Проблема понятия права. Основные теории правопонимания. Правопонимание в современной России

 

Проблема правопонимания существует не одно столетие, но до сих пор нет единого мнения о том, что есть право, каково его восприятие и оценка. Вопрос о понятии права является ключевым в теории права, поскольку в зависимости от его решения трактуются другие правовые явления, в том числе ключевые: норма права, форма (источник) права, юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона и т.д. Право - уникальное, сложное и многозначное явление, именно поэтому и нет (и, скорее всего, в ближайшее время не будет) однозначного ответа на вопрос: что такое право?

Выделяют следующие причины плюрализма научных концепций о сущности и природе права:

- историческая - концепции о понимании права возникли на различных этапах развития общества, а каждому этапу свойственны черты, признаки и собственные проблемы;

- философская - теории о праве связаны с различным философским мировоззрением;

- социальная - теории и школы выражают интересы различных социальных групп, а с изменением интересов меняются и представления о праве;

- территориальная - зависимость концепций от национальных, религиозных традиций, присущих той или иной стране;

- сложность правового регулирования - наличие различных элементов (нормы права, юридические факты, правоприменительные акты, правосознание и т.д.). В этом случае справедливо указывают на многофункциональную связь права с экономикой, политикой, интересами различных социальных слоев, индивидов и классов, а также взаимодействие с иными социальными нормами.

Рассмотрим основные концепции права (см. схему 8).


Схема 8

 

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

┌───┤ Основные теории права/правопонимания ├───────┐

│ └───────┬──────────┬──────────┬───────────┬──────────┬───┘ │

▼ │ ▼ │ ▼ │ ▼

┌───────┴─────────┐ │ ┌────────┴────────┐ │ ┌─────────┴────────┐ │ ┌─────────┴───────┐

│Естественно-пра- │ │ │ Юридический │ │ │ Марксистская │ │ │ Психологическая │

│ вовая теория │ │ │ позитивизм │ │ │ теория права │ │ │ теория права │

└─────────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └──────────────────┘ │ └─────────────────┘

▼ ▼ ▼

┌───────────┴───────────┐ ┌─────┴───────────┐ ┌──────┴──────────┐

│ Историческая школа │ │ Нормативистская │ │ Социологическая │

│ права │ │ теория │ │ концепция права │

└───────────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘


Естественно-правовая теория своими корнями уходит в Древнюю Грецию и Древний Рим. Ее связывают с такими мыслителями, как Сократ, Аристотель, Цицерон и др. Однако как достаточно завершенная концепция естественного права сформировалась в период буржуазных революций XVI-XVIII вв. Крупнейшими представителями данной школы являются Т. Гоббс, Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, A.Н. Радищев и др., в современной России - Р.З. Лившиц, Л.С. Явич, B.С. Нерсесянц, В.М. Шафиров, В.А. Четвернин и др.

В рамках данной теории противопоставляются естественное право и позитивное право (закон), что позволяет лучше уяснить особенности каждого из учений.

Естественное - неписаное право возникает из человеческой природы, из нравственных всеобщих принципов и представляет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, а также основополагающих нравственных идей, лежащих в основе социального устройства (свобода, равенство, безопасность, собственность, семья и т.д.). Такое право вечно, неизменно, так как присуще человеку от рождения и является высшим, истинным и подлинным правом. Охрану такого права должно осуществлять государство.

Позитивное право (закон) - это официально признанное в государстве право, совокупность юридически оформленных предписаний государственной власти. Такое право не всегда справедливо, способно закреплять произвол, тиранию и даже рабство (римское право). Поскольку естественное право служит критерием оценки позитивного права, последнее должно быть заменено на такое право, которое основывалось бы на естественных законах. С позиции данной теории закон только тогда станет правом, когда он будет разумен и справедлив, а все, что в позитивном праве противоречит праву естественному, не должно считаться правом.

Так, например, Р.3. Лившиц определял право как нормативно закрепленную и реализованную справедливость. Это не просто нормативно закрепленная справедливость, а справедливость, реализующая общественный компромисс. Р.3. Лившиц различает право и закон, который в свою очередь может быть правовым и неправовым, но "однозначного критерия, отличия правового от неправового не существует"*(63).

Л.С. Явич в своей работе "Сущность права" писал, что "по своей социальной природе право не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы...". При этом "справедливость является не только нравственной, но и правовой (юридической) категорией". Автор признает позитивное право, которое должно непременно включать в себя "решающее качество общесоциального права - должно быть масштабом свободы". И тогда позитивное право можно будет назвать юридическим, которое "наиболее совершенное выражение находит в юридическом законе"*(64). Им выделяются юридическое (официально признанное государством, законодательное, легистское) и неюридическое право (право, существующее не только в общественном сознании, моральных правах и социальных притязаниях, но и в качестве реальных правоотношений - прежде всего отношений собственности), которое возникает до того, как санкционируется государством*(65).

Таким образом, Л.С. Явич разделяет закон и право, но не противопоставляет их друг другу.

В.С. Нерсесянц отстаивал позицию противопоставления закону, принятому государством, права, сущность которого им усматривается в свободе, равенстве и справедливости (либертарная концепция). Так называемая либертарная теория права, на наш взгляд, есть один из вариантов естественно-правовой теории.

Автор сформулировал понятие "неправовой закон" - закон, который не соответствует представлениям о свободе, равенстве и справедливости, исходя из чего в многовековой истории человечества трудно найти "правовые законы".

В.С. Нерсесянц признавал и наличие позитивного права, т.е. правового закона, но таким называл лишь тот закон, который представляет собой форму равенства, свободы, справедливости, поскольку законодательство "зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер"*(66).

Юридический позитивизм возник в начале XIX в. Право, в соответствии с данной концепцией, является продуктом государственной воли и суверенной власти, которая таким образом устанавливает обязательный порядок в обществе.

Позитивизм отрицает естественное право как идею, не основанную на реальности и ведущую к нарушению порядка в обществе. Согласно теории юридического позитивизма, право - существующая реальность, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческих функций государства, независимой от экономических и классовых отношений.

В отличие от естественно-правовой доктрины, для которой характерна первичность прав и свобод, данность их от рождения, юридическому позитивизму свойственно приобретение этих прав от государства.

Главной заслугой этой теории является утверждение принципа верховенства закона и требование строгой законности - основных принципов любого демократического государства*(67).

Нормативистская теория права. Одним из направлений современного юридического позитивизма, как полагают многие исследователи, является нормативистская теория права, получившая завершенную форму в XX в., в так называемой чистой теории права Г. Кельзена. Ее представителями являлись Г. Кельзен, Штаммлер, П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др.

Основой теории является положение о том, что право - система юридических норм, образующих своеобразную пирамиду. На самом верху пирамиды находится "основная норма", принятая законодателем. Каждая норма в пирамиде вытекает из нормы, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты: решения судов, администрации, договоры, предписания должностных лиц и т.п., которые включены в право и тоже следуют из главной суверенной юридической нормы.

Основная норма "не создается путем правовой процедуры" и "действительна потому, что предполагается действительной". Следовательно, сила и действенность права заключены в самом праве. Право принадлежит к сфере должного, а не к миру сущего, то есть того, что существует. Значит, право не имеет основания в реальности, в социальной жизни. Это чисто искусственная конструкция, которую творит законодатель по своему усмотрению. Сила и эффективность работы юридических норм зависят только от совершенства пирамиды норм, от ее логичности и стройности. Юридические нормы не должны быть связаны с экономикой, политическими процессами, социальными факторами и т.д. Право не может быть оценено с позиции морали, нравственности, так как связь между ними отсутствует.

Государство, по мнению Кельзена, - это лишь "продолжение права". Иерархию источников права определяет не структура государственных органов, а государственные органы отражают такую иерархию.

Историческая школа права сложилась в конце XVIII - начале XIX в. в Германии. Представителями данной теории являлись Густав Гуго, Савиньи, Пухта и другие. Историческая школа - своеобразная реакция на идеи естественно-правовой теории.

Основная идея этой концепции - отрицание возможности существования единого для всех народов права. Право каждой страны складывается постепенно в процессе ее исторического развития, а поскольку история каждого народа неповторима, следовательно, право каждой страны уникально. Право каждого народа есть проявление присущего ему "народного духа", выражающего "общее сознание", "общее убеждение народа". Право, как и язык, мораль, саморазвивается и постепенно складывается, оно не может устанавливаться договором либо вводиться по чьему-либо указанию.

Право формируется главным образом из обычаев, санкционированных государством, соответственно, законы не являются основными в ряду источников права, они производны от обычаев. На первое место среди источников выдвигаются обычаи, поскольку были хорошо известны большинству граждан и сознательно ими соблюдались*(68).

Марксистская теория права оформилась в XIX-XX вв. Ее крупнейшими представителями были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Смысл теории в том, что государство создает и обеспечивает соблюдение правовых норм. По мнению Ф. Энгельса, государство - это не что иное, как "машина для подавления одного класса над другим". Само право рассматривается как возведенная в закон воля экономически и политически господствующего класса*(69).

Содержание права обусловлено спецификой господствующих в данном обществе производственных отношений, т.е. право порождается экономикой, при этом оно относительно самостоятельно по отношению к экономике. Основу права представители марксистской теории видели в его классовой природе. Многие выводы данного учения до сих пор сохраняют свое значение.

Психологическая теория права получила распространение в начале XX в. Ее представители: В. Лундштет, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард, Рейснер, А. Росс, Л.И. Петражицкий и др.

Основа данного учения в том, что авторы рассматривают психику человека как фактор, определяющий все общественные институты, в том числе мораль, право и государство. Психологическое направление объясняет сущность всех социальных явлений особенностями психики человека и тем самым отрывает государство и право от реальности. В дополнение к сказанному отметим, что Л.И. Петражицкий разграничивает позитивное право (официально действующие в государстве юридические нормы) и интуитивное (исходящее из психики человека). Позитивное право, выраженное в законах и иных актах, отмечает автор, граждане знают плохо, поэтому часто имеют различные заблуждения и иллюзии по поводу его содержания, названные Петражицким фантазмами.

Интуитивное право - это совокупность психологических состояний, которые испытывает человек в его ежедневных контактах с обществом, среди которых на первый план выдвигаются эмоции. Интуитивное право является автономным и признается абсолютным. Позитивное право считается относительным, непостоянным с точки зрения содержания, целей и др.

По мнению Петражицкого, интуитивное право складывается из эмоций, носящих двусторонний характер, и именно оно имеет основное значение в регулировании социальных отношений*(70).

Социологическая концепция права сложилась в начале XX в. в Европе. Ее основными представителями являлись: Е. Эрлих, Р. Паунд, Д. Фрэнк, С. Муромцев, Г. Канторович и др.

Основной идеей этого направления является то, что право воплощается не в самом законодательстве, а в его практической реализации, т.е. его функционировании (иногда социологическую концепцию называют функционализмом). Этой теории предшествовала школа "свободного права", чьи представители противопоставляли "живое право" праву в законах. "Живое право" - это право, находящееся в реальной жизни, нормы которого судьи должны отыскивать и на их основе выносить решения. "Мертвое право" - нормы, не функционирующие, определяемые как "застывшая совокупность норм". При этом "мертвые нормы", не применяемые на практике, не могут считаться правом.

Судьи наделялись правотворческой функцией, поскольку они применяли законы на практике.

Социологический подход рассматривает право только как процесс, действия, реальное поведение участников правоотношений. Право - это не то, что отражено в законе, а практическая деятельность адресатов юридических норм, т.е. это административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание должностных лиц, правоотношения. Таким образом, право - это правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. В него включаются и юридические нормы, но их значение - второстепенно. Закон, правосознание являются признаками права, а само право - это порядок в общественных отношениях, в действиях и поступках людей. Право рассматривается представителями данного направления как процесс, действие.

Право существует не в виде закона - указывает один из современных авторов, а как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей (правопорядок)*(71). Выявить суть такого порядка, т.е. разрешить спор в той или иной конкретной ситуации, призваны судебные или административные органы, чьи решения и являются "живым правом".

Подчеркнем, с социологической точки зрения право "живет", т.е. реализуется в действиях людей, решениях судов, правоотношениях, взаимодействует с другими социальными нормами.

Правопонимание в современной России. Понимание права, как системы норм, связанной с государством, многие современные российские ученые рассматривают как "узконормативное" и толкуют право более широко, не сводя только к законам или системе норм.

Выделяют нормативное (иногда говорят узконормативное) и широкое правопонимание. Еще раз подчеркнем, что нормативное правопонимание сводится к пониманию его как системы юридических норм, установленных компетентными государственными и негосударственными органами. Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании*(72).

Близко к этому мнению точка зрения о том, "что право состоит из норм, юридических норм, которые являются как бы "кирпичиками", из которых образуется право данной страны"*(73).

Заметим, что систему норм права в правовой науке принято называть правом в объективном смысле, так как оно является государственной волей и не зависит от воли отдельной личности, субъекта.

Юридическая норма - это общеобязательное правило поведения, выраженное в нормативных правовых актах, иных признаваемых государством источниках права и выступающее в качестве основания и критерия правомерно дозволенного с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанного) поведения субъектов права. И это не только сообщает юридическим нормам и устанавливаемому ими порядку устойчивость и твердость, но и способно придавать социальному регулированию всеобщий характер - распространять данный порядок отношений на все общество (или, напротив, ограничивать, локализовывать действие общеобязательных норм).

Каждая юридическая норма (особенно норма, выраженная в законе) представляет собой своего рода интеллектуальное явление, некоторое обобщение тех индивидуальных особенностей, которые встречаются в жизни, и тех типизированных решений, которые здесь должны приниматься*(74).

Связь норм права с государством состоит в том, что они, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются не только воспитанием и убеждением, что свойственно и другим социальным нормам, но и возможностью применения, когда это необходимо, принудительных юридических санкций*(75).

Сторонники широкого понимания природы права исходят из того, что понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления. Так, отдельные авторы полагают, что понятием права охватываются нормы права и правоотношения; другие - нормы права, правоотношения и правосознание; третьи - понимают под правом нормы права и субъективные права; четвертые - нормы права и их применение; пятые - нормы права и правопорядок; шестые - нормы права, принципы права, правотворчество, основные права (и обязанности) граждан, которые предопределяют правовой статус гражданина, правопорядок; седьмые - принципы права, нормы права, конкретизирующие положения, вырабатываемые судебной, арбитражной и административной практикой в процессе толкования и применения юридических норм, акты применения права и правоотношения; восьмые - юридическую надстройку определенной общественно-экономической формации, девятые - саму общественную жизнь; и т.д.*(76)

Однако следует учитывать достаточно справедливое замечание, что "нормативный подход, разграничивая право как систему норм и формы его выражения, вместе с тем рассматривает их в тесном, органическом единстве"*(77).

Кроме рассматриваемых подходов, ряд отечественных авторов (О.Э. Лейст, Л.А. Морозова, В.В Оксамытный и др.) говорят о существовании нормативной, социологической и нравственной (основанной на доктрине естественного права) концепций правопонимания в Российской Федерации.

Достаточно аргументирована и интересна точка зрения А.Ф. Черданцева, которая сводится к целесообразности прагматического подхода, т.е. подчеркивая генетические (по происхождению) и функциональные (право формируется и обеспечивается государством) связи государства и права, автор рассматривает право как произвольный приказ (волю) государства и видит его обусловленность социальными, в том числе экономическими факторами и системой ценностей, утвердившейся в обществе. А.Ф. Черданцев не отвергает наличие естественного права, социологические, психологические и др. факторы действия права*(78).