П. Общенаучные методы и подходы исследования.

К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность, вероятность и др.

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

1)Методы эмпирического исследования;

2) Методы теоретического познания;

3) Общелогические методы и приемы исследования.

В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов:

1.Предельно общие методы, т.е. которые выходят за рамки науки, например, такие мыслительные операции. Как анализ, синтез, умозаключение и т.п. К таким методам относится и диалектическая логика, которая применяется как в научном, так и в других видах познания, являясь самым общим методом вообще, а, следовательно, и в науке.

2. Методы, которые применяются только в научном познании, т.е. во всех науках. Например: моделирование, эксперимент, аксиоматический метод и т.д.

3. Частнонаучные методы, которые применяются в отдельных науках или в группе наук. Например, закон сохранения энергии применяется в физике, химии, в какой-то мере в биологии, но применение его в психологии или социальных науках уже теряет смысл.

4.Методики, применяемые для решения специфических задач в данной конкретной области определённой науки.

Темы рефератов:

1. Бытие как проблема философии.

2. Природа и жизнь как предмет философского осмысления.

3. Экологические проблемы современности.

4. Сознание и бессознательные процессы.

5. Сознание как феномен бытия.

6. Самосознание и рефлексия.

7. Сознание и язык.

8. Научное познание: основные методы и законы.

9. Роль интуиции в познании.

10. Роль памяти в познании.

11. Роль науки в современном обществе.

 

Литература

  1. Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера. // Вопросы философии, 2005, № 5, с.107-117.
  2. Беннетт, Джон Годолфин. Драматическая Вселенная : в 2 т. : пер. с англ. / Д.Г. Беннетт .— М. : Профит Стайл, 2006.Т. 1 .— 2006 .— 539 с. : ил. — Прил.: с. 517-539.
  3. Васильев В.В. Мозг и сознание; выходы из лабиринта. // Вопросы философии, 2006, №1, с.67-80.
  4. Гордеев Н.Д.Продуктивный хаос как условие порождения совершенного действия. // Вопросы психологии, 2007, №3, с. 116-126.
  5. Горичева Л. История формирования социального сознания западноевропейсвкого обществе. // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 1, с.58-69.
  6. Гумилёв Л. Этносфера: история людей и история природы. – М., АСТ, 2005, 575с.
  7. Иошкин В.К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира. // Вопросы философии, 2006, №8, с.15-28
  8. Поздняков Э.А. Философия свободы. – М., 2004, 592с.
  9. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и биосфера. // Вопросы философии, 2006, №2, с. 151-162.