Антропологические теории права
Совокупность различных представлений.
Ковлер – изучал правовое бытие человека на всех стадиях развития этого бытия (от архаических до современных форм).
Предметный смысл – все элементы правовой системы (нормы, правоотношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы регулирования поведения, разрешения конфликтов).
Бочаров – в качестве предмета рассматривается субкультура.
С точки зрения предметной сферы в анализ правоотношений входят родственные отношения, отношения собственности, договорные отношения.
Антропологическая теория приближена правовой системе, т.е. исходит из широкого подхода к праву, она нацелена на межкультурный подход.
Один из приемов – изучение институтов, связанных с непосредственным регулированием конфликтов.
Прием включает наблюдение поведения – антрополог должен находить и оценивать те факты, которые есть в среде.
Вершиной антропологии является одновременно сфера правового регулирования и средств правового регулирования.
С точки зрения антропологии первичны не нормы и не процесс, а единство как критерий права.
Основатели:
Рулан полагал, что антропология началась именно с него.
Ковлер говорил, что правовая антропология возникла раньше и считал основателем Ж.Ж. Руссо.
Он сформулировал антропологический проект:
1) создание принципиально новой исследовательской концепции – человек рассматривается не только субъективно, но и объективно;
2) необходимо получать знание о человеке не только на основании рефлексии, но и на основе наблюдения за его жизнью по определенным параметрам;
3) признание права на ….
4) применение методологии в пользу вкл. наблюдения и сравнительного изучения различных правовых систем;
Ковалевский, М.-Маклай и др.
Пучков выделял:
- антропологический императив – для законодателя состоит в следующем: создание законов, которые в полной мере отвечают природе человека, его ценностям и свободе.
- парадигмы юр. антропологии (способ постановки и решения задач).
- парадигма человека как центра права и критерия социально-нормативного регулирования.
- парадигма постоянного правового развития (правовой прогресс).
- парадигма структурной функциональности правовой среды человека.
Минусы теории:
- теоретическая рыхлость
- человек – внешний императив (законодателя принуждают регулятивные отношения – человек сам не участвует в правовой коммуникации)
- человек рассматривается не как субъект права, не как элемент, а как внешний объект.
-