Программированное обучение.

Одной из попыток управления познавательной деятельностью учащихся является программированное обучение. В «Психологическом словаре» указывается, что оно представляет собой систему теоретических представлений и организационных форм, которые могут по­мочь учащемуся самостоятельно приобретать знания, умения, навыки». В 1954 г., когда возникла идея программированного обучения, решалась главная задача — повысить эффективность преподавания благодаря управлению учебной деятельностью, выступающему системообразующим фактором. Данный подход помогает формализовать процесс образования.

Можно выделить несколько центральных вопросов в системе программированного обучения. Прежде всего - это моделирование, констуирование учебных программ, учебных пособий, учебников, эвристическое программирование и др.

Специфика состоит в том, что программированное пособие принимает на себя функции учителя. Ученик может с помощью специальных дидактических средств приобретать необходимые знания и навыки. Фактически это способствует научению, которое, как мы отмечали выше, может быть более эмоциональным, результативным, свободным и целенаправленным.

Значит, программированное обучение в отличие от традиционного пли проблемного предполагает такую программу, где четко расписаны действия (ходы) учителя и ученика (своеобразная бинарность), но в роли учителя могут выступать не только педагог, но и учебник, обучающая программа и пр.

В программированном обучении заметны общие и частные дидактические принципы — последовательности, доступности, систематичности. На всех его этапах самой существенной остается возможность управлять усвоением с помощью прямой и обратной связи.

Некоторые ученые (А.М. Матюшкин) указывают и на такие принципы программированного обучения:

1. Дробление материала на отдельные порции-кадры, соответствующие одному «шагу» в процессе усвоения.

2. Активность процесса усвоения, обеспечиваемая необходимостью выполнить задания, предлагаемые в каждом кадре.

3. Наличие обратной связи (самоконтроля) при выполнении каждого задания.

4. Возможность индивидуализации процесса обучения.

Реализация этих принципов привела к созданию программ-материалов и использованию обучающих машин. В настоящее время наиболее распространенными являются линейная, разветвленная и смешанная системы учебного программирования.

Основатель линейного программирования Б. Ф. Скиннер указал основные его черты. Прежде всего, оно рассчитано на процедуру, согласно которой все обучаемые должны выполнить одни и те же действия последовательно. Соответственно такие линейные программы рассчитаны на четкое представление умственных возможностей уче­ников при изучении определенной темы.

Принципом линейного программирования является изложение учебного материала, позволяющее его усвоить без ошибок. Например, объясняя разбор предложения «Старый плотник строит дом» по членам предложения, учитель пользуется такой последовательностью шагов:

1-й шаг. Задай вопрос: «Кто?» или «Что?». Ответ: «Плотник». Это подлежащее.

2-й шаг. Что делает плотник? (Что сказано о плотнике?) Ответ: «Строит». Это сказуемое.

3-й шаг. Найди слова, связанные по смыслу с подлежащим, и задай во­прос: «Плотник какой?» Ответ: «Старый». Это определение.

4-й шаг. Найди слова, связанные по смыслу со сказуемым, и задай вопрос: «Строит что?» Ответ: «Дом». Это дополнение.

Порции учебного материала разработаны для того, чтобы включать задание минимальной сложности.

В этом подходе очевидно преломление идей бихевиоризма, связанных с определением единиц навыка, — оперантного обучения и закона эффекта как стимула к новому обучению.

В линейном программировании ученикам предлагаются задания для самоконтроля. Их выполнение свидетельствует об усвоенном знании или навыке. Как указывают исследователи, безошибочность выполнения заданий на основе линейного программирования достигается в 90% случаев, но только тогда, когда условия заданий идентичны, различается лишь содержание. Иными словами, если задания раньше встречались детям, то и выполнять их легко. Данное обстоятельство свидетельствует о косности навыков и ограниченных условиях их применения.

Учитель создает систему подкреплений, подсказок, ведущих ученика к правильному результату, отчего ученик идет к нему достаточно легко и просто. Однако не сам он ищет правильный путь усвоения знаний и формирования навыков, за него это делает педагог или программированное пособие.

Разветвленное программирование разрабатывалось Н.А.Краудером.

Соответствующая программа предполагает, что наиболее подготовленные учащиеся могут воспользоваться ею, если свойственный им темп продвижения успешен. Главным оказывается здесь принцип индивидуализации.

Разветвленная программа предполагает различные пути усвоения знания. Школьник минует разветвления, идя по главным шагам и усваивая более сложные порции материала.

Кроме того, важным оказывается и учет возможных затруднений учеников. Критики такой программы указывают, что плохо успевающие ученики усваивают новые знания своеобразно: прочитав зада­ние, они возвращаются к инструкции, где содержатся необходимые сведения. Фактически усвоение нового идет не в прямом порядке, а в обратном — не с усвоения и последующего применения.

В исследовании А.М. Матюшкина разветвленная программа была поделена на две части: содержащую основные сведения, необходимые для усвоения, и включающую задание, которое надо было выполнить на основе этих сведений. Но этот материал предлагался детям не сразу, а поступательно. Правильные и неправильные ответы не давались.

Задание. Надо найти частное от деления b на Ь.

В экспериментах, проведенных А. М. Матюшкиным, оказалось, что ни один ученик не сумел выполнить задания, если не смотрел первую часть, содержащую разъяснения. После этого учащиеся вновь возвра­щались к заданию о нахождении делимого в выражении: 24 : 4 = 6.

Путь выполнения этого задания позволил исследователю утверждать, что «процесс усвоения учебного материала при разветвлен­ной системе программирования происходит не благодаря, а вопреки предлагаемой системе регулирования процесса усвоения», который требует использовать соответствующие знания. Ученик понимает их смысл и запоминает их для решения поставленной задачи.

В смешанных системах программированного обучения соединя­лись линейная и разветвленная (сетевидная) программы. Трудности выполнения заданий учениками, когда использовалась вторая из упо­мянутых двух программ, позволили ученым соединить проблемный подход в обучении с программированным. Однако последнее вместе с алгоритмизацией применяется в некоторых средних образователь­ных учреждениях.