Занятие II. Разложение цехового строя

 

План занятия:

1. «Замыкание цеха» и борьба подмастерьев с мастерами.

2. Цехи и ранний капитализм.

3. Роль цехов в развитии производительных сил в ранний и поздний периоды их существования.

 

На втором занятии рассматривается процесс разложения цехового строя в Западной Европе, который начался в развитых центрах ремесленного производства в XIV в. и углубился в XV в. Особенно показательны в этом плане документы по истории немецких цехов XIV–XV вв.

1 вопрос. Приступая к рассмотрению этого вопроса, выясните, каковы были основные причины разложения цехового строя (см., в частности, документ начала XV в. «Кельнские шелкопрядильщицы») и в чем он выражался. Свидетельством разложения цехового строя были участившиеся нарушения требований цеховых уставов. Подтвержением этому могут служить, в частности, «Доклад об отрицательных сторонах шелкового производства, представленный кельнскому совету Гергардом фон Везелем» 1490–1491 гг., а также постановление франкфуртского совета 1432 г. Эти источники позволяют проследить, как происходил так называемый процесс «замыкания цеха», какие имелись ограничения для желающих стать мастерами – членами цеховой организации. В заключение следует остановиться на анализе последствий «замыкания цеха». В XIV–
XV вв. в Западной Европе наблюдалось обострение противоречий между подмастерьями и мастерами. Значительное число подмастерьев превращается в «вечных», – фактически в наемных работников. В документах имеются многочисленные свидетельства упорной борьбы между мастерами и подмастерьями. Для защиты своих интересов в противовес цехам подмастерья создавали свои организации – компаньонажи, братства. Выясните, какие требования выдвигали подмастерья в борьбе с мастерами, к каким формам борьбы они прибегали.

2 вопрос. При подготовке ответа на этот вопрос не следует забывать о наблюдавшемся в XIV–XV вв. процессе постепенного превращения учеников и подмастерьев в наемных работников, о чем говорилось при разборе предшествующего пункта плана, так как он был одним из источников зарождения раннекапиталистического производства в городах. Рассматривая проблему роли цеха в процессе становления раннего капитализма, следует учитывать, что рассмотренный выше процесс «замыкания цеха» был своеобразной реакцией цехового ремесла на происходившие прогрессивные изменения в организации производства. В новых условиях прежде необходимая цеховая регламентация становилась тормозом развития раннекапиталистического производства. По имеющимся источникам (преимущественно немецким) необходимо проследить начало процесса перерождения средневекового цеха, зарождения в отдельных цехах системы раздач, рассеянной мануфактуры; превращения части обедневших прежде самостоятельных ремесленников в наемных работников разбогатевших мастеров того же цеха. Следует уяснить, чем средневековая ремесленная мастерская отличалась от мануфактуры.

Шестой вопрос ориентирован на обобщение всего рассмотренного по данной теме материала. Итак, роль цехов в развитии производительных сил в средневековой Западной Европе нельзя оценивать однозначно. Так как же можно определить роль цехов в ранний и поздний периоды их существования и почему? С какого времени ориентировочно можно говорить об изменении сущности и роли цеховой организации в Западной Европе?