ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ.
С учением о существе церковной проповеди органично связано учение о ее содержании и главном предмете. Прямые указания относительно содержания церковного учительства и его главного предмета можно найти уже в апостольском учении о проповедничестве. В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Павел, раб Иисуса Христа,... избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семене Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (1,1—5).Эти слова Апостола свидетельствуют, что содержанием церковной проповеди должно быть учение о домостроительстве нашего спасения, краеугольным камнем которого является Сын Божий Господь Иисус Христос. Именно эта истина была основным содержанием апостольской проповеди. Везде, куда ни ступала нога первых проповедников Евангелия — и в Иерусалимском храме, и в синагогах, и в судилищах, и в частных домах, на площадях и в укромных местах, — звучало учение о Христе распятом и воскресшем, о необходимости покаяния и веры в Него. Из этого средоточия — главного предмета церковной проповеди —должны исходить и к нему возвращаться все частные предметы церковного учительства. Обширна и разнообразна область этих предметов. Пример учительной деятельности апостола Павла намечает два ее предела, один из которых достигает небесного мира, где слышатся «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12,4), другой касается земли, с ее преходящими интересами и попечениями (2Тим. 2,9). В пастырских посланиях апостола Павла содержатся и более конкретные указания на область проповедуемых истин. В Послании к Титу Апостол пишет: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Это наставление заключается словами:«Сие говори, увещевай и обличай со всякой властью»(Тит. 2,11-15).Всё разнообразие проповеднической тематики с большой наглядностью представлено в творениях св. Григория Двоеслова. В своем «Пастырском правиле» Святитель под образом библейской лестницы Иакова (Быт. 28,10—17)обозначает всю совокупность проповеднических предметов. Основываясь на земле, лестница восходит к престолу Божию. На земле лежит спящий человек со своими немощами и беспомощностью, на верху лестницы — Господь, а по лестнице восходят и нисходят ангелы Божий. Церковные проповедники, взирая на этот образ, должны излагать учение о Боге и Его отношении к миру, о посредниках нашего спасения, соединяющих мир земной с миром небесным, о человеке, со всей полнотой его духовных запросов и нужд земных*.
Таким образом, в содержание церковной проповеди может входить все то, что имеет прямое отношение к религиозной жизни человека, все, что может возвысить и одухотворить его, удовлетворить запросы бессмертной души, привести к наследию вечной жизни. Очень кратко эта мысль выражена в Апостольских посланиях: проповедь должна иметь своим предметом все, «относящееся ко спасению». Наряду с этими возвышенными истинами проповедник не должен оставлять без внимания нравственные, а в отдельных случаях и общественные проблемы современной жизни, те факты и события, которые имеют прямое отношение к делу спасения христианина, тревожат его совесть и сознание. В этом случае тему проповеди, ее содержание должны подсказать пастырю его проповеднический такт и духовная опытность. Однако, какого бы частного предмета ни касалась проповедь, ее содержание должно иметь непосредственную связь с евангельским учением. В противном случае она не будет иметь характер церковного учительства и превратится в обычную речь. Однако в одном проповедническом выступлении нельзя охватить и малой части этих спасительных предметов. Для удобства выбора тем и выработки методических рекомендаций гомилетическая наука предусматривает деление всей области проповеднических предметов на определенные тематические отделы. Эти отделы служат основой для построения видов проповедей, соответствующих различным задачам и обстоятельствам пастырской практики. На основании вышеизложенного сделаем определение церковной проповеди. Под церковной проповедью надо понимать предлагаемое слушателям свидетельство о Спасителе мира Господе Иисусе Христе и изложение Его Божественного учения, раскрываемого в духе Православной Церкви. Возвещение Христовой истины в проповеди всегда должно соединяться с наставлением и руководством людей к жизни и деятельности по Его божественным заповедям. Более кратко эта мысль выражена преподобным Исидором Пелусиотом так: «Проповедь доносит до слушателей слово Божие, учит вере и жизни по вере»**.