Содержание темы.

  • Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук.
  • Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины.
  • Современное состояние психологической теории.
  • Основные направления психологической практики.
  • Вопросы для самопроверки.
  • Тестирование.
  • Литература.
  • Основное меню.

 

16 школах, направления, концепции в психологии

Наука психология создала немало школ, направлений, концепций Отношение к ним было разное, вплоть до отрицания От советской психологии идеологические работники постоянно требовали монистического подхода к вы ивчення и толкования психических явлений Методологической основой исследования психики должна стать диалектически-материалистическая философия Диалектический материализм - термин, которым обозначалась философия К Маркса (1818-1883) Диалектика Г-В-Ф Гегеля (1770-1831) была идеалистической, а материализм Л Фейербаха (1804-1872) был недиалектичним (метафизическим) К Маркс соединил материализм и диалектик і діалектику.

Несмотря на попытки партийных идеологов сориентировать психологию бывшего Советского Союза на единый подход к выяснению сути психики, все же во многих случаях ученые в конкретных исследованиях использовали достижения психологов различных направлений и школ Такая творчество в науке оправдана, если иметь в виду чрезвычайную сложность предмета исследования, большое количество факторов, действующих на те или иные психические явленийа.

Интроспекция психология охватывает ряд направлений Общим в них является то, что все они используют основной метод изучения психики - самонаблюдения есть наблюдение человека за собственным сознанием

Одним из направлений интроспективной психологии является учение о \"внутренний опыт\", с позиции которого психические явления узнают принципиально иным способом, чем материальные (Дж Локк (1632-1704), Р Декарт (1596-1 1650) и др.) интроспективной психологии следует рассматривать как важный этап в развитии науки итоге, почти все современные психологи считают сознание совокупностью феноменов, часть которых можно изучать с к мощью самонаблюдения, т.е.реження, тобто интроспекции (от лат introspectare - смотрю внутрь)

Ассоциативная психология берет свое начало от древней философии В рамках этого направления психические явления объясняли преимущественно с помощью понятия об ассоциации Еще Аристотель высказал мнение, что психические явления сочетаются с а сути, сходством и контрастностью Это направление в психологии существовал довольно долго поздние исследования побудили отказаться от его абсолютизации, особенно относительно мышления, психологического обоснования обучения и др. Так, было доказано, что построено на ассоциативной теории обучения дает репродуктивные знания Но положение представителей ассоциативной психологии плодотворно используются в современной психолог ее, например, для объяснения некоторых механизмов памяти в психоанализе, Шизоанализналізі.

Некоторые из представителей ассоциативной психологии придерживался теории \"елементаризму\", согласно которой сознание состоит из простых элементов (ощущения, упоминание т.п.), а эти элементы объединяются с законы ассоциаций асоціацій.

Психоаналитический подход разработал 3 Фрейдом (1856 - 1939) в конце XIX - начале XX в порах метод лечения психических заболеваний, а впоследствии для построения гипотез и теорий психологии, в частности для объяснения роли не свою известного в жизни человека Фрейд стремился создать обобщение не только психологического, но и философского характера, построить оригинальную теорию психоаналитической психологии и философии В анатомии осо бистости Фрейд выделял три компонента, которые взаимодействуют между собой: \"Оно\", \"Я\", \"Сверх-Я\" Бессознательное \"Оно\", за 3 Фрейдом, является унаследованным человеческой организацией глубинным слоем, \"кипящим котлом инстинктов\", неугомонных влечений человека Сознательное \"Я\" является посредником между \"Оно\" и внешним миром \"Я\" выполняет функцию влияния этого мира на бессознательное \"Оно\" \"Сверх-Я\" - это \"Интернализованная версия общественных норм и стандартов поведениядоме "Воно". "Над-Я" - це "інтерналізована версія суспільних норм і стандартів поведінки".

За 3 Фрейдом \"Я\" пытается подчинить себе \"Оно\", а если это не удается, то \"Я\" подчиняется \"Оно\", создавая видимость своего превосходства над ним \"Сверх-Я\" тоже может господствовать над \"Я\", выступая в роли совести или бессознательного чувства вины Итак, за 3 Фрейдом, \"Я\" как бы сжатый в тисках многих противоречий \"Я\" отмечает Фрейд, находится под угрозой со стороны внешнего мира, со стороны \"сб урення \"\" Оно \"и строгости\" Сверх-Я \"психоанализ 3 Фрейда постепенно подвергался изменениям - появился неофрейдизме Один из его представителей - немецко-американский психолог Е Фромм (1900-1980) сказал биолог изм 3 Фрейда, пересмотрел символику бессознательного, смещая акценты с подавления сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социальными причинами Он ввел понятие \"социального характера\", трактуя его как связующее звено между психологией индивида и социальной структурой обществтя "соціального характеру", трактуючи його як сполучну ланку між психологією індивіда й соціальною структурою суспільства.

Объективная психология - психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенциальных правилах фиксации психических явлений К таким проявлениям относят поведение, реакции, рефлексы и т.д. в Из этой школы берут начало другие направления в психологииії.

Бихевиоризм (от англ behavoirrism - поведение) - направление в американской психологии, представители которого отрицают сознание как предмет психологии Основатель этого направления Дж Б Уотсон (1878-1958) выступил против понимания психологии как науки о бе езпосередни субъективные явления Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение Понятие образы, мышление, чувства тощ тощо

Дж Уотсон заменил понятиями о мышечных и секреторные реакции Уотсон предложил схему \"стимул-реакция\" (S - R), которая означает, что в каждой ситуации стимула S соответствует определенное поведение или реакция R Ви др. считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека Стимулом является каждый физический, химический или механический агент, способный подразнить рецепторы кожи, глаза, уха, носа или языка П роте такие взгляды оказались ограниченными, и на смену бихевиоризма пришел необихевиоризма необіхевіоризм.

Необихевиоризм - направление в американской психологии Возник в 30-х годах XX века, воспринял главное положение бихевиоризма, согласно которому предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешне ого среды (схема S - R) Однако представители необихевиоризма ввели в общей схемы \"промежуточную переменную\" - связующее звено между \"стимулом\" и \"реакцией\" (S - О - R), они считают, что понятие \"промежуточная переменная \"(О) определяет познавательные и мотивационные компоненты поведения Сторонники этого направления обосновали\" закон эффекта \"(\" закон выгоды \"), рассматривая поведение личности как совокупность\" влияний \"( реакций) за определенные \"вознаграждения\" (стимулы), которые получает человек считают, что среднее звено (О) не поддается анализу с помощью объективных методевважають, що середня ланка (О) не піддається аналізу за допомогою об'єктивних методів.

Один из представителей необихевиоризма американский психолог БФ Скиннер (1904-1990) феномены сознания, самопознания, моральные ценности и мотивы, субъективность человека пытается объяснить мотивацией ю поведения Цель человеческой деятельности, утверждает он, лежит вне индивидом, в сфере объективированных надличностных структуратур.

Гештальтпсихология (от нем Gestalt - целостная форма, образ) - одно из направлений в психологии 20-30-х годов XX века, созданный МВертгеймером (1880-1944), ВКелером (1887-1967), ККоффкою (1886-1941) и другими немецкими психологами Они исходили из примата целого в над частями, формы над материалом Начальным и основным элементом психики гештальтистов считают не ощущения, а целостные образы - гештальты Эти образы возникают вследствие стремления психического поля св идомости индивида образовывать простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры, которым свойственны константность и устойчивость гештальтистов перенесли срок \"гештальт\" на мыслительные и культурные образования как целостности, элементы которых связаны в единую структурв єдину структуру.

Психологическую школу, связанную с деятельными подходом был создан в Советском Союзе Эта школа строилась на принципах развития, предметности и историзма ее представители творчески разрабатывали идеи иностранных ученых, в частности швейцарского п психолога, философа и логика ЖПиаже (1896-1980) об операционной концепцию интеллекта и другие подходы Многие наработок этой школы имеют определенную научную ценностьість.

Персонализм (от лат persona - лицо) - направление в психологии и философии, возникшее в конце XIX в в России, Украине и США Представителями персонализма были украинский и русский философ МО Бердяев (1874-1948), американский философ Б Б П Боун (1847-1910), французский мыслитель Е Мунье (1905-1950) и др. Они провозглашали личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности \"верховной личности\" - Бога По мнению представителей этого направления, исследования развития личности - основа для изучения всех психических объявлениявсіх психічних явищ.

Гуманистическая психология возникла в начале 50-х годов XX века Она не является однородной, но все ее сторонники придерживаются точки зрения, что психология не следует строить по образцу естественных наук: человека нужно изучать как активный объе Объект исследования Представители этого направления - американские психологи АХ Маслоу (1908-1970), К Роджерс (1902-1982) и др. - сосредоточивали внимание на автономности, са-моактуализации, самосовершенствовании, своб оде выбора, ответственности, стремлении человека к высшим ценностям тощй тощо.

В центре внимания гуманистической психологии - проблемы личности, ее развитие В противовес психоанализа представители гуманистической психологии подчеркивают роль сознания и самосознания в причинной зу умовлености человека Например, К Роджерс рассматривает эмпатию как основной метод \"центрированной на клиентов\" психотерапии, в которой психолог вступает в глубокий эмфатическая контакт с пациентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем Психологов этого направления интересовали ведущие мотивы в жизни человека, потребности личности в п озитивному оценки тощ оціненні тощо.

Когнитивная психология (от лат cognitus - знание, познание) - одно из направлений современной психологии Исследования представителей когнитивной психологии связаны с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида К принципам когнитивной психологии принадлежит трактовки человека как деятельного, активного к восприятию информации личности, которая руководствуется определенными планами, правилами, стратегиями Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена до простого Значительное влияние на развитие понятийного аппарата когнитивной психологии оказала теория информации и исследования в области искусственного ин лектаекту.

Экзистенциальная психология (от лат exixtentia - существования) - направление в психологии, основанной на принципах гуманистической психологии и понимании бытия человека, связанного с проблемами стресса и тревоги Представители этого направления считают, что основными псы ихологии должны быть проблемы времени, жизни и смерти человека, - ее свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одиночества человека; смысла жизни и поиск этого смыслу.

Экзистенциальный психоанализ - направление в психоанализе, направлен на рассмотрение человеческого бытия, направленного на осмысление человеческой реальности через будущее, а не прошлое

Функциональная психология ориентирует на исследование приспособительных функций психики Она возникла в США в конце XX века Впоследствии дифференцировалась, выделив несколько течений, которые возглавляли Т А Рибо (1839-1916) во Франции, М М Ланге ( (1858-1921) в Украине и др. Все они определяли психологию как науку о функции сознаниядомості.

Аналитическая психология основана швейцарским психологом и психиатром К Г Юнгом (1875-1961) Он трактовал процесс психического развития индивида как ассимиляцию сознанием содержания личного и коллективного бессознательного По К Юнгом, центром психики является архетипетип Самости (архетип - от греч - начальный образ, идея) Понятие Самость Юнг употребляет как архетип коллективного бессознательного Развитие личности, в процессе ее индивидуализации идет от сознания к личному бессознательную домога, а от него - к коллективного бессознательного, центром которого является Самость К Юнг отмечает, что в мифах, сказках сновидениях символами Самости зачастую мудрый дедушка, крест, круг, квадрат и другие символы Целостности Он использует это понятие для обоснования самореализации глубины коллективного бессознательного Конечной целью индивидуального развития являетсяитку є достижения личной неповторимости Согласно К Юнгом, человеческая психика сочетает в себе различные архетипы Все они рассматриваются как глубинный, изначальный образ, который человек воспринимает только интуитивно и который в итоге бессознательной действовали льности оказывается \"на поверхности сознания\" в форме разнообразных представлений, символов - важное основание воображения, фантазиви, фантазії.

Срок свое используют в аналитической психологии для оценки субъективного внутреннего видения, которое складывается у субъекта о самом себе, о своих чувствах, помыслы и т.д. Употребляют и понятие свое глубинное В Оно означает совокупность знаний человека о своем внутреннем мире, независимый от внешней реальноститі.

К Юнг ввел понятие комплекс - совокупность взаимосвязанных, эмоционально заряженных идей В психоанализе комплекс трактуют как бессознательное психическое образование, возникающее вследствие вытеснения из сознания идей, связанных с важными д для индивида переживаниями Часто понятие \"комплекс неполноценности\", \"комплекс превосходства\" и т.д. Комплекс (от англ complex и лат complexus - связь, сочетание) Срок, который используется в психолог ее для обозначения болезненного осознания собственного несовершенствання власної недосконалості.

Структурный психоанализ - направление современного психоанализа, основанный на значении языка для характеристики бессознательного, подсознательного и для терапии психоневрологических заболеваний

Феноменологический психоанализ охватывает психоаналитические взгляды и концепции, направленные на расширение феноменологических составляющих психоанализа и переосмысления их на базе феноменологической концепции сознания, то есть концепции, зг достойно которой духовная сущность сознания не зависит от реального существования человека и его жизненного опыта.

Глубинная психология - направление, в котором решающее значение придают неосознанным компонентам, расположенным в \"глубинах\" психики человека, спрятанным за поверхностью сознания

Проективная психология построена на положениях о целостности личности как единого \"организма\", неотделимость личности от социальной среды; рассмотрение личности как саморегулирующейся системы с целью организации субъективного опыта соответствии с задачами адаптации тощтації тощо.

Топологическая психология - направление гештальтпсихологии, разработанный немецким и американским психологом К Левин (1890-1947), согласно которому описание поведения человека во внешнем мире можно сделать с помощью математических по онять топологии - одного из разделов математики, изучающий те свойства фигур, которые не меняются при любых деформациях.

Гормична (хормична) психология - направление в английской и американской психологии, авторы которого считают, что основой каждого психического явления есть особая нематериальная сила - Горм (Хорма), она проявляется как инстинкт

Культурно-историческая теория UC Выготского (1890-1934) Согласно этой теории у человека возникает особый вид психических функций, полностью отсутствует у животных Важным положением этой теории является тезис об опосредованном характере высших психических функции иій.

Педология (наука о детях) - направление в психологии и педагогике Возник в конце XIX в Основная идея педологии - комплексное рассмотрение развития ребенка Ценным в педологии было и есть стремление практической направленности те на диагностику психического развития В 1936 году педология в Советском Союзе была объявлена ??\"лженаукойдонаукою".

Концепция психологии народов - одно из направлений в социальной психологии Возник в Германии в середине XIX в соответствии с этой концепцией, главной движущей силой истории является народ, \"дух целого\", выражающий себя в искусстве, религии, вых уходом, языке, мифах, легендах, обычаях и т.п. Представители этой концепции исходят из того, что индивидуальная психика, сознание личности является продуктом целого, звеном в социально-психологических связей в Психологию народов они считали отдельной наукой К представителям этой концепции принадлежал частности в Германии В Вундт (1832-1920), в Украине - О О Потебня (1835-1891тебня (1835-1891).

Операциональная концепция интеллекта и генетической эпистемологии основана швейцарским ученым Ж Пиаже (1896-1980) Ведущим фактором интеллектуального развития ребенка он считал процессы социализации Источником интеллектуального развития, за Ж Пиаже, являются действия с вещами

По мнению Ж Пиаже, психика функционирует и развивается в рамках адаптации индивида к схемам поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям Высшей формой уравновешенности субъективного кта и объекта является образование так называемых операционных структур Под операцией понимают действие, способную координировать с операциями в структуре ансамбля Ж Пиаже употреблял понятие схема, которым обозначал организованную совокупность движений (сосание, хватание, толкание), присущих ребенку от рождения или приобретенных, или операций (анализ, классификация, измерение и т.д.), которые развиваются в процессе взаимодействия с окружающим мивітом.

Концепция отношений личности Разработал украинский психолог О Ф Лазурский (1874-1917) и российский психолог ВМ Мясищев (1892-1972) Согласно этой концепции, психологическим ядром личности является ее сознательно-избирательное отношение к дийс сностиності.

Программно-ролевая концепция научного коллектива - теория коллективной научной деятельности

Концепция поэтапного формирования умственных действий Разработал русский и украинский психологом БЯ Гальперин (1902-1988); связана с учением о создании в человека действий, образов и понятий

 

Концепция деятельного опосредствования межличностных отношений - социально-психологическая концепция, которую разработал современный российский психолог А В Петровский

Психоаналитическая герменевтика - одна из научных течений, в которой рассматривается мыслительное толкования текстов при психоаналитических исследованиях

Антипсихиатрия - учение, направленное на радикальную перестройку современной психиатрии как формы насилия над психикой личности

Биопсихизм - теория, согласно которой психика приписывается всему живому, даже растениям

Волюнтаризм - течение в психологии, авторы которой считают, что свобода лежит в основе психики человека

Психология поступка - предложил украинский психолог В А Роменец (1926-1998) На современном этапе выступает как концепция, в которой автор пытался соединить гуманистические идеи с другими, возникших в прошлом

Логотерапия - направление, связанное с поисками смысла жизни

Психосоматика - направление в медицине, основанный на признании исключительно преимущества роли психических факторов в появлении и течении болезней и выздоровлении пациента

Неопсихоанализ - направление в психологии, психоанализе и психотерапии

неофрейдизме - направление в современной психологии, психоанализе, философии и социологии Возникшее на основе реализации положений 3 Фрейда о том, что его учение универсальное и приобрело не только психологического, но и философские кого значение Делались попытки соединить фрейдизм с марксизмом и другими философскими теориями Особенно проникли идеи 3 Фрейда и представителей неофрейдизма в науку о искусства, социальную психологию этнографию тощ тощо.

 

В украинской психологии преобладает общий взгляд на психику как функцию мозга, как отражение объективной реальности; отмечается самодетерминация психической деятельности, общественная обусловленность сви идомости человека, единство сознания и деятельности (СЛ Рубинштейн, ОМ Леонтьевьєв).

Понимание своеобразия психического заключается в том, что это особый вид деятельности Это деятельность не мозга, а человека как ее субъекта, более или менее осознанно творит собственную психику с помощью мозга в и несет ответственность по результатам самосозидания Что именно человек чувствует, воспринимает, представляет, о чем и как он думает, к чему стремится, какие цели ставит перед собой, интересами, взглядами, пе реконаннямы руководствуется в своем поведении, именно в этом проявляется своеобразие психического Игнорировать субъективное в психической деятельности - значит отрывать эту деятельность от ее носителя (ГС Костюкстюк).

Кроме объяснения природы психического, для украинских психологии характерно выяснения движущих сил настоящего регулятора психической активности, поиск ответа на вопрос, которое выводит на пробле ему \"внутреннего и внешнего\" Актуальны формулы СЛ Рубинштейна \"внешнее через внутреннее\" и ОМ Леонтьева \"внутреннее через внешнее\", принцип детерминизма ОМ Ткаченко; мнения ГС Костюка о объ ность психологических законов, определяющих становление, возникновение и развитие субъективного Они направлены на раскрытие механизмов функционирования и развития психики человекфункціонування і розвитку психіки людини.