определенные взаимо-



Словарь основных понятий


 


отношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма права— способ выражения вовне государственной воли, объекти­вирования юридических правил пове­дения.

Функции государства— основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции права— основные на­правления правового воздействия, вы­ражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

ц

Ценность права— реальная поло­жительная значимость права как спе­цифического социального регулятора для осуществления интересов общест­ва, государства, различных групп и ин­дивидов.

Эффективность права— соотноше­ние междурезультатами действия пра-


вовых норм и теми социальными целя­ми, для достижения которых они были приняты.

Ю

Юридическое лицо— организа­ция, которая имеет в собственности, хо­зяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридический факт— такое жиз­ненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление определенных юридических последст­вий.

Юридические последствия— ре­альный результат действия правового акта, выражающийся в приобретении субъектами прав и несении обязан­ностей.


ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Авакьян СЛ. Политический плюрализм и общественные объединения в Россий­ской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 1; № 2.

Агеева ЕЛ. Юридическая ответственность в государственном управлении. М., 1990.

Азаров Н.И. Теория государства и права: Конспект лекций и методические указания. М., 1998.

Актуальные проблемы теории права: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибуллина. Уфа, 1995.

Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства и права. М., 1919.

Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.

Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.

Андреев ИМ. Происхождение человека и общества. М., 1988.

Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.

Аристотель. Политика. М., 1911.

Ардашкин БД. К современной концепции государства // Правоведение. 1992.№2.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.

Бабаев В.К. Теория современного советского права. Н.Новгород, 1991.

Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.

Баглай М.В., Туманов ВЛ. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.

Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красно­ярск, 1985.

Байтин М.И. Правовое государство: понятие, принципы, формирова­ние // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 1995. № 2.

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведе­ние. 1996. № 3.

Бакунин МЛ. Философия. Социология. Политика. М., 1969.

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Са­ратов, 1978.

Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, примене­ние. Томск, 1988.

Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. №12.

Бахрах ДМ. Административная власть как вид государственной власти // Го­сударство и право. 1992. N° 3.

Бачило ИМ. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.

Бережное А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.



Рекомендуемая литература


Рекомендуемая литература



 


Бер.ман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.

Бобылев AM. Современное толкование системы права и системы законодатель­ства // Государство и право. 1998. № 2.

Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5.

БраткоАТ. Правоохранительная система. Вопросы теории. М., 1991.

Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: Учебное пособие. М., 1998.

БутенкоА.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государ­ство и право. 1993. № 7.

Введение в публичное право: Учебное пособие: В 2-х ч. / Под ред. Г.Н. Комко-вой. Саратов, 1996.

Введение в публичное право: Учебное пособие / Под ред. Г.Н. Комковой. Сара­тов, 1998. Ч. 2.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Ведяхин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. Самара, 1992.

ВенгеровА.Б. Теория государства и права. М., 1998.

Верховенство права. М., 1992.

Владимиров ВЛ. Основные функции посткоммунистического государства в об­ласти внутренней политики. Тверь, 1992.

Власенко НА. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

Власенко НА. Язык права. Иркутск, 1997.

Власть силы, сила власти. М., 1996.

Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

Гаврилов ОА. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. М., 1993.

Гегель. Философия права. М., 1990.