ДЕТСКАЯ РЕЧЬ (2 часа)

План

1. Опрос по лекции:

1. Расскажите о понятии «языковая способность». Как решается вопрос о её происхождении в современной лингвистике?

2. Приведите исторические факты, свидетельствующие о невозможности речевого развития ребёнка без речевого контакта со взрослыми. Что такое синдром госпитализма?

3. Какие рефлекторно-двигательные реакции являются для ребёнка врождёнными? Как они становятся знаками? Что такое протоязык?

4. Как происходит голосовое развитие ребёнка?

5. Как формируются интонация и ритм в речи ребёнка?

6. Какова периодизация речевого развития ребёнка?

7. Как формируется восприятие фонем человеческой речи?

8. В какой последовательности дети осваивают произношение звуков?

9. Как ребёнок овладевает слоговой структурой слова?

10. Какие три типа слов являются первыми словами ребёнка?

11. Расскажите о росте активного словаря ребёнка. Какие трудности встречаются на этом пути?

12. В чём заключается сущность детского словотворчества? В каком возрасте оно возникает у детей?

13. Охарактеризуйте особенности словотворчества детей от двух до пяти лет.

14. Расскажите о первой практической грамматике ребёнка. Охарактеризуйте принципы «детской» грамматики: универсальность и сверхгенерализацию.

15. Расскажите о формировании некоторых грамматических категорий в сознании детей.

16. Как дети осваивают синтаксический строй речи?

2. Выпишите из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» примеры рече-

мыслительной деятельности ребёнка от двух до пяти лет по плану:

1. Высказывания, демонстрирующие изобретение новых слов по аналогии.

2. Попытки (иногда неверные) осмыслить значения слов по их внутренней форме.

3. Объяснение непонятных слов путём их переделывания.

4. Примеры детской «логики» (своего понимания связей в мире, соединения несоединимого, смысловой игры и т.д.).

5. Буквальное понимание метафор детьми.

6. Высказывания, демонстрирующие любовь детей к действию, динамике, движению.

7. Стремление детей к звуковой мотивированности слова.

8. Почему детям нравятся перевёртыши? Приведите их примеры и типологию.

9. Высказывания, демонстрирующие любовь детей к рифме.

10. Высказывания, демонстрирующие любовь детей к ритму.

2. Подготовьте несколько примеров детской речи из рубрики «Говорят дети». Объясните её особенности.