Доктрина и религиозные тексты.

Под доктриной как источником права понимается наука ( теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII-XIX вв. В литературе отмечается, что относительно недавно с победой идей демократии и кодификации доктрина уступила свое первенство закону.

Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения древних юристов, знатоков ислама здесь имеют официальное юридическое значение. Аналогичная ситуация в индуистском праве.

Для мусульманского и индуистского права характерно переплетение с религией. Так, мусульманское право имеет четыре источника. Это, прежде всего, Коран — священная книга ислама, состоящая из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету (570-632); Сунна — сборник традиций, связанных с посланцем Бога; иджма — единое соглашение мусульманского общества; кияс или суждение по аналогии. Мусульманское право — это право общины верующих. Существующие в мусульманских государствах законы фактически воспроизводят указанные источники.

Индуистское право также основано на божественной доктрине, изложенной в книгах, именуемых шастры — драхма, артха и кама.